• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Пришельцы и роботы: основные примеры нечеловеческого разума, определяющие ключевые принципы развития сюжета

Пришельцы и роботы: основные примеры нечеловеческого разума, определяющие ключевые принципы развития сюжета

Kathleen Creger / pixy.org

Нечеловеческий разум на страницах фантастической литературы представлен в двух основных воплощениях: как форма внеземной, то есть инопланетной, жизни и как искусственный интеллект.

О того, что именно является предметом изображения в конкретном художественном произведении — инопланетянин или робот — зависит принцип развития сюжета. Если первое, то действие книги происходит с большой долей вероятности на другой планете, то есть нечеловеческий разум идёт, образно говоря, в комплекте со своим Миром. Описывая инопланетный разум, писатель вряд ли воздержится от описания условий, в которых этот разум возник хотя бы потому, что понять, чем этот инопланетный разум отличается от человеческого, можно лишь поняв, чем их Мир отличается от нашего, и наоборот.

Одновременно с этим, как правило, в книге можно найти описание технологий, которые сделали возможным контакт двух цивилизаций, комических кораблей, например. Да и сами герои – это вряд ли обычные люди, скорее всего они неслучайно оказались в космосе и знакомы, скажем, с ксенопсихологией, инженерией, биологией, физикой, и т.д., т.е. владеют определёнными знаниями, которые могут помочь им исследовать нечеловеческий разум, с которым они столкнулись, с научной точки зрения.

Если же в книге, напротив, описывается вторжение инопланетян на Землю, как в романе Герберта Уэллса «Война миров», то в этом случае есть вероятность неожиданного контакта представителя земной цивилизации, который никак не подготовлен к этому событию, с представителем нечеловеческого разума. Однако инопланетяне также не существуют сами по себе: они откуда-то прибыли, где-то в космосе осталась их родная планета, их Мир, который они, так или иначе, привнесли на Землю вместе с собой. Даже если автор не даёт подробного описания Мира, откуда родом нечеловеческий разум, который является предметом изображения в его книге, его существование всё равно подразумевается.

Цивилизация не обязательно должна быть привязана к конкретному шарику в космосе. Планеты, с которой прибыли гипотетические пришельцы, может, больше не существует физически вследствие какой-то катастрофы, или они могут быть космическими кочевниками, как знаменитые Странники из романов братьев Стругацких. Так или иначе, разумное существо является представителем и продолжением своей цивилизации.

Иными словами, когда предметом изображения в фантастической литературе является нечеловеческий разум внеземной природы, в случае контакта этого разума с представителем человеческой цивилизацией, вне зависимости от условий этого контакта, речь идёт не просто взаимодействии двух предстателей разных форм разумной жизни, но о взаимодействии двух Миров.

Совсем иначе дело обстоит с искусственным интеллектом, который также в некоторых фантастических романах представлен как полноценная форма нечеловеческого разума. Если любая форма инопланетной жизни — это всегда порождение природы, чужой, инопланетной, но все-таки природы, то искусственный интеллект — это творение человеческих рук. Мне не встречались фантастические романы, в которых описывалась бы форма разумной жизни технологической природы, которая бы возникла сама по себе, без участия человека. Впрочем, я не могу утверждать, что таких книг нет, или они не будут написаны в будущем.

С другой стороны, вполне вероятно, что разумные существа с других планет могут также быть создателями искусственного интеллекта (технологически развитые инопланетные цивилизации описаны, в частности, в романах Стругацких). Однако и в этом случае мы имеем дело с ситуацией, когда природная форма жизни, обладающая разумом, использует технологии своей цивилизации (не обязательно машинные, генная инженерия — это тоже мощный ресурс для подобных экспериментов) для создания нового разумного существа.

Такой подход к проблеме нечеловеческого разума ставит перед фантастическим произведением ряд вопросов совсем иного плана, чем если предметом его изображения является разумное существо, появившееся на свет естественным путём эволюции в рамках природной системы. Фактор воли некоторого разума, который осознанно экспериментирует с технологиями, способными породить новый разум — ключевой момент в исследовании подобного рода сюжетов фантастической литературы.

Кроме того, когда в фантастических произведениях речь идёт об искусственном интеллекте, созданным человеком, мы уже не можем говорить о взаимодействии двух Миров, как в случае и нечеловеческим разумом внеземной природы. Искусственный интеллект хотя и является также нечеловеческим разумом, но всё же принадлежит нашему Миру и нашей цивилизации, по крайней мере, на ранних этапах своего развития.

Зато если два разумных вида с разных планет могут теоретически рассматриваться как цивилизации с параллельным и независимым друг от друга историческим прогрессом, то в случае с искусственным интеллектом можно говорить об определённом генеалогическом отношении между двумя видами (человеческая цивилизация представляет собой как бы родительскую среду, а искусственный интеллект — дочерний разум). Это важно отметить, потому что на ранних этапах своего развития искусственный интеллект неразрывно связан с человеческой цивилизацией. До того, как этот Разум начнет порождать какие-то собственные идеи и технологии, он будет вынужден черпать информацию из той среды, в которой он был создан. Таким образом, с большой долей вероятности можно предположить, что искусственный интеллект будет похож на нас образом своего мышления, в то время как в случае с инопланетным разумом следует скорее предполагать обратное.

Почему? Образ мышления, ключевые принципы порождения тех или иных умозаключений, доминирующие идеи и ориентиры, характерные для человечества в целом — это результат не только многовекового культурного прогресса, но как ни странно, биологической эволюции. Простой пример: понятия мужского и женского, а также все вытекающие из этого идеи основаны на том, что, во-первых, человечество разделено по половому принципу на мужчин и женщин, а, во-вторых, в природе мы наблюдаем то же самое практически у всех животных. Так было всегда на протяжении всей эволюционной истории человечества, поэтому в нашем мышлении и сформировались подобные категории.

А тебе давайте представим, что на некой далекой планете живут разумные существа, которым эволюция преподнесла подарок в виде четырёх полов. Представляете, насколько их мышление должно быть отличным от нашего? Эволюция — это ведь рулетка. Вероятность того, что где-то в космосе существует абсолютная реплика человеческого вида, что где-то сформировались те же природные условия, что эволюция этого вида, а также эволюция других существ, окружающих этот вид, пошла тем же путём, крайне мала.

В фантастической литературе, впрочем, как ни парадоксально, примеры таких цивилизаций очень распространены. Однако даже в этих случаях абсолютного совпадения нет и быть не может, и, кстати, именно на отличиях этих цивилизаций и их Миров от человечества и Земли авторы всегда делают акцент. А всё потому, что даже крошечное различие, например, в физиологии может стать причиной глобальных различий в мышлении. Скажем, у некоего инопланетянина не пять пальцев на руках, а три или восемь (в остальном он — наша полная копия). Казалось бы, мелочь, но от этого могут зависеть его представления о государственном устройстве.

Таким образом, перед тем как перейти к анализу нечеловеческого разума на страницах фантастической литературы, необходимо чётко обозначить разделение этого разума на разум инопланетный и искусственный. Эти категории в определённом смысле противопоставлены друг другу в отношении принадлежности к нашему Миру: искусственный интеллект можно схематично представить в виде очага нечеловеческого разума внутри сферы влияния нашей цивилизации, а инопланетный разум, даже гуманоидного типа, так или иначе, чужд нашей цивилизации. Кроме того, если инопланетный разум возник и существует независимо от нас в процессе собственной эволюции, то появление искусственного интеллекта — это ответственность людей во всех смыслах этого слова.

Елизавета Борискова

Дальше

Другие темы курса