• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Психогенетика гендера: как формируется гендер человека

Психогенетика гендера: как формируется гендер человека

Источник: flickr.com

Одним из важнейших аспектов, который изучает психогенетика является изучение пола и гендера человека. 

Под полом человека понимается совокупность биологических данных, благодаря которым мужчины и женщины различаются друг от друга. Под гендером же понимается “социальный (социокультурный) конструкт, определяющий положение мужчины и женщины в обществе; это совокупность связанных с полом аспектов социальных ролей, т. е. моделей поведения, ожидаемого обществом от мужчины или женщины”[1].  Таким образом, можно увидеть, что в понятиях гендера и пола существуют существенные различия.

Психогенетика больше изучает вопросы влияния генетики и социального окружения человека именно на его гендер, так как на биологический пол человека социальное окружение не может повлиять.

До второй половины ХХ века считалось, что на гендер ребенка влияет только социальная среда. То есть, считалось, что человек начинает осознавать свой гендер по мере взросления и зависит гендер только от того, как человека воспитывали. Например, если человека воспитывали как мальчика, то и вести он должен себя как мальчик и ощущать себя также.

Однако потом произошел один случай, который опроверг все теории о том, что человек приобретает свой гендер по мере взросления и воспитания.
 

[1] Определение понятия “гендер” [Электронный ресурс] // wiktionary.org: информ.-справочный портал.

История Дэвида Реймера

Брюс Питер Реймер и его брат близнец родились 22 августа 1965 года в Виннипеге, Онтарио, у Джанет и Рона Реймера. В младенчестве Брюс получил непоправимое повреждение полового органа, в ходе которого орган был утерян. В 1967 году родители Реймера обратились за помощью к Джону Мани, психологу и сексологу, работавшему в больнице Джона Хопкинса в Балтиморе.[1]

В середине двадцатого века Мани помог установить взгляды на психологию гендерной идентичности и ролей. В своей научной работе Мани отстаивал все более распространенную идею о том, что гендер - это общественная конструкция, податливая с самого раннего возраста. Он заявил, что воспитание в качестве женщины отвечает интересам Реймера, и рекомендовал провести операцию по изменению пола. В то время младенцы, рожденные с аномальными или интерсексуальными гениталиями, как правило, получают такие операции.

После консультации с Мани родители Реймера решили растить Реймера как девочку. Реймеру в младенчестве была сделана операция по построению зачаточных женских половых органов. После операции по изменению пола Брюса Реймера назвали Брендой, и родители воспитывали его как дочку.
 

На протяжении всего детства Реймер проходил ежегодный осмотр у Мани. Его брат-близнец также участвовал в исследованиях компании Мани по вопросам сексуального развития и пола у детей. Как идентичные близнецы, растущие в одной семье, братья Реймер были теми, кого Мани считал идеальным объектом психологического исследования по половому признаку. Реймер был первым задокументированным случаем смены пола у ребенка, рожденного нормальным с точки зрения развития, в то время как брат Реймера был контрольным субъектом, который разделял генетический состав.

В подростковом возрасте Реймер получал женские гормоны, которые нужны были для полноценного развития женской половой системы и подавлению мужских признаков взросления. Важно также отметить, что на протяжении всего детства Реймер не был проинформирован о своей мужской биологии.

В детстве Реймер испытывал сильную гендерную дисфорию - состояние, при котором кто-то испытывает стресс в результате присвоенного ему пола. Реймер говорил, что он не идентифицировал себя как девочка и возмущался посещениями Мани для лечения. В тринадцать лет Реймер угрожал покончить жизнь самоубийством, если родители возьмут его с собой к доктору во время следующего ежегодного визита. Реймер также стал жертвой издевательств сверстников в школе за его мужские черты. Он утверждал, что, несмотря на получение женских гормонов, ношение платьев и ориентацию своих интересов на типично женские нормы, он всегда чувствовал, что он мальчик.

В 1980 году, в возрасте пятнадцати лет, отец Реймера рассказал ему правду о своем рождении и последующих процедурах. После этого откровения, Реймер принял мужскую личность, взяв себе имя Дэвид. К двадцать первому году жизни Реймер получил тестостероновую терапию и сделал операцию по смене пола, вновь став мужчиной.

Дэвид получил крупную денежную компенсацию за тот урон, который был нанесен его психике в ходе эксперимента Мани. Однако даже после смены пола Дэвид ощущал на себе последствия детских психологических травм - он страдал депрессией и во взрослом состоянии. В 38 лет Дэвид совершил самоубийство.

Эта трагичная история жизни Дэвида, который несмотря на то, что он жил как девочка, всё равно знал, что это не его настоящий гендер, стала главным опровержением всех теорий, которые основывались на том, что гендер человека создается в ходе его воспитания.

Как же формируется гендер человека?

На сегодняшний день современная психогенетика подтвердила тот факт, что, даже несмотря на то, что воспитание человека может повлиять на развитие тех или иных феминных и маскулинных черт его характера, генетический состав всё равно является решающим фактором, когда дело касается гендера человека. Это значит, что человек уже рождается с гендером и никакое воспитание это изменить не сможет.

Анна Каркавина

Дальше

Другие темы курса