• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Замки периода Адзути-Момояма

Наверняка каждый человек хоть раз в жизни видел фотографии красивых японских замков, а некоторые счастливчики могли лицезреть их вживую.

Реконструкция замка Момояма (Фусими)

Реконструкция замка Момояма (Фусими)
Источник: Википедия

Большинство из того, что в нашем сознании представляется японским замком, было построено именно в период Сэнгоку (в особенности в эпоху Адзути-Момояма), когда от умения правильно выбрать тип крепости и место для строительства, а затем ещё и умело всё построить, зависели как успех военной кампании, так и жизнь жителей замка.

К сожалению, далеко не все замки сохранились. Некоторые были разрушены практически сразу по завершении строительства, некоторые не выдержали проверку временем, а некоторые пострадали в годы Второй мировой войны. В связи с этим абсолютное большинство крепостей сегодня – это не оригинальные постройки, а реконструкции. Однако отношение к реконструкции у японцев несколько иное, чем у нас. Они могут много раз перестраивать храмы и замки, стараясь в точности произвести предыдущую их версию и продолжая считать новые здания своеобразным продолжением старых.

На данный момент в Японии осталось лишь двенадцать сохранившихся в значительной степени средневековых замков, которые называют «великолепной» или «аутентичной дюжиной». Шесть из них также являются национальными сокровищами Японии и находятся под особой охраной государства. Однако, безусловно, не только уцелевшие замки помогают специалистам понять, как развивалось фортификационное строительство в древней и средневековой Японии – ценны также их руины.

Типы замков

Около 75% территории Японии составляют горы и холмы, на равнины же приходится гораздо меньше пространства. Развитие фортификационного строительства проходило в Японии с учётом этих особенностей. Сперва появились горные замки ямадзиро, а ближе к рассматриваемому нами периоду - замки на холмах (хираямадзиро) и равнинах (хирадзиро). Каждый тип крепостей со временем эволюционировал, и к концу эпохи Адзути-Момояма искусство сооружения замков достигло своего расцвета.

Как уже говорилось, до начала и в период Сэнгоку Дзидай большой популярностью пользовались горные крепости ямадзиро. Пожалуй, они были самыми массовыми. Из всех типов их было сложнее всего осаждать из-за неудобной местности и очевидного превосходства защитников замка – они видели всю местность с высоты и имели возможность обстреливать противника сверху, пока тот взбирается на гору, а также сразу замечать все его манёвры. В древних замках стены строились не всегда, но даже если они и были, то лишь из дерева, а потому они практически не сохранились. Кстати, для ямадзиро характерна ещё одна проблема – в такой замок трудно было доставлять провизию, так что длительную осаду он мог не выдержать. Часто чуть ниже самой крепости находился небольшой район с жителями и их домами, с торговыми точками.

Ямадзиро могли строиться поодиночке, а могли представлять собой целую цепочку замков, построенных на вершинах гор. В период Сэнгоку Дзидай (1479-1615) такой вариант стал встречаться всё чаще. При этом между самими горами, верхушки которых спиливали и освобождали от мешающей растительности, стали делать рвы. В эпоху Адзути-Момояма стены горных крепостей также были уже более прочными - использовалась не только древесина, но также перевязанный верёвками бамбук, глина и битый камень. Помимо прочего, такая «наслойка» лучше защищала обороняющихся от пуль.

Однако чем тяжелее и сложнее была конструкция на горе, тем менее прочной она была. Деревья своими корнями могли затормозить «расползание» почвы, но поскольку их часто вырубали для лучшей видимости, требовалось найти им замену. Такой заменой стал каменный фундамент, к которому мы ещё вернёмся, и новые типы замков.

Замки типа хираямадзиро стали появляться в начале XVI веке, и они пользовались успехом до его конца. Хираямадзиро строились на холме или, опять же, на системе холмов, которые соединялись между собой мостиками и тайными проходами. При последнем варианте на одном холме мог располагаться сам замок, а на соседних – склады с провизией, сады, дома. Сами холмы не всегда были природного происхождения – при необходимости их могли создать и искусственно, например, если место по какой-то причине считалось очень удачным или счастливым. Причина перехода к использованию данного типа замков связана со спецификой эпохи Сэнгоку – даймё потребовалось больше времени уделять управлению провинциями и иметь возможность заключать и поддерживать союзы, а делать всё это из изолированного замка на горной вершине проблематично. К примерам крепости подобного вида можно отнести самый посещаемый замок Японии – Химэдзи.

В эпоху Адзути-Момояма, в 1570-е годы, был изобретён ещё один вид замков – хирадзиро. Скорее всего, на его появление повлияло также знакомство японцев с европейскими образцами военного искусства. Хирадзиро строились на равнинах по всё той же причине – необходимости взаимодействовать с союзниками и выдерживать длительные осады. Эти сооружения могли быть куда более масштабными, чем их предшественники, а потому стоили недёшево.

Именно в период Адзути-Момояма появилось достаточно богатых даймё, которые могли себе позволить выстроить огромную защищённую крепость. До этого большинство замков, по сути, представляли собой «спешно возведённые укрепления». Конечно, эти замки были более уязвимы, чем те же ямадзиро, однако в таких местах также проще было получать военную помощь от союзников, чьи отряды могли спокойно ударить в тыл осаждающим.

Также замки иногда строили рядом с озером или морем, чтобы обезопасить себя хотя бы с одной стороны естественной преградой. Кто-то называет такие сооружения мидзудзиро, но по сути они представляют собой лишь разновидность хирадзиро или хираямадзиро.

Как уже говорилось, отличительная черта замков второй половины XVI века – наличие каменных стен исигаки, играющих роль фундамента. Такой фундамент строился на основе земляного вала в виде трапеции, а сами камни, составляющие его, обычно ничем между собой не скреплялись. Иногда в зазоры засыпались более мелкие камни, однако это вовсе не было обязательным. Стена имела некоторый наклон и отлично справлялась с необходимостью «погасить» интенсивность подземных толчков во время землетрясения.

На фундаменте возводились деревянные стены, которые для прочности стали покрывать глиной и белить. Существовало несколько видов исигаки: сегодня они классифицируются по типу кладки и форме камней. Средняя высота таких стен была порядка 7 метров, но в некоторых случаях она достигала и нескольких десятков метров.

Что было в замках?

Предлагаю рассмотреть основные элементы замков на конкретном примере - на известном замке Мацумото. Он входит в «великолепную дюжину», а также имеет статус «национального сокровища» Японии. Его основные  постройки датируются 1594г., так что он по праву может считаться одним из прекрасных образцов фортификационного искусства периода Адзути-Момояма, которое к тому времени находилось в своём зените.

Обычно в замках периода Адзути-Момояма было несколько рубежей обороны (от одного до трёх). В случае захвата противником первого рубежа, защитники могли перейти на второй, а далее на третий. Поскольку каждый такой «двор» захватить было непросто, все они тормозили противника. Усложняло цель и то, что прямых путей в подобных замках практически не было – наступающим часто приходилось искать дорогу методом проб и ошибок, при этом находясь под постоянным обстрелом. Обороняющиеся имели возможность стрелять из луков и ружей из специальных бойниц в стенах замка. На современном плане замка Мацумото можно увидеть места нахождения первых двух дворов (honmaru и ninomaru), от которых сегодня практически ничего не сохранилось, а также ров между ними.

Центральное место в любом средневековом японском замке занимала главная башня, состоящая из нескольких ярусов, – тэнсю (здесь - Дайтэнсю). В данной тэнсю шесть ярусов (один скрытый), и каждый следующий этаж копирует предыдущий. Тэнсю была своеобразным «лицом» замка - главная башня показывала влиятелен ли её хозяин, служила семье даймё домом и в целом была важным стратегическим пунктом, оставаясь всегда последним рубежом обороны. Взятие тэнсю фактически означало взятие замка и поражение защитников. Впрочем, захватить главную башню было не так-то просто: нередко там находилось множество ловушек и тайных комнат, где можно было спрятаться. Рядом с тэнсю строили и другие башни - ягура (здесь - Инуйкотэнсю). Они также являлись отличными местами для наблюдения и обороны.

Нередко встречались и соединительные башни, благодаря которым возможно было более или менее безопасно перебраться из одной башни в другую (Ватари). В Мацумото она также является входом в комплекс.

В замках также присутствовали бойницы разного размера и формата - треугольные, прямоугольные, квадратные. В замке Мацумото можно увидеть последние два варианта. Поскольку крепость была построена в конце Адзути-Момояма, вероятнее всего, из бойниц уже практически не сбрасывали камни и не выливали кипяток/масло - их место заняло огнестрельное оружие.

Помимо этого, в замках всегда было несколько ворот, которые тоже старались располагать не друг за другом, а в порядке, казавшемся хаотичным. Цель такого манёвра была всё та же - запутать противника так, чтобы он как можно дольше не мог приблизиться к тэнсю. Помимо главного входа в крепость (отэмон) и тайных ворот существовал также «чёрный ход» (карамэтэ) - ворота, через которые внутрь заводили пленных или откуда совершались краткие вылазки.

В Мацумото присутствуют несколько ворот - например, Куромон и Тайкомон. Часто перед воротами, добраться до которых можно было только через ров, строили узкие или подъёмные мосты, усложняя врагам задачу. Будучи фактически первым местом, где происходила встреча соперников, мост зачастую сжигали, или же он уничтожался в результате боевых действий, поэтому аутентичные мосты практически не сохранились до наших дней.

Наконец, в эпоху Адзути-Момояма многие замки обзавелись специальными площадками для кратких вылазок и боёв типа умадаси и масугата. Они были связаны с самым внешним двором и позволяли неожиданно и без больших потерь нанести противнику урон. Функция масугата в основном была оборонительной, а умадаси позволял и наступать. В критических ситуациях на площадки выпускали некоторую группу воинов, которая дралась до последнего, не пуская врагов дальше, но при этом обычно погибая.

Замки Адзути и Момояма (Фусими)

Перейдём к рассмотрению грандиозных замков, которые и дали эпохе название.

Замок Адзути был построен первым объединителем Японии Ода Нобунага в 1576-1579 гг. в провинции Оми (современная префектура Сига) на горе Адзути, располагающейся на берегу самого большого в Японии озера Бива. Озеро было сосредоточением торговых путей, а также могло позволить быстрее добраться до тогдашней столицы, Киото. Также данная территория была и важным наземным соединением дорог. Так что стратегическое положение было выбрано Нобунага весьма удачно. Замок должен был стать своеобразным символом могущества Нобунага, который хоть формально и не обладал высоким званием, но был самой весомой фигурой на политической арене в те годы.

Для строительства основания использовались большие валуны, которые весили тонны. Их обтачивали и клали так, чтобы между ними не было никаких зазоров. Известно, что у замка было три рубежа обороны и «гостевая резиденция» для Императора, а главная башня тэнсю со множеством комнат внутри была самой высокой в Японии на тот момент: она имела семь ярусов.

«Гостевая резиденция» для Императора была чем-то совершенно немыслимым для эпохи Адзути-Момояма и всех ей предшествующих. Император нечасто покидал Киото и тем более не останавливался дома у своих подданных: в Японии традиционно младший по положению ездил куда-то к качестве гостя, а выше Императора никого быть не могло. Таким образом, одним таким поступком Нобунага ясно выразил своё отношение к императорскому дому.

Равно как и внешний облик, внутреннее убранство поражало воображение японцев и даже миссионеров количеством шёлка, лакированной деревянной плитки, золота - всё это не было принято использовать для украшения замка. Но Нобунага отличало довольно пренебрежительное отношение к правилам, так что строительство подобной крепости полностью отражает его характер. Кстати, в тэнсю на стенах можно было увидеть портреты китайских правителей и золотых драконов, картины на философские и религиозные темы.

К сожалению, замок совершенно не сохранился до наших дней. Он был разрушен в 1582 г., сразу после гибели Нобунага в храме Хонно-дзи. Сегодня на его месте существуют только руины, хотя некоторая работа по реконструкции ведётся. Зато точную копию замка Адзути можно найти в тематическом парке Исэ-Адзути-Момояма Бунка-мура, посвящённому эпохи Адзути-Момояма.

Замок Момояма (Фусими) также имеет трагическую судьбу. Он был построен недалеко от Киото к 1594 г. как резиденция для Тоётоми Хидэёси. Там он должен был отдыхать от дел, так что замок не особо показателен как фортификационное сооружение. Он сильно уступает гораздо более известному замку Хидэёси в Осаке, однако даже там есть чему удивиться. В замке Момояма, как и в Адзути, было много золота и специальная комната для проведения чайных церемоний.

Также замок сыграл важную роль в битве при Сэкигахара (1600), которая положила конец «эпохе воюющих провинций». Это был один из оплотов сил Исида Мицунари, чиновника, подчинённого Хидэёси, и противника третьего объединителя Токугава Иэясу. Его защитники сдерживали атаки армии Токугава 11 дней, но в итоге вынуждены были совершить сэппуку. В той комнате, где всё произошло, на циновках осталась кровь обороняющихся, которую не получилось смыть. Позже части пола с этой кровью были переданы пяти храмам в Киото.

Момояма был разрушен в результате землетрясения в 1596 г., после чего восстановлен. Однако после событий 1600 г. он вновь остался в плачевном состоянии, так что в 1623 г. все сооружения были снесены. То, что сегодня именуется замком Фусими (см. открывающую иллюстрацию), является восстановленной копией 1964 г.


Эпоха Адзути-Момояма настолько насыщена крупными политическими событиями, что её культурные особенности обычно не бросаются в глаза при прочтении книг по истории Японии. Однако надеемся, что данный курс, основанный на статьях и монографиях специалистов по истории и культуре периода Сэнгоку Дзидай, помог вам узнать об Адзути-Момояма больше.

Дина Кожухова

Список источников

  1. Марчук И.А. Национальные сокровища Японии: памятники архитектуры. - СПб.: Издательство «Сидорович», 2017. - 272 с.
  2. Марчук И. Осадное искусство феодальной Японии. - СПб.,: Изд-во «Сидорович»: Изд-во «Acta Diurna», 2019 - 208 с., илл.
  3. Прасол А.Ф. Объединение Японии. Ода Нобунага / А.Ф. Прасол. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство ВКН, 2019. - 480 с. - Ил.
  4. Рудаков Н.Э. ЯПОНСКИЕ ЗАМКИ (ИСТОРИЯ И УСТРОЙСТВО). - М.: Издательство Ипполитова, 2014. - 32 с., илл.
  5. Тернбулл, С. Японские замки 1540-1640 / С. Тернбулл; пер. с англ. А. Шевченко; худож. П. Деннис. - М.: АСТ: Астрель, 2005. - 68, [4] с.: ил. - («ЦИТАДЕЛЬ»).
  6. Брылевский Г.Б. Японские замки - история и современность. [Электронный ресурс].
  7. Группа Вконтакте Sengoku Jidai
  8. Сайт Сэнгоку Дзидай
  9. Сайт ZNATOCK
  10. Сайт Nippon.com. Старинные замки Японии
  11. Сайт замка Мацумото

Другие темы курса