Китайский театр кукол
Предыдущие статьи в этом курсе были посвящены только тем театрам, в которых актёры были людьми. Сегодня вы узнаете о спектаклях, где главные роли исполняют куклы.
Среди всех стран мира именно в Китае такой вид театра не просто распространён, но и считается важной частью истории. Прежде, чем куклы стали элементом китайского театра, люди их использовали для погребального ритуала. Более тысячи лет назад, в эпоху Тан (618—907), зародился кукольный театр. С течением времени он становился популярнее и обретал новые виды. Так, в эпоху Сун (960-1279) спектакли с куклами были представлены на воде, под которой скрывались кукловоды и управляли огромными рыбами и драконами.
Кукольное разнообразие
Существует несколько видов китайских театральных кукол: перчаточные, марионетки, тростевые и плоские.
Первые куклы на ниточках были деревянными и малоподвижными. Сначала они могли шевелить только руками и ногами, а затем и крутить головой, вращать глазами, открывать рот. Количество ниток со временем тоже увеличивалось: изначально их было три. Однако с каждым годом кукловоды оттачивали своё мастерство и добавляли новые нити. Сейчас количество нитей у некоторых марионеток может достигать 40.
Тело куклы пустое внутри и деревянное, конечности сделаны из двух частей, которые в локте и колене соединены кожаными ремешками. В корпус куклы помещаются свинцовые шарики, которые придают марионетке устойчивость. Считается, что китайские куклы на нитках самые сложные по конструкции в Азии за счёт большого количества подвижных элементов и числа нитей.
В руках мастера марионетки кажутся настоящими людьми, только маленькими. Профессиональный кукловод способен так управлять куклами, что они могут раскрывать веера, вытирать слёзы, запрыгивать на коня, пить чай. Они выполняют почти любое действие, привычное людям.
В Средние века устройство сцены было максимально простым — нужна была лишь занавеска для того, чтобы кукловоды могли там прятаться. Так они не привлекали к себе внимание зрителей, которые оставались сосредоточенными на движении марионеток. Позже начали появляться декоративные задники и магнитофонные записи вместо живых музыкантов.
Тростевые куклы могут быть большего размера, чем марионетки, и актёр их держит уже не впереди, а над собой. Каждый мастер стоит за ширмой и управляет одной куклой. В левой руке он держит прутья, которые соединены с кистями куклы, а в правой руке трость, которая крепится к её голове. Раньше мастера, которые управляли тростевыми куклами, надевали одежду с широкими рукавами, позволяющими скрывать от зрителей часть прутьев.
Тростевые куклы вырезаются из камфорного дерева. Главной частью их тела является голова. Мастера могут управлять мимикой таких кукол: к подвижным деталям лица присоединяются нити, которые проходят сквозь голову и тело куклы. Они крепятся к рычагам, на которые нажимает кукловод. Таким образом кукла может вращать глазами, моргать или показывать язык.
Другой вид кукол — перчаточные. Из названия понятно, что туловище таких кукол полое для того, чтобы актёр надевал их на руки, словно перчатки. Их голова также вырезается из дерева, лицо нарисовано яркими красками, а тело прикрывает мешковатый объёмный наряд, цвета которого и вышивка дают зрителям понять характер героя и его статус.
Изначально для театра теней не требовались специальные условия, были нужны лишь фигурки, источник света и большое тонкое полотно. Зрители видели только тени на экране, позади которого располагались вырезанные из бумаги или кожи предметы мебели, деревья, дома и сами люди.
Фигурки всегда раскрашивались мастерами, и во время спектакля их цвета были видны сквозь полотно. Такие куклы управлялись с помощью трёх спиц, которые крепились к шее и запястьям. Во время движения они были очень близко к экрану, а в состоянии спокойствия прилегали к нему. На фигурки падал свет и позволял аудитории видеть тени. Представления сопровождались музыкой, которая дополняла атмосферу.
Спектакли всех видов кукольного театра были основаны на китайских народных сказках и легендах. Например, о влюбленных, которые не смогли пережить разлуку и превратились в пару неразлучных уток, или о знаменитой Мулань, которая притворилась мужчиной и отправилась на войну.
Для того, чтобы стать профессиональным кукловодом в эпоху Сун, актёрам требовалось посвятить учебе как минимум 10 лет. Сначала они учили азы и теорию, привыкали как можно дольше держать руки поднятыми, затем исполняли второстепенные роли в спектаклях, после чего выбирали вид кукольного театра и искали наставника. Кукловод должен был знать текст всех исполняемых пьес и уметь петь.
Со временем некоторые традиции китайского общества стали исчезать. В XXI веке кукольные спектакли всё еще существуют, но уже не так популярны, как раньше.
Анастасия Денгаза
Список источников
- Китайский театр // Абирус
- Куклы на нитках (марионетки) в Китае // Смоленский Театр кукол имени Д.Н. Светильникова
- Соломоник И.Н. Традиционный театр кукол востока. М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1992.
- Театр стран Азии // Энциклопедия Кругосвет
Другие темы курса