• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Дом» и «перемещение» в творчестве Со До Хо и Кимсуджа

Со До Хо

Со До Хо
Источник: Financial Times

В этой небольшой статье речь пойдет о двух южнокорейских художниках-номадах, которые большую часть своей жизни провели в пути. В связи с этим темы дома, мобильности и идентичности играют большую роль в их творчестве. Несмотря на то, что они работают по всему миру, Со До Хо и Кимсуджа смогли «не растерять свою аутентичность в эпоху глобализации» [1, c. 49].

Со До Хо

Со До Хо (Suh Do Ho, 서도호, р. 1962) – южнокорейский скульптор и художник-инсталлятор. Высшее образование он получил в университете США, затем путешествовал между Сеулом, Нью-Йорком и Лондоном, где в настоящее время находится его студия. Со До Хо выработал свой уникальный стиль, благодаря которому зрители с лёгкостью могут узнать его работы из тысячи.

В своём творчестве он освещает понятия дома, культурного перемещения, восприятия пространства. Что такое дом? Для Со До Хо – это прежде всего память, воспоминания. Идея для проекта Fallen Star (2012) возникла, когда он приехал в США для учёбы в Род-Айлендской школе дизайна.

Многие студенты и Со До Хо в том числе оставили свой дом и свою семью ради получения высшего образования. Они чувствовали себя дезориентированными не только физически, но и ментально. Для того, чтобы привыкнуть к новым условиям и привнести частичку чего-то родного, Со До Хо решил построить на крыше одного из зданий кампуса Школы дизайна дом.

Несмотря на то, что через свои работы он транслирует личные истории и собственный опыт, зрители могут соотнести свой опыт с его и прочувствовать инсталляции Со До Хо на более ином, глубоком уровне.

Работа под названием Seoul Home представляет собой точную на 80% копию настоящего дома Со До Хо в Сеуле. Для создания копии инсталлятор использовал полупрозрачную хлопчатобумажную ткань, из которой шьют традиционные корейские костюмы. Целью Со До Хо является не передать в точности то, как выглядит это жилое пространство в реальной жизни, а воссоздать воспоминания, связанные с ним [2].

«Это было механизмом выживания, но моя «текстильная архитектура» рождается не просто из-за моей тоски по дому или определённой локации. Мои работы больше про то, что мы несём с собой, как мы движемся по миру и относимся ко всему вокруг нас» [3].

Куратор У Хесу объединяет эти проекты в одну категорию – «блуждающие» дома. Всё потому, что благодаря лёгкому материалу, из которого они спроектированы, эти дома подвижны. Можно без труда сложить их в чемодан и отправиться путешествовать с ними по миру. Получается, что твой дом всегда с тобой. Эти работы пользовались популярностью на выставках, потому что зрители могли рассмотреть дома не только снаружи, но и изнутри.

У Со До Хо есть другой вид проектов, который начался с его квартиры и по совместительству творческой мастерской в Нью-Йорке. После того как он переехал в Лондон и обосновался там, он несколько лет подряд возвращался в Нью-Йорк для работы над проектом “​RUBBING/LOVING PROJECT: APARTMENT A, 348 WEST 22ND STREET, NEW YORK, NY 10011, USA” (2014). Со До Хо обернул все комнаты бумагой и прошёлся по ней цветным карандашом или графитом. Совершая этот творческий процесс натирания бумаги карандашом, Со До Хо запечатлевает историю этого жилого пространства, воспоминания, созданные здесь, прежде чем само место и всё, связанное с ним, исчезнет.

Советую посмотреть это короткое видео, которое показывает как Со До Хо работает над этим проектом: https://art21.org/watch/extended-play/do-ho-suh-rubbing-loving-short/

Кимсуджа

Кимсуджа (Kimsooja, 김수자, р. 1957) – южнокорейский инсталлятор, детство которой прошло в разъездах, так как её отец был военным, и они очень часто переезжали с места на место вокруг демилитаризованной зоны. Через инсталляции и перформансы она размышляет на темы миграции и дома. Ким Суджа любит использовать боттари (цветные платки) в своих произведениях.

В боттари упаковывают вещи для переезда. Для “Cities on the Move – 2727 KM Bottari Truck” она задокументировала свою поездку по Корее, которая длилась 11 дней. Кимсуджа путешествовала в грузовике, который был заполнен боттари, посещая места, где она жила раньше или с которыми у неё связаны тёплые воспоминания. С одной стороны, боттари ассоциируются с печальным уходом из родного места в неопределённость, с другой – с шагом в многообещающее будущее [4].

«Мне часто нравилось играть со своими школьными друзьями в подростковом возрасте, когда я записывала названия всех городов и деревень, где я жила, соединяя их друг с другом линиями, похожими на длинные прошитые стежки» [5].

Второй перформанс-инсталляция, “A Needle Woman” (1999-2001), также заслуживает нашего внимания.

Кимcуджа отправилась в путешествие по миру. Её перформанс заключался в том, что камера снимала её со спины, пока она неподвижно стояла посередине улиц, а мир продолжал двигаться вокруг неё. Эта работа заставляет зрителей задуматься о понятии движения – как мы перемещаемся из одного места в другое, как меняется наше окружение, наше восприятие мира.

Кимcуджа говорит, что эти перформансы в разных уголках света «дали [ей] представление о менталитете людей в каждом городе и о различных культурах в разных географических регионах» [4]. Например, жители Нью-Дели находили её перформанс странным, они останавливались, смотрели на неё и пытались понять, что же происходит, а в Шанхае практически никто не обращал на неё внимание, люди просто проходили мимо.

 

Перед нами два художника-инсталлятора, затрагивающие такие важные понятия как «дом» и «миграция». В эпоху глобализации, когда люди переезжают с места на место, путешествуют, познают другие культуры, находят дом в новом месте, можно с лёгкостью почувствовать связь с творчеством Со До Хо и Кимсуджа.

Для Со До Хо идея дома не есть что-то фиксированное. Она развивается на протяжении всей жизни, и по его мнению, дом – это то, что мы всегда носим с собой. А что это понятие значит для Вас?

Эвелина Хакимова

P.S.

Рекомендуемые видео к просмотру (они на английском языке, но очень интересные и познавательные!)

Список источников

  1. Ким А., Ли Х.С., Хохлова Е., Черкашина Д. Корейское современное искусство: ориентирование на местности. СПб.: Своё издательство, 2016. 117 с.
  2. The Evocative Fabric Stylings of Do Ho Suh by Bloomberg Quicktake.
  3. Jennifer Sauer. How Artist Do Ho Suh Fully Reimagines the Idea of Home. 
  4. Bae M., Dimitriadis G. Travelling home(s): contemporary Korean art after the postcolonial // Discourse: Studies in the Cultural Politics of Education. 2015. Vol. 36(3). Pp. 314-328.
  5. Kimsooja. On the Move. 2013.

Дальше

Другие темы курса