• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Все под Босхом ходим

Все под Босхом ходим

Кто вдохновлял сюрреалистов?

Кого в XXI веке отдельный несильно погрузившийся в предмет зритель обвиняет в сумасшествии за изощрённое изображение ада?

Другими словами: кто такой Иероним Босх?

 

В жизнеописании художника крайне много пробелов. Дата его рождения точно не установлена, колеблется около 1450 г. Предполагают, что мастер родился, жил и умер в городе Хертогенбос, от последнего слога названия которого урожденный Йерун ван Акен в последующем позаимствовал идею для «новой» фамилии. На её изменении художник не остановился, он также латинизировал собственное нидерландское имя Йерун, преобразовав его в Иероним, получив дошедший до нас псевдоним.

Босх родился в семье художников, чьё ремесло в Хертогенбосе пользовалось спросом, поэтому они могли себе позволить быть членами уважаемого в городе и за его пределами религиозного Братства Богоматери, которое занимало часть местного Собора св. Иоанна. Этот собор, да и сам город в дальнейшем будут часто появляться в работах Босха (изобр. № 1, 1.1.), охваченные адским пламенем пожара, случившегося в Хертогенбосе в 1463 г.

Примечательно, что Босх был единственным из своей семьи, кто смог добиться высокого сана в Братстве Богоматери, что позволило приобрести влиятельных покровителей. Вероятно, этому успеху частично поспособствовала крайне удачная женитьба на состоятельной аристократке, но не стоит преуменьшать и заслуги самого художника, уже на тот момент будучи довольно известным благодаря своеобразной манере письма, не встречавшейся до него и имевшей огромное число подражателей впоследствии (например, уже известные нам Питеры Брейгели Старший и Младший).

Установление авторства многих работ остаётся загадкой для современных исследователей, потому что на произведениях мастера отсутствуют даты, названия, а зачастую и подписи. До сих пор некоторые полотна продолжают вычёркивать из списка принадлежащих руке Босха. Усложняет поиск истины и отсутствие биографических сведений, а также точной информации о перемещениях картин от одних владельцев к другим.

Как указывает Е.П. Рачеева, «несмотря на их (картин – прим. автора) пристальное изучение, остаётся ещё масса вопросов: во многих шедеврах Босха присутствуют нерасшифрованные элементы его замысловатой символики, из-за чего он продолжает оставаться одной из самых загадочных фигур в мировом искусстве» [1, с. 64].

В своих работах Босх стремиться изобличить глупость, вероотступничество, сексуальную невоздержанность, подталкивает зрителя обратиться к покаянию и благочестию. Босхианский мир тотально греховен и его ждёт лишь один финал – Апокалипсис. «И хотя образы Босха отсылают к устойчивым традиционным сюжетам, мы обнаруживаем в них ряд новшеств, выдающих сугубо индивидуальную картину мира мастера», - отмечает В.А. Косякова [2, с. 79-80].

Например, крайне необычно Иероним Босх обыгрывает не раз до и после него воспроизводимый мотив поклонения волхвов младенцу Христу (изобр. № 2).

У Босха вразрез с канонами отсутствует как таковая радость от появления Спасителя. Напротив, мир враждебен, в нём уже есть зло, и на это указывают соответствующие символы: притаившаяся сова (образ дьявола – изобр. № 3), лягушки (также демонический символ – изобр. № 4), враждебно настроенные по отношение друг к другу военизированные группировки (изобр. № 5, 6), и просто прямое изображение смерти и орудий пыток (изобр. № 7, 8).

Но дьявол у Босха кроется не только в деталях… За исключением самих волхвов и Марии (на центральной панели), а также святых с донаторами (на боковых панелях), прямое окружение младенца Христа на триптихе не очень доброжелательно настроено к нему. В частности, крестьяне совершенно бесцеремонно и по-хамски лезут на крышу хлева, откуда взирают с неприкрытой ухмылкой. Немало вопросов оставляет и выглядывающий персонаж в красном плаще и его компания со злобными гримасами (изобр. № 9). Кто это вообще такой?

Как пишет В.А. Косякова, «кого только не видели в образе этого старца: и Адама, и Валаама, и Сатурна, Ирода, и персонификацию свинца, и еретика, и обобщающий образ еврейского народа. Самая убедительная версия – это Антихрист. За ним стоят клеветники, еретики, фарисеи, отступники» [2, с. 116-117].

Антихрист в работе Босха пришёл высмеять родившегося Спасителя: отсюда и багряный плащ (пародия на плащаницу), и тиара с терновыми колючками (подобие венца), и язва на ноге, помещённая в стеклянный сосуд (подражание символизирующей тело Христа гостии, которую обычно хранят в красиво украшенных дарохранительницах).

Остаются вопросы и к тому, чью корону держит в руках Антихрист, ведь его собственная уже у него на голове. Исследователи подмечают стилистическое сходство этой короны с нагрудником одного из волхвов. Считается, что волхвы – это правители с разных концов света (Африка, Европа и Азия), уверовавшие в приход Спасителя и отказавшиеся от своих языческих религий. Этим и объясняется, почему в руках Антихриста оказалась языческая корона волхва – это символ того самого отказа от старых верований.

В работах Босха не только волхвы противостоят злу, но и святые. Самым ярким эталонным примером является святой Антоний, триптих искушений которого создал Иероним (изобр. № 10).

Кроме разномастных демонов, многочисленных сцен издевательств, которые мужественно переносит Антоний (это и полёт с бесами на большой высоте, и падение с неё, и соблазнение прекрасной дамой и различными яствами, напитками и т.д.) и уже известной дьявольской символики (совы, жабы и др.), работа мастера полна изображений оторванных и отрубленных частей человеческого тела, в частности, ног (изобр. № 11).

Последнее вовсе не случайно: во времена Босха была распространена болезнь, которая называлась «огнем святого Антония», потому как считалось, что в тот момент человек на себе мог испытать тяжесть мук святого. Кроме того, её лечением занималось братство святого Антония (антониты). Эта страшная зараза, возникающая из-за поедания хлеба и других продуктов, изготовленных из заражённой спорыньей пшеницы, вызывала у своих жертв сильнейшие галлюцинации, невыносимую физическую боль сродни внутреннему горению, нарушение кровообращения, что приводило к гниению тканей, гангрене и ампутации.

На левой створке триптиха «Искушение святого Антония» можно приметить ещё один интересный символ, часто встречающийся у Босха – перевёрнутую воронку (изобр. № 12). Исследователи толкует её как свидетельство противоречия привычной логике вещей: чтобы вода лилась в воронку, последняя должна быть повёрнута горлышком вверх, а использование её в качестве головного убора вовсе указывает на скудные интеллектуальные способности носящего.

Такую же воронку Босх определил на голову лже-врача в своей работе «Извлечение камня глупости» (изобр. № 13), сюжет которой разворачивается вокруг старой притчи о глупце, который доверился шарлатанам, убедившим героя в том, что смогут его излечить, удалив камень глупости из его головы. Но вместо камня у него из головы извлекают цветок – водяную лилию, которая лежит на столе. В этом случае Босх использует игру слов, потому что на старонидерландском слово, обозначающее камень, также обозначало и цветок.

Но не стоит забывать о том, что Босх морализатор, и в данной работе за спиной у шарлатанов изображена виселица (изобр. № 14) как намёк на грядущее наказание за обман.

Босх также изобличает глупцов в работе «Корабль дураков» (изобр. № 15). Корабль – это традиционная отсылка к Церкви, которая бороздит море и преодолевает все тяготы с помощью веры. Однако в произведении Босха корабль давно сел на мель и никуда не плывёт, а его экипаж, забыв про данные обеты, предаётся праздности, лености, прелюбодеянию и чревоугодию. Во главе судна, как у руля, сидит шут, возглавляя всю эту погрязшую во грехе процессию. Примечательно, что мачта судна давно сгнила и вместо неё проросло дерево, на которое как на масленицу (языческий праздник, который не одобряла Церковь) привязаны различные яства, вкушение которых явно не к добру, потому что к этому дереву также привязан красный флаг с полумесяцем (символ ереси у Босха), а в верхушке кроны затаилась сова, как уже ранее отмечалось символизирующая дьявола.

Образ греховного масленичного дерева можно обнаружить на самой верхушке воза сена и в триптихе с аналогичным названием (изобр. № 16). Это работа мастера также отсылает к притче, повествующей о том, что весь мир – это стог сена, из которого каждый пытается урвать побольше. В.А. Косякова интерпретирует сюжет так: «Левая створка триптиха рассказывает о падении горделивого Люцифера, изгнании Адама и Евы, проклятии рода человеческого… Центральная панель – результат печального исхода от последствий грехопадения: здесь люди подвержены всевозможным грехам. Эгоистическая пагуба ведёт их в ад вслед за полчищем демонов, везущих повозку, гружёную сеном» [2, с. 252-257].

Триптих изобилует множеством сцен, указывающих на греховность человека: здесь и на переднем плане цыганки, гадающие по руке (хиромантия, как и магия считались бесовскими – изобр. № 17), и лже-врач как в «Извлечении камня глупости», и сцена убийства (изобр. № 18) и т.д.

Е.П. Рачеева подтверждает мысль В.А. Косяковой, что через триптих «Воз сена» Иероним Босх «представляет своего рода «историю зла». Художник создаёт картину о том, как родилось зло («Грехопадение»), затем распространилось по миру («Воз сена») и как оно наказано («Ад»)»[1, с. 87].  

Ту же идею разделения триптиха Босх выдержал и в произведении «Сад земных наслаждений» (изобр. № 19), поистине колоссальной работе, в которой каждый фрагмент является отсылкой к определённым сюжетам. Мы, как и во всём остальном, осветим лишь часть заинтересовавших нас сцен, не претендуя на полноту изложения.

Начнём с левой створки триптиха, где изображен рай и момент сотворения Евы. Босх был бы не Босхом, если бы даже в рай не внёс толику зла. Мы видим здесь и любимый символ лукавого – сову прямо в центе фонтана (изобр. № 20), и каких-то ползучих трехголовых гадов (изобр. № 21), и момент смерти (изобр. № 22). То есть рай не был совсем безобидным местом ещё до Грехопадения.

Центральная часть триптиха – это мир дольний или земной, где люди предаются греху всеми возможными и невозможными способами: прелюбодеяниям и обжорству. Повсеместно изображение ягод, цветов, птиц, которые являлись символами разврата. В частности, выражение «вкушать клубнику» (изобр. № 23) означало предаваться беспорядочным сексуальным утехам. Занимательной выглядит сцена, изображённая посередине центральной панели (изобр. № 24), где девушки стоят в середине неглубокого озера, а мужчины, оседлав диких животных (отсылка к овладевшему ими «животному» чувству), совершают вокруг них забег. Очевидно, происходящее имеет сексуальный подтекст.

В завершении обратимся к правой панели триптиха, изображающей ад – место воздаяния грешникам. Расплачиваются по долгам здесь за алчность – испражняясь монетами (изобр. № 25); за горделивость и похоть – смотрясь в зеркало, прикреплённому к месту у демона пониже спины (изобр. № 26); за праздное музицирование – будучи распятым на арфе (изобр. № 27) и т.д.

Несмотря на всё описанное выше, присоединимся к словам В.А. Косяковой, которая указывает, что «цель художника – не только создать пессимистическое и мизантропическое видение мироздания, и не только дидактическая – напугать зрителя и привести к покаянию, но создать визуальное произведение – зеркало человеческой природы, посмотревшись в которое, человек, подобно Блудному сыну, задумается об истоках своего существования» [2, с. 55].

Екатерина Белашова

Источники

  1. Рачеева Е.П. Босх, Дюрер, Брейгель. М.: Издательство АСТ, 2022.
  2. Косякова В.А. Иероним Босх. Жизнь и творчество. М.: Издательство АСТ, 2020.

Другие темы курса