• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Утопия Ли Буль: киборги и монстры

Утопия Ли Буль: киборги и монстры

«Если бы я не занималась искусством…

 мне было бы трудно жить» [2]

Ли Буль

Ли Буль (Lee Bul, 이불; р. 1964) – художница из Южной Кореи, известная своими провокационными перформансами и необычными инсталляциями, притягивающими внимание зрителей со всего мира. Получила известность благодаря работе Majestic Splendor в 1995 году в Нью-Йоркском музее современного искусства (MoMA).

Инсталляция представляет собой ярко украшенную разными аксессуарами сырую рыбу, каждая помещена в пластиковый пакетик и прикреплена к стене. В течение каждой выставки рыба со временем начинает разлагаться, заполняя помещение музея или галереи неприятным запахом из-за чего порой инсталляцию убирают раньше положенного срока. Переход от красоты к упадку и от жизни к смерти, противопоставление органичности и искусственности – главные темы, затронутые Ли Буль в этой работе. Также рыбы «символизировали природу или плоть, над которой совершается насилие» [1, с. 59].

В своих работах Ли Буль поднимает разные философские вопросы. Она говорит о феминизме, постгуманизме, преодолении ограничений, проблеме совершенствования, когда «человек стремится создать или преследовать свой идеал, который часто терпит неудачу или, что ещё хуже, приводит к чудовищным результатам» [3]. Вдохновение художница черпает в людях и во всём, что с ними связано.

Одна из её ранних работ Sorry for Suffering – You Think I’m a Puppy on a Picnic? (1989) – перформанс, привлекший внимание многих прохожих – это сама Ли Буль, облачённая в костюм чудовищного монстра с деформированными внутренними органами и щупальцами, которая бродила по улицам Токио.

Чуть позже, уже не используя своё тело, она стала создавать скульптуры монстров, и так родилась одноимённая серия Monsters (1998-2011). Обнажённые творения ростом с человека, похожие на паразитов или внутренности, пугают зрителей своей реалистичностью. Кажется, если будешь долго на них смотреть, они оживут и начнут двигать своими щупальцами.

«Эта работа была конвергенцией её мыслей о «продолжении человеческого тела, преодолении плоти и стремлении к бессмертию» в форме монстра» [4].

Когда Ли Буль училась на факультете искусств в университете, программа обучения соответствовала определённой системе, от которой нельзя было отклоняться. Художница же хотела уйти от общепринятых определений и преодолеть условные границы. Так она пришла к созданию перформансов и обрела свободу, которая позволила ей всё подвергать сомнению. Цель её перформансов – это деконструкция представлений о гендере, красоте и женском теле [2].

Визитной карточкой творчества Ли Буль являются футуристические киборги Cyborg Series (1997-2011), которые отсылают нас к жанру киберпанк и к манге/аниме «Призрак в доспехах». Свисающие с потолка белые фигуры киборгов с недостающими конечностями (руки, ноги, головы) заставляют зрителей задуматься о такой изменчивой категории нашей жизни как идеалы красоты и несовершенство. Можно сказать, Ли Буль переступает границы естественного и искусственного, органического и механического, тем самым сталкивая красоту и технику.

Одна из крупномасштабных инсталляций Ли Буль –Civitas Solis II (2014), некое подобие лабиринта, сделанного из зеркал. Искусство и человек взаимодействуют друг с другом, пока он [человек] пытается найти выход, выбраться из лабиринта. В таком рефлексивном лабиринте зритель теряет связь с миром, становится дезориентированным в пространстве и начинает испытывать невероятную смесь эмоций. Когда ты видишь своё отражение, мгновенно осознаёшь своё присутствие и стараешься обратить внимание на своё движение. Как говорит Ли Буль, только после выхода из лабиринта аудитория начинает размышлять о сложном спектре эмоций, которые они испытали, находясь в тёмном зеркальном помещении один на один с собой [2].

«Мои нынешние работы доводят до крайности и тело, и разум» [5]

Ли Буль

Ли Буль принимает решение хранить молчание. Она может рассказать вам о материале, из которого сделаны её работы, поговорить о том, что её вдохновило на создание инсталляций или перформансов, однако она не расскажет о самом главном – о значении своих произведений. Ли Буль хочет, чтобы зрители сами находили скрытые повествования и аллегории в её работах через собственные интерпретации. Можно прочитать множество научных статей о её творчестве, но истинное понимание вы обретёте только тогда, когда встретитесь лицом к лицу с её работами в реальной жизни.  

Эвелина Хакимова

Список источников

  1. Ким А., Ли Х.С., Хохлова Е., Черкашина Д. Корейское современное искусство: ориентирование на местности. СПб.: Своё издательство, 2016. 117 с.
  2. Pushing the Boundaries of Korean Art: Lee Bul | Brilliant Ideas Ep. 16
  3. Pollack B. In the Studio: Lee Bul // Art + Auction. 2008.
  4. Hyesook J. Woman, body, and posthumanism: Lee Bul’s cyborgs and monsters // Asian Journal of Women’s Studies. 2017. Vol. 23(1). Pp. 29-48
  5. Tylevich K. Lee Bul doesn’t talk about meaning

Дальше

Другие темы курса