• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Иностранцы в России XVII-XIX вв.: случайные гости и "пасынки Отчизны"

Иностранцы в России XVII-XIX вв.: случайные гости и "пасынки Отчизны"

Многие из вас, изучая в школе или университете историю Российской империи, вероятно, задумывались над следующим вопросом: кто служил движущей силой реформ Петра Великого, благодаря которому в последующие эпохи были инициированы и осуществлены многие преобразования в политике, культуре и военном деле?

Рассуждая об этом, мы неминуемо приблизимся к дискуссии об иностранцах на русской службе. Один из основоположников авторской песни, учёный и поэт А.М. Городницкий охарактеризовал этих политиков и военачальников, художников и дипломатов как «пасынков Отчизны», сполна отдавших «и кровь свою, и силы» своей новой Родине.[1] Данная характеристика, на наш взгляд, достаточно точно и ёмко описывает деятельность многих героев нашего курса, поэтому мы и решили вынести эту цитату в его заглавие.

Первая часть предложенного названия («случайные гости») подчёркивает тот факт, что многие из тех, кто позже принял русское подданство, впервые пребывали на территорию Российской империи без намерения прожить там всю оставшуюся жизнь.

Офицер-наёмник П.И. Гордон часто менял места своей службы, ища лишь возможность заработать себе состояние и славу. Вероятно, с той же целью поступил в российскую армию и немецкий подполковник Л.Л. Беннигсен, будущий победитель Наполеона при Прейсиш-Эйлау. Не планировал оставаться в России на шестьдесят с лишним лет и молодой французский танцовщик М.И. Петипа, позже ставивший главным балетмейстером императорских театров. Однако для всех них принятие российского подданства становилось ключом, открывшим дорогу к будущей славе для себя и новой Родины.

От общего описания темы курса перейдём к анализу его структуры. На первый взгляд он может показаться лишь набором разрозненных биографических и историографических кейсов, между которыми не прослеживается никакой логической связи. С другой стороны, каждый из выбранных примеров, сам по себе или в сравнении с другими, иллюстрирует один из значимых аспектов проблемы пребывания иностранцев на русской службе и их внешнего восприятия другими российскими подданными. 

Первые две статьи курса (об П.И. Гордоне и А.И. Остермане) на конкретных примерах подтверждают встречающийся в отечественной историографии тезис о позитивном влиянии петровских преобразований на создание новых возможностей аккультурации[2] иностранцев в России. В статье о Бироновщине анализируется процесс формирования «чёрного мифа» об иноземцах на русской службе, лишь отчасти соответствующего исторической правде.

Несколько лишней в этом ряду может показаться статья о будущем первом президенте Венесуэлы Ф. де Миранде, прожившем в России лишь несколько месяцев и не поступавшем на русскую службу. Однако именно на примере его путешествия в Россию представляется возможным проанализировать внешнеполитическую и философскую обусловленность приёмов иноземных гостей без дипломатического статуса при императорском дворе эпохи Просвещения.

В статье о происхождении генералов Отечественной войны 1812 года мы разберём вопрос о различном  восприятии в российском общественном мнении «своих» (таких, как П.И. Багратион) и «чужих» (например, М.Б. Барклая-де-Толли) иностранцев.

Заключительная статья курса, посвящённая балетмейстеру М.И. Петипа, расскажет о том, как француз смог стать одним из создателей всемирно известного феномена российской культуры – русского балета.[3]

Надеюсь, что, отталкиваясь от представленных иллюстративных кейсов, читатели данного курса решат продолжать дальнейшее изучение этой увлекательнейшей темы. Предполагаем, что многим из вас будет интересно сопоставить предложенные нами и найденные самостоятельно примеры успешной деятельности иностранцев в России, а также предложить на основе их сравнения собственные заключения и выводы. 

Кирилл Безенков


[1] Городницкий А.М. Пасынки Отчизны (1977 г.). [ Электронный ресурс] . URL: http://www.bards.ru/archives/part.php?id=4468  (дата обращения: 24.12.2019).

[2] Частичное или полное восприятие личностью или социальной группой культурных особенностей другой группы с сохранением собственной идентичности объекта.

[3] М.И. Петипа был одним из учителей  создателя «Русских сезонов» С.П. Дягилева, хореографа М.М. Фокина (1880-1942).

Дальше

Темы курса