Кукольный мир. Театральность как прием в литературном произведении
Тему игры и театра можно найти во многих произведениях русской литературы. Не зря же почти вся классика до сих пор ставится на сцене. Мы разберемся, что делает литературный текст «театральным» и как эта черта влияет на его восприятие читателем.
В качестве примера возьмем роман В. Набокова «Приглашение на казнь». Автор написал его в Берлине в 1934-1935. Жанр произведения можно определить как антиутопию. Действие романа происходит в неизвестном месте: в городе, где у всех «прозрачные души» и каждого видно насквозь. Время действия тоже не указано: с одной стороны, в этом месте все еще приговаривают к смертной казни через отрубание головы, а с другой – уже изобретены фотоаппараты, самолеты, упоминаются Толстой, Гоголь и Пушкин.
По сюжету главного героя Цинцинната Ц. приговаривают к смертной казни за то, что он не прозрачен (не похож на других). Всю жизнь герой пытался скрыть это от общества, но из-за измен жены Марфиньки перестал следить за собой, перестал маскироваться и его поймали.
Тему игры можно заметить уже в самом начале произведения. Прежде всего важна профессия героя – он делает игрушки. Тем же занимается Марфинька, но кроме этого она сама похожа на куклу: она холодная, румяная, у нее полуоткрыты губы и ноги в белых чулках. На свидание к Цинциннату она приходит вместе со своим любовником, с родственниками, а что важнее – с декорациями. Они заносят в камеру к Цинцинату мебель: стены, велосипед, шкафы. А после все уносят с собой.
При чтении создается впечатление, что мы не читатели, а зрители. Набоков сам сравнивает происходящее с героем со спектаклем. К примеру, когда надзиратель приносит Цинциннату в камеру записку Набоков пишет: «Тут на подносе, как в театре, Родион принес лиловую записку». Важно, что герой тоже понимает что, все, что происходит с ним – игра и представление, что весь этот мир – кукольный, поддельный. Он пишет: «Все обмануло, -- все это театральное, жалкое».
Театральность и игру мы можем заметить не только в деталях и лексике, но и в самом сюжете. Прежде всего, обратим внимание на название. Цинциннат принимает «приглашение» на казнь – соглашается сыграть в эту игру. Соглашается жить по правилам общества, соглашается сесть в тюрьму за свою непрозрачность, а затем соглашается положить голову на плаху.
Не остается сомнений в том, что место казни – это сцена: посмотреть на казнь приходят зрители, играет оркестр и палач вдруг замечает «Свет немножко яркий... Если бы можно... Вот так, спасибо», хотя действие происходит на городской площади. Герой замечает, что деревья вокруг – плоские «с боковой тенью по стволу для иллюзии круглоты», а небо – это сетка.
Герой всю свою жизнь играл: играл в то, что его не волнуют измены жены, смеялся с ее любовниками за обедом, притворялся, что его душа – прозрачная, как у всех. Когда он попал в тюрьму, он играл в побег вместе с соседом по камере, который любил ощупывать его шею и показывать свой топор в бархатном футляре. Потом играл в побег с дочерью тюремщика. Цинциннат играл и буквально. Он играл со своим палачем в шахматы. Но ему не выиграть, ведь палач не знает правил.
Мир «Приглашения на казнь» театрален, а Цинциннат как будто над ним. Он делал куклы, он понимает, что они ненастоящие, как и люди вокруг него. Однако это осознание приходит к герою уже в конце, так что концовку можно выбрать самому: самому решить смог ли Цинциннат спастись или нет.
Дарья Мызникова
Предлагаем почитать по теме
Другие темы курса