Что такое психогенетика? Зарождение науки и основные понятия
Вы наверняка много раз, а особенно в детстве, слышали фразу: "Он весь в мать/отца пошел!". Вероятнее всего эта фраза принадлежит кому-то из родственников, которые так или иначе знакомы с вашими родителями. В зависимости от того, с какой интонацией эта фраза произнесена, меняется её значение - это может быть комплимент, а может быть и упрек, причем упрек и вам, и вашим родителям. Очень часто такие фразы можно услышать, когда речь заходит не только про внешние данные, но и про поведение человека, его образ жизни, увлечения, стиль общения и т.д.
Таким образом, общество ожидает от человека, что он будет похож на своих родителей не только внешне, но и своим поведением. Однако в какой момент человек должен начать вести себя также, как и его родители? И почему это вообще должно случиться - потому, что ребенок всю жизнь живет с родителями и он просто начинает копировать их действия, или все-таки потому что он на генетическом уровне наследует какие-то поведенческие черты. Отсюда вытекает главный вопрос: что влияет на поведение человека больше - генетика или окружающая среда? На этот и многие другие сопутствующие вопросы ответит данный курс, посвященный увлекательной науке психогенетике.
Как и большинство других наук, психогенетика начала формироваться еще множество десятилетий назад. Взаимосвязь между поведением и генетикой, или наследственностью, восходит к работе английского ученого Фрэнсиса Гальтона (1822-1911), который придумал фразу "природа и воспитание" (англ. “nature and nurture”).
Гальтон изучал семьи выдающихся людей своего времени и, как и его двоюродный брат, Чарльз Дарвин, пришел к выводу, что в изученных им семьях были очень распространены многочисленные умственные и физические способности. Он также выявил закономерность между степенью близости родства и наличием различных талантов. Снижение степени родства с выдающимся человеком приводит к снижению числа даровитых людей. Например, если у талантливого спортсмена много родственников, то вероятность того, что его дети будут талантливые, гораздо больше, чем того, что талантливыми будут его двоюродные племянники. Интересное наблюдение заключалось в том, что талантливость детей спортсмена могла проявляться не только в физических, но и в умственных достижениях.
Стоит также отметить, что Гальтон являлся первым ученым, который начал проводить исследования на близнецах. Гальтон воспользовался психологическим опросом, который он разработал для опроса различных пар близнецов, разделив их на группы (например, "очень похожие между собой близнецы", "не похожие между собой близнецы", "похожие частично близнецы") и в конце концов объединил в единую созданную им сеть 94 пар близнецов. Точно так же, как это делали с тех пор последующие психологи, он собрал множество историй о поведенческих особенностях и причудах, разделяемых отдельными парами близнецов, и рассказал о самых примечательных из них. Ученый пришел к выводу о том, что некоторые пары близнецов имеют гораздо больше сходств (как физических, так и поведенческих), чем другие пары близнецов. Таким образом, Гальтон выяснил, что существуют два типа близнецов (на сегодняшний день мы знаем, что Гальтон изучал монозиготных (“однояйцевых”) и дизиготных (“разнояйцевых”) близнецов).
Благодаря работам Гальтона психогенетика как наука начала быстро развиваться в начале 20 века. Появлялось всё больше исследователей, которые изучали различные причины формирования человеческого характера. В том числе продолжались исследования на близнецах.
В середине 20 века развитие науки было сильно заторможено Второй мировой войной и последующими этическими вопросами экспериментов. Однако, несмотря на это, именно период середины 20 века стал очень значимым для психогенетики, так как в эти десятилетия психогенетика стала отделяться от биологической психологии и становиться самостоятельной научной дисциплиной. Также в это время во многих странах возникли научные центры, сконцентрировавшие исследования в этой сфере.
Что представляет из себя психогенетика сейчас?
Со временем, научное сообщество и общество в целом пересмотрели свое отношение ко многим научным дисциплинам, что можно связать с усилением тем этичности и морали. Психогенетика в данном случае не стала исключением. Многие исследовательские методы, которые использовались в данной науке, подверглись критике. Близнецовый метод стал одним из них.
Также сместился и фокус психогенетики. Раньше научная дисциплина была сфокусирована на изучении интеллекта человека, а в наше время наука исследует совсем иные характеристики индивидуальности: например, особенности темперамента, психофизиологические признаки индивида. Кроме того, большое значение придается изучению взаимосвязи наличия психических расстройств с наследственностью.
Что касается становления психогенетики как самостоятельной научной дисциплины, то стоит отметить, что с конца двадцатого века начали открываться различные научные центра и сообщества, посвященные исследованиям именно в сфере психогенетики. Примерами таких организаций могут являться Международная ассоциация генетики поведения и Ассоциация близнецовых исследований.
Также сегодня в по всему миру проводятся многолетние исследовательские программы, которые включают в себя диагностику широкого спектра индивидуальных особенностей человека. Данные исследования позволяют собрать больше данных и представить более точную картину особенностей человеческой индивидуальности.
Таким образом, в последние десятилетия психогенетика является уже полностью сформированной, отдельной наукой и продолжает свое развитие, открывая всё более эффективные методы исследований.
Основные понятия
Итак, какое же определение можно дать современной психогенетике?
Генетика поведения, также называемая психогенетикой, — это научная дисциплина, которая изучает влияние генетического состава организма на поведение индивида. В западной литературе для обозначения этой научной дисциплины обычно используется термин «генетика поведения» (behavioral genetics).
Предметом психогенетики является относительная роль и действие факторов наследственности и среды в формировании различий по психологическим и психофизиологическим признакам.
Задача психогенетики – выяснение не только наследственных, но и средовых причин формирования различий между людьми по психологическим признакам.
Анна Каркавина
Список источников
- И. В. Равич-Щербо, Т. М. Марютина, Е. Л. Григоренко. Психогенетика, Учебник. Под ред. И. В. Равич-Щербо — М.; Аспект Пресс, 2000,- 447 с.
- Plomin, Robert. "Behaviour genetics". Encyclopedia Britannica, 11 Feb. 2019.
Другие темы курса