• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Влияние зороастризма на европейскую культуру

О воздействии зороастризма на современную культуру нужно говорить прежде всего в контексте влияния на авраамические религии, на их догмы, сюжеты и даже праздники. Учение Заратустры предоставило определённо новый взгляд на устройство мира и на роль человека в нём, несовместимый с тем, что было до этого. Теологические и философские проблемы, порождённые зороастризмом, обсуждались и обсуждаются до сих пор в трудах самых разных исследователей.

Влияние зороастризма на европейскую культуру

Источник: https://yablyk.com/wp-content/uploads/2021/07/vitruvianskij-chelovek.jpg

Если в политеистических религиях прошлого человек являлся лишь жалкой песчинкой в огромном и неизведанном мире, в зороастризме он приобретает не только свободу воли, но и возможность помочь мудрому божеству Ахура Мазде победить демона Ангра Майнью и приблизить последний суд, после которого на Земле наступит райское блаженство. Ренессансный гуманизм, в котором жизнь человека выступает во главе всего, по сути, продолжает идею пророка Заратустры о свободе человеческого разума и осознании собственных возможностей.

Главное нравственное правило зороастрийцев, “uštā ahmāi yahmāi uštā kahmāicīţ” – Счастье тому, кто желает счастья другим (Ясна 43:1), в западной традиции можно интерпретировать в виде золотого правила нравственности: “Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе”.

Многие добродетели, которые на сегодняшний день почитаются в западном мире, пришли из зороастризма, правда в изменённом виде.

Зороастрийские правители из династии Ахеменидов Кир Великий и Дарий Великий сделали много для того, чтобы распространять нравственные ориентиры данной религии. Так, Кир Великий, как известно, был основоположником первого в мире документа о правах человека [3]. Данная хартия в настоящее время переведена на шесть официальных языков Организации Объединенных наций, а положения из этого документа отражены в четырёх первых статьях Всеобщей декларации прав человека. Завоевав Вавилон, Кир Великий также освободил всех рабов, объясняя это правом индивидуального выбора каждого человека, и объявил о свободе вероисповедания.

После создания первого документа, утверждающего права человека, идея о свободной воле проникла в Индию, Грецию и, наконец, в Древний Рим. В свою очередь, в Риме была рождена идея “естественного права”, то есть неписаных законов, которым люди следуют инстинктивно, находясь в обществе. Сильное влияние зороастризма также можно проследить у древних греков после завоевания персами династии Ахеменидов их земель. Древнегреческая философия, которая до этого считала судьбу человека неподвластной ему самому, под влиянием зороастризма преобразилась. Греки приняли идею, что человек может изменять свою судьбу, мир и себя самого к лучшему благодаря собственной воле.

Многие термины, которые в наше время свободно используются в западной культуре, пришли из зороастризма. Например, понятия рая или ада и в целом дуализм добра и зла, которые обязаны вступать в битву друг с другом. Некоторые термины напрямую связаны с зороастризмом через язык: так, слово парадайз (paradise), означающее рай на многих языках мира, имеет персидские корни, а слово маг, в современном мире имеющее значение волшебника, в древнем Иране обозначало жреца или священнослужителя.

Один из величайших памятников мировой литературы, “Божественная комедия” Данте Алигьери, написанный в XIV веке, своим сюжетом сильно напоминает зороастрийскую “Книгу Арды Вираз” сасанидской эпохи. Собственно, в зороастрийском тексте главный герой Вираз отправляется в путешествие по раю и аду, где он соответственно видит прославленных праведников и страдающих грешников [2]. Окончательную форму книга приняла уже в IX-X веках, но учёные вряд ли когда-нибудь узнают, была ли известная Данте зороастрийская история или он написал собственный текст, основываясь лишь на теологии и философии своего времени. “Божественную комедию” считают переходным произведением из Средневековья к эпохе Возрождения, которая в Италии начинается раньше, чем в остальной Европе (начало XIV века).

На самом деле, в период Возрождения в Европе о зороастризме было известно мало, но о Заратустре говорили как о древнеиранском мастере магии, философии и астрологии. Его изображение можно увидеть на известной фреске “Афинская школа” Рафаэля Санти в “Зале указов” Апостольского дворца. На фреске присутствует много фигур известных личностей, которые в разные века трактовали по-разному, но, в общем и целом, работу объединяет “изображение теологов, согласующих богословие с философией и алхимией” [1].

В эпоху Просвещения многие философы и деятели искусства проявляли интерес к религии и истории древнего Ирана. Один из самых известных философов и писателей Просвещения, Вольтер, написал повесть "Задиг, или Судьба" о жизненном пути зороастрийца, который проходит труднейшие испытания, но в конце концов женится на вавилонской принцессе. В произведении Вольтер использует элементы арабских и персидских сказок, чтобы создать восточный колорит. Главный герой как истинный зороастриец, даже оказавшись в круговороте судьбы, остаётся верен себе, а потому в конце обретает душевный покой и счастливую жизнь.

Другой писатель и мыслитель эпохи Просвещения, Гёте, посвятил зороастризму раздел в сборнике стихов “Западно-восточный диван". Элементы персидской культуры и непосредственно зороастризма упоминал Томас Мор в своей романтической повести "Лалла-Рук", написанной в 1817 году.

В опере Моцарта “Волшебная флейта” также прослеживается тематика зороастризма: один из действующих лиц оперы, добрый волшебник, носит имя Зарастро, а главный герой произведения подвергается различным испытаниям, в том числе испытанию огнём и водой. Как и в повести Вольтера, главный герой, выдерживает различные невзгоды судьбы, оказавшись в центре битвы злых и добрых сил.

Философ Фридрих Ницше использовал идеи зороастризма и элементы древнеиранской культуры в своём философском романе “Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого”, написанном в 1883-85 годах. В романе главный герой носит имя пророка Заратустры. Обращаясь к древней религии, Ницше критикует идеи Просвещения и пытается противопоставить свою книгу Библии как “воплощению отжившей своё иудео-христианской морали” [4]. Роман содержит в себе ключевые идеи философа, такие как антитеизм (Бог умер), социальный дарвинизм (представление о сверхчеловеке), витализм (воля к власти). Под впечатлением от книги Ницше немецкий композитор Рихард Штраус сочинил одноименную симфоническую поэму.

Зороастризм в современной культуре

Самый известный зороастриец XX века – Фаррух Булсара, также известный как Фредди Меркьюри, автор песен и вокалист группы Queen. Фредди происходил из семьи парсов – последователей зороастризма, в основном проживающих в Южной Азии и имеющих иранское происхождение. И хоть Фредди под конец своей жизни не исповедовал зороастризм, родители похоронили его, следуя традициям этой религии (за исключением, разве что, факта кремации, ведь такое не приветствуется по обычаям). Церемонию похорон проводили два священника-парса в белых одеяниях, и после завершения зороастрийского погребального обряда тело подвергли сжиганию.

Зороастрийские мотивы есть в различных произведениях современной культуры: например, в фильме Стэнли Кубрика “Космическая одиссея 2001 года” в качестве саундтрека используются отрывки из симфонической поэмы Штрауса “Так говорил Заратустра”. Элементы верований зороастрийцев включены в сагу “Игра Престолов” Джорджа Р.Р. Мартина. Легендарный герой-мессия из серии книг носит имя Азор Ахай, вдохновленное зороастрийским богом Ахура Маздой. Ещё одно произведение массовой культуры, связанное с зороастризмом – серия комиксов Marvel о вымышленном герое Конане за авторством Роя Томаса. В 11-й части комикса “Giant-Size Conan” были впервые представлены язаты – персонажи из персидской мифологии, младшие боги-порождения Ахура Мазды в зороастризме.

Некоторые современные бренды также берут свои названия из зороастрийских верований. Например, японская автомобильная компания Mazda названа в честь бога Ахура Мазды, а французский дом моды ​​Zadig & Voltaire получил свое имя в честь повести Вольтера “Задиг, или судьба” и, соответственно, её автора.

Олеся Белова

Список источников

  1. Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. — М.: Искусство. — Т. III. — 1970. — С. 160—165
  2. Ястребова О.М. Прозаическая персидская версия «Книги о праведном Виразе» в списке Института восточных рукописей // Письменные памятники Востока. № 2 (11). 2009. С. 138-152.
  3. Mitchell, T.C. (1988). Biblical Archeology: Documents from the British Museum. London: Cambridge University Press. ISBN 978-0521368674.
  4. Beiner, R.S. Civil Religion: A Dialogue in the History of Political Philosophy. Cambridge University Press, 2010. P. 383.

Дальше

Другие темы курса