«Дом» и «перемещение» в творчестве Со До Хо и Кимсуджа
В этой небольшой статье речь пойдет о двух южнокорейских художниках-номадах, которые большую часть своей жизни провели в пути. В связи с этим темы дома, мобильности и идентичности играют большую роль в их творчестве. Несмотря на то, что они работают по всему миру, Со До Хо и Кимсуджа смогли «не растерять свою аутентичность в эпоху глобализации» [1, c. 49].
Со До Хо
Со До Хо (Suh Do Ho, 서도호, р. 1962) – южнокорейский скульптор и художник-инсталлятор. Высшее образование он получил в университете США, затем путешествовал между Сеулом, Нью-Йорком и Лондоном, где в настоящее время находится его студия. Со До Хо выработал свой уникальный стиль, благодаря которому зрители с лёгкостью могут узнать его работы из тысячи.
В своём творчестве он освещает понятия дома, культурного перемещения, восприятия пространства. Что такое дом? Для Со До Хо – это прежде всего память, воспоминания. Идея для проекта Fallen Star (2012) возникла, когда он приехал в США для учёбы в Род-Айлендской школе дизайна.
Многие студенты и Со До Хо в том числе оставили свой дом и свою семью ради получения высшего образования. Они чувствовали себя дезориентированными не только физически, но и ментально. Для того, чтобы привыкнуть к новым условиям и привнести частичку чего-то родного, Со До Хо решил построить на крыше одного из зданий кампуса Школы дизайна дом.
Несмотря на то, что через свои работы он транслирует личные истории и собственный опыт, зрители могут соотнести свой опыт с его и прочувствовать инсталляции Со До Хо на более ином, глубоком уровне.
Работа под названием Seoul Home представляет собой точную на 80% копию настоящего дома Со До Хо в Сеуле. Для создания копии инсталлятор использовал полупрозрачную хлопчатобумажную ткань, из которой шьют традиционные корейские костюмы. Целью Со До Хо является не передать в точности то, как выглядит это жилое пространство в реальной жизни, а воссоздать воспоминания, связанные с ним [2].
«Это было механизмом выживания, но моя «текстильная архитектура» рождается не просто из-за моей тоски по дому или определённой локации. Мои работы больше про то, что мы несём с собой, как мы движемся по миру и относимся ко всему вокруг нас» [3].
Куратор У Хесу объединяет эти проекты в одну категорию – «блуждающие» дома. Всё потому, что благодаря лёгкому материалу, из которого они спроектированы, эти дома подвижны. Можно без труда сложить их в чемодан и отправиться путешествовать с ними по миру. Получается, что твой дом всегда с тобой. Эти работы пользовались популярностью на выставках, потому что зрители могли рассмотреть дома не только снаружи, но и изнутри.
У Со До Хо есть другой вид проектов, который начался с его квартиры и по совместительству творческой мастерской в Нью-Йорке. После того как он переехал в Лондон и обосновался там, он несколько лет подряд возвращался в Нью-Йорк для работы над проектом “RUBBING/LOVING PROJECT: APARTMENT A, 348 WEST 22ND STREET, NEW YORK, NY 10011, USA” (2014). Со До Хо обернул все комнаты бумагой и прошёлся по ней цветным карандашом или графитом. Совершая этот творческий процесс натирания бумаги карандашом, Со До Хо запечатлевает историю этого жилого пространства, воспоминания, созданные здесь, прежде чем само место и всё, связанное с ним, исчезнет.
Советую посмотреть это короткое видео, которое показывает как Со До Хо работает над этим проектом: https://art21.org/watch/extended-play/do-ho-suh-rubbing-loving-short/
Кимсуджа
Кимсуджа (Kimsooja, 김수자, р. 1957) – южнокорейский инсталлятор, детство которой прошло в разъездах, так как её отец был военным, и они очень часто переезжали с места на место вокруг демилитаризованной зоны. Через инсталляции и перформансы она размышляет на темы миграции и дома. Ким Суджа любит использовать боттари (цветные платки) в своих произведениях.
В боттари упаковывают вещи для переезда. Для “Cities on the Move – 2727 KM Bottari Truck” она задокументировала свою поездку по Корее, которая длилась 11 дней. Кимсуджа путешествовала в грузовике, который был заполнен боттари, посещая места, где она жила раньше или с которыми у неё связаны тёплые воспоминания. С одной стороны, боттари ассоциируются с печальным уходом из родного места в неопределённость, с другой – с шагом в многообещающее будущее [4].
«Мне часто нравилось играть со своими школьными друзьями в подростковом возрасте, когда я записывала названия всех городов и деревень, где я жила, соединяя их друг с другом линиями, похожими на длинные прошитые стежки» [5].
Второй перформанс-инсталляция, “A Needle Woman” (1999-2001), также заслуживает нашего внимания.
Кимcуджа отправилась в путешествие по миру. Её перформанс заключался в том, что камера снимала её со спины, пока она неподвижно стояла посередине улиц, а мир продолжал двигаться вокруг неё. Эта работа заставляет зрителей задуматься о понятии движения – как мы перемещаемся из одного места в другое, как меняется наше окружение, наше восприятие мира.
Кимcуджа говорит, что эти перформансы в разных уголках света «дали [ей] представление о менталитете людей в каждом городе и о различных культурах в разных географических регионах» [4]. Например, жители Нью-Дели находили её перформанс странным, они останавливались, смотрели на неё и пытались понять, что же происходит, а в Шанхае практически никто не обращал на неё внимание, люди просто проходили мимо.
Перед нами два художника-инсталлятора, затрагивающие такие важные понятия как «дом» и «миграция». В эпоху глобализации, когда люди переезжают с места на место, путешествуют, познают другие культуры, находят дом в новом месте, можно с лёгкостью почувствовать связь с творчеством Со До Хо и Кимсуджа.
Для Со До Хо идея дома не есть что-то фиксированное. Она развивается на протяжении всей жизни, и по его мнению, дом – это то, что мы всегда носим с собой. А что это понятие значит для Вас?
Эвелина Хакимова
P.S.
Рекомендуемые видео к просмотру (они на английском языке, но очень интересные и познавательные!)
Список источников
- Ким А., Ли Х.С., Хохлова Е., Черкашина Д. Корейское современное искусство: ориентирование на местности. СПб.: Своё издательство, 2016. 117 с.
- The Evocative Fabric Stylings of Do Ho Suh by Bloomberg Quicktake.
- Jennifer Sauer. How Artist Do Ho Suh Fully Reimagines the Idea of Home.
- Bae M., Dimitriadis G. Travelling home(s): contemporary Korean art after the postcolonial // Discourse: Studies in the Cultural Politics of Education. 2015. Vol. 36(3). Pp. 314-328.
- Kimsooja. On the Move. 2013.
Другие темы курса