• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Живопись эпох Юань и Мин: Чжао Мэнфу, Ван Мэн, Ни Цзань, Дай Цзинь, Тан Инь

В 1270-х гг. Китай был завоёван монгольским ханом Хубилаем, что ознаменовало наступление нового этапа в развитии китайской живописи. Многие интеллектуалы отказывались признавать завоевателей и занимать государственные посты. Большая часть живописцев, не желающих работать при дворе, перебралась в южные провинции, которые и стали центром развития искусства в это время.

Живопись эпох Юань и Мин: Чжао Мэнфу, Ван Мэн, Ни Цзань, Дай Цзинь, Тан Инь

Живописцы эпохи Юань (1271-1368 гг.) тосковали по времени расцвета китайского государства, а потому в своих работах часто возвращались к идеалам старины, хотя и не следовали им прямо в своих стилистических приемах.

В эпоху Мин (1368-1644 гг.) культурный центр страны окончательно смещается на юг, возрождается традиция профессиональной академической живописи. Для живописи периодов Юань и Мин характерно выражение личных душевных переживаний, зачастую пессимистичных, соединение живописного изображения с каллиграфическими надписями.

Чжао Мэнфу 趙孟頫 (1254 – 1322 гг.)

После утверждения в Китае монгольского владычества культурная жизнь страны переместилась на юг. Там под руководством живописца Цянь Сюаня возникло творческое объединение «Восемь талантов из Усина». Он хотел сплотить творческую интеллигенцию, не принимавшую монгольское правление. По мнению объединения, главным способом сохранить культурное достояние было возвращение к прежним художественным традициям, то есть к живописи эпох Тан и Сун. Они даже выдвинули конкретный список мастеров, на которых следовало равняться. В него вошли уже известные нам У Даоцзы, Ли Чжаодао, его отец Ли Сысюнь и Хань Гань. Одним из ключевых деятелей объединения и стал Чжао Мэнфу.

Чжао Мэнфу родился в семье крупного чиновника. После завоевания Китая монголами он сначала отказался от официальной жизни и, решив полностью посвятить себя живописи, перебрался в Усин. Однако затем всё же поступил на службу по приглашению властей.

Художник писал во многих жанрах: и в пейзажном, и в анималистическом, и в жанре «цветы и птицы». Считается, что Чжао Мэнфу получил признание при юаньском дворе благодаря искусному изображению лошадей.

Чжао Мэнфу, «Чиновник верхом на коне», фрагмент
Гугун, Пекин. Источник: http://www.chinaonlinemuseum.com

Лучшим пейзажем Чжао Мэнфу считается свиток «Осенние цветы в горах Цяо и Хуа». Художник написал его в 1295-96 гг. во время одной из поездок в Усин. Хотя свиток изображает монументальный ландшафт, характерный для Северной Сун, композиция значительно отличается. Значительную часть работы занимают каллиграфические надписи – в это время они стали практически неотъемлемым атрибутом свитка.

Чжао Мэнфу, «Осенние цветы в горах Цяо и Хуа», фрагмент
Гугун, Тайбэй. Источник: https://www.comuseum.com/

Одна из наиболее интересных работ художника в жанре «цветы и птицы» - картина «Удод на ветке бамбука».

Чжао Мэнфу, «Удод на ветке бамбука», фрагмент
Гугун, Пекин. Источник: https://en.dpm.org.cn/

Ван Мэн 王蒙(1308-1985 гг.)

Хотя о жизни Ван Мэна мы знаем не так много, известно, что он был внуком Чжао Мэнфу. Неудивительно, что первые его работы по стилистике походили на свитки Чжао. Некоторое время он был мелким чиновником, но за несколько лет до падения монгольского правления отошел от дел и поселился отшельником в горах Хуанхэшань провинции Чжэцзян. В конце концов он сформировал собственный стиль, отличающийся красочностью, декоративностью и фантазийностью. Исследователи часто называют его работы экспрессионистичными.

Судя по сохранившимся работам, Ван Мэн писал преимущественно пейзажи. Работа, наиболее показательная для его стиля – свиток «Лесной грот в Цзюйцюй». Пространство картины плотно заполнено причудливыми горами и деревьями, а фигуры людей, расположенные в разных частях свитка, сначала и вовсе не заметны. Характерная особенность «южного» пейзажа – использование точечных штрихов, что делает объекты на картине более мягкими.

Ни Цзань 倪瓒 (1301-1374 гг.)

Если Чжао Мэнфу открывает плеяду юаньских художников, то, можно сказать, Ни Цзань её завершает. Выходец из зажиточного рода, коллекционер и меценат, в возрасте около 50 лет он раздал всё свое имущество и стал вести образ жизни нищего странника.

В отличие от Чжао Мэнфу, он был значительно ближе к природе и свободнее высказывался в своих картинах.

Все известные нам картины Ни Цзаня выполнены в монохромной технике. На всех свитках изображены водная гладь, несколько деревьев на переднем плане и горы на заднем.

Картина «Горный пейзаж с беседкой под соснами» - традиционный пейзаж Ни Цзаня, выполненный в узнаваемом стиле со свойственными ему отличительными чертами: композиция «два берега реки», безлюдная беседка и т.п. Это последняя датированная картина художника, известная на сегодня.

Чтобы правильно прочитать, понять работу, следует обратить внимание на скрытые в ней символы. Так, беседка в даосской традиции воплощала растворение личности в природе, место медитативного созерцания. Примечательно, что Ни Цзань изображает беседку безлюдной. Возможно, этим он хочет донести до зрителей незначительность человеческой души самой по себе, её единение с природой. Сам художник говорил:

в мире нет настоящих людей, поэтому я их не изображаю

Можно сказать, что пустая беседка становится точкой пересечения духовного начала гор и рек, местом сосредоточения духа. Бамбук же олицетворяет стойкого благородного ученого, несгибаемость народа перед монгольскими захватчиками. Ни Цзань писал: «бамбук — это просто выпущенный на волю ветер моего сердца».

Дай Цзинь 戴进 (1388-1462 гг.)

В результате Восстания красных повязок – движения против владычества империи Юань – монгольская власть пала. Китай восстановил независимость под правлением династии Мин. В это время южная живописная школа становится главным хранителем национальных художественных традиций, происходит возрождение традиции профессиональной живописи.

Дай Цзинь получил профессиональное художественное образование и был широко известен в придворных кругах. Он считается основателем школы Чжэ (по названию провинции Чжэцзян). Хотя он работал в жанрах жэнь-у и «цветы и птицы», наиболее значительное место в его творчестве занимают пейзажи, написанные в манере «Ма-Ся» (влажная кисть, сочетание энергичных мазков и тонких линий) и образ человека, одиноко созерцающего природу.

Например, на картине «Начинающие зеленеть весенние горы» на переднем изображен чиновник, гуляющий в горах в сопровождении слуги. Персонажи стоят под развесистой сосной, написанной в стиле Ся Гуя, а перед ними видна слегка намеченная тропа. На втором плане – поросший лесом склон, а на третьем – долина с еле виднеющимися крышами домов и устремлённая ввысь гора. Горы выполнены мягко, в то время как деревья – энергично и экспрессивно.

Лань Ин 蓝瑛 (1585-1664 гг.)

Один из ведущих представителей школы Чжэ. Работал преимущественно в пейзажном стиле, до наших дней дошло около 90 его работ. Его произведениям свойственна неоднородность, плотность, нагромождение множества элементов. Самый необычный свиток Лань Ина – «Белые облака, красные деревья», выполненный в эскизной манере и привлекающий своим цветовым контрастом и пестротой, не характерной для китайской живописи.

Тан Инь 唐寅 (1470-1524 гг.)

Происходил из чиновничьего семейства, получил хорошее образование. Выдержав окружной экзамен на чиновничью должность, он отправился в столицу для сдачи главного экзамена, но за попытку подкупа экзаменатора был лишен степени и права поступления на службу. В 1519 г. оказался замешан в несостоявшемся дворцовом заговоре, после чего вернулся в Сучжоу, где стал вести беспутный образ жизни, зарабатывая живописью.

Одной из излюбленных тем художника в фигуративной живописи были «красавицы» (ши-нюй) – изображение одиночных женских фигур или сцен с участием женских персонажей. Он исполнял их в двух манерах – «классической» и «романтической»

В «классической» манере линии и детали внешнего облика персонажей четко проработаны. Это заметно на картине «Придворные дамы правителя царства Шу».

«Романтической» манере, напротив, присущи эскизность и лаконичность, острые и сильные мазки. У свитков, написанных в такой манере, как правило, похожая композиция: в центре работы, на фоне отдельных элементов пейзажа, изображается одинокая женская фигура. По такому принципу построена картина «Шёлковый веер под осенним ветром».

Елена Орлова

Список литературы

  1. Виноградова Н.А. Китайская пейзажная живопись. — М.: Изобразительное искусство, 1972. — 160 с.
  2. Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с.
  3. Завадская Е.В. Эстетические проблемы живописи старого Китая. — М.: Изд. «Искусство», 1975. — 440 с.
  4. Кравцова М.Е. История искусства Китая. — СПб.: Изд. «Лань», 2004. — 960 с.
  5. Неглинская М.А.  О стилевых тенденциях в архитектуре, изобразительном искусстве и ремесле эпох Юань и Мин // Общество и государство в Китае. 2012. № 3.
  6. Barnhart, R. Along the border of heaven. Sung and Yuan paintings from C.C. Wang family collection // М.: The Metropolitan Museum of Art, 1983, 191 p.
  7. Ни Цзань «Сунлин тинцзы ту» дэ тусян идянь (Спорные вопросы о картине Ни Цзаня «Горный пейзаж с беседкой под соснами») // yadao8.com. 13.12.2016.

Дальше

Другие темы курсы