• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Структура личности: родитель, ребёнок, взрослый

Структура личности: родитель, ребёнок, взрослый

Прежде, чем разбираться в методике трансактного анализа, объяснять пациентам его особенности и правила, Эрик Берн предлагает начать с малого и вникнуть в смежное понятие “структурного анализа”. Именно на структурном фундаменте затем можно возводить стены трансакций, этаж за этажом выстраивая и восстанавливая причины глубоких психических и невротических проявлений поведения личности.

Итак, давайте же разберёмся, что представляет собой структурный анализ и как им пользоваться.

Различные жизненные ситуации требуют от нас разного поведения и разнообразных психологических реакций. Каждый день человек играет около десятка не похожих на предыдущие ролей, тем самым представляя себя на арене социума. Утром это может быть роль сына, дочери, мужа, жены, холостяка, затем роль собеседника в автобусе, покупателя в магазине, посетителя банка; далее план игры изменится, и вот человек уже с уверенностью решает проблемы небольшой фирмы или, наоборот, огромной корпорации.

Кажется, что управлять таким количеством сценариев адекватно просто невозможно, но на самом деле все акты и действия вышеперечисленных “спектаклей жизни” бессознательны и основаны на отработанных годами рефлексах.

Внимательно наблюдая за людьми в подобных бытовых ситуациях, психологи сделали вывод, что основа личности человека – не единая сущность, она разбивается на три составляющих: Ребёнок, Взрослый и Родитель. Терапевты, использующие в своей практике трансакционный анализ используют аббревиатуры Д (Дитя - чтобы не спутать с Родителем), В (Взрослый) и Р (Родитель). Эти три элемента, или эго-состояния, в идеале должны работать в симбиозе и “выходить в свет” поочерёдно в зависимости от ситуации.

Как же проявляют себя Дитя, Взрослый и Родитель?

Взрослый

Для начала, стоит определить характер эго-состояния Взрослый. В нём собираются все те черты, которые мы в повседневности называем логичными, рациональными, разумными.

Представьте ситуацию, когда Вы выбираете продукты в магазине: для Вас важно найти хороший продукт по приемлемой цене, Вы сравниваете стоимость, читаете состав и выбираете наиболее удачный на ваш взгляд вариант.

Так и работает Взрослый, он словно компьютер просчитывает все возможные схемы действий и стремится поступить так, как было бы наиболее безопасно и удобно в данной ситуации. Другими словами, поведение Взрослого можно охарактеризовать как заученное, привычное в обществе таких же Взрослых.

Иногда действия Взрослого механичны как цифровые алгоритмы, для этого эго-состояния важно задать вопрос, ответить на него и только затем действовать.

Несмотря на то, что Взрослый очень логичен и строг, он является самым неустойчивым и уязвимым эго-состоянием и часто как бы перекрывается другими элементами личности. В случае каких-либо психических и невротических расстройств у человека, Взрослый находится в своеобразном криосне и уже не может управлять повседневными делами, человек становится несамостоятельным, ведомым и неспособным вести свой быт.

Если бы у всех людей эго-состояние Взрослого было бы одинаково сильно развито, мы были бы как две капли воды похожи друг на друга, одинаково бы действовали во всех жизненных ситуациях, не обращая внимания на чувства и эмоции. Однако, помимо Взрослого существуют ещё два элемента личности, которые и определяют нашу индивидуальность.

Родитель

Эго-состояние Родитель формируется у человека на основе его личных наблюдений за своими матерью и отцом. В Родителе сконцентрированы нормы поведения, жизненные устои и принципы, привычные для семьи, в которой вырос ребенок. По этому эго-состоянию в личности пациента можно сделать вывод о том, каким образом его родители вели себя в быту, по отношению друг к другу и к самому пациенту.

В структурном анализе выделяют два состояния Родителя, а именно: Р-критикующий и Р-заботящийся.

Критикующий Родитель выстраивает наше социальное поведение, запрещает совершать аморальные поступки, заставляет выполнять обещанное и т. д. Можно сказать, что Родитель показывает нам рамки совести и пристыжает, когда наши действия выходят за эти рамки. Однако, несмотря на такую строгость, Р-критикующий также защищает Взрослого от плохого влияния посторонних: даёт отпор обидчикам, выражает своё личное мнение, отстаивает свою позицию.

Заботящийся Родитель даёт нам уверенность в себе, позволяет жалеть самого себя и прислушиваться к своим чувствам. Каждому человеку просто необходимо воспитывать в себе адекватного Р-заботящегося, чтобы не допустить эмоционального выгорания и не загнать себя работой, учёбой и бытом.

Ребёнок

Самой интересной (но также самой проблемной, на мой взгляд) частью личности является наш внутренний Ребёнок (или, как мы будем называть его дальше - Дитя). Это эго-состояние является эмоциональной основой, которая контролируется В и Р. Именно в части эго Дитя начинается творческая деятельность, появляются хобби, выстраивается незаурядность.

Тем не менее, есть и опасные стороны - у этой части личности отсутствует логика и чувство страха, что может иногда приводить к плачевным ситуациям в случае, если внутренний Родитель не усмотрел за младшеньким. У Дитя огромный спектр эмоций: от душераздирающей печали до “щенячьего” восторга.

Состояние Дитя также делится на два подвида: Д-естественное и Д-адаптивное. В естественном Ребёнке зрелого человека заключаются импульсивность, эмоциональность, желание настаивать на своём даже в случае неправоты, а также стремление к удовольствию любыми способами. Адаптивное Дитя ведёт себя в угоду Родителю, то есть ведёт себя так, чтобы получить одобрение и похвалу старшего элемента личности, не выходит за рамки дозволенного.

В идеале именно Взрослый должен решать, когда “выпускать в свет” Дитя и Родителя. Эрик Берн предлагает рассматривать личность психически здорового человека в виде схемы, состоящей из трёх окружностей, каждая из которых представляет собой сущность Дитя, Взрослого и Родителя. Три окружности находятся в равновесии, никаких перекрытий нет.

В случае, если одно из эго-состояний стремится к доминированию, происходит личностный дисбаланс. Например, когда Родитель перекрывает Взрослого, мы наблюдаем закрытого в себе человека, склонного к постоянному самоконтролю, жёстким принципам и строгости. Если же активным является Дитя, такого человека назовут бессовестным и гиперактивным, ведь для него напрочь отсутствуют правила, которые следует соблюдать каждому члену общества. Кроме того, у такой личности высок риск развития периодических неврозов и психозов.

Александра Фидельская

Список источников и литературы

  1. Берн Э. Люди, которые играют в игры . Психология человеческой судьбы / пер. с англ. Л. Г. Ионина; общая редакция М. С. Мацковского — СПб.: Лениздат, 1992.
  2. Берн Э. Трансактный анализ в психотерапии. - СПб.: Братство, 1992. - 229 с.

Дальше

Другие темы курса