• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Как лингвисты помогли врачам

Мы хотим создать хороший список слов, на основе которого можно достоверно судить о качестве слуха. С какими подводными камнями мы столкнёмся?

Как лингвисты помогли врачам

Пациент не должен пытаться угадывать слова. Что если вместо существующей лексики использовать «псевдослова» — речевые фрагменты, составленные по фонологическим правилам из звуков конкретного языка? Например, в русском языке не встречается сочетание [кф], а [ку], [фа] — да. Из таких сегментов, как из кубиков, составим слова для списка. Идею использовать псевдослова предложил Роберт Барани, австрийский физиолог и отохирург, в начале XX века. Но она не получила широкого распространения. Мы не общаемся с помощью лишённых смысла сочетаний звуков. И как вы могли убедиться из предыдущих частей, при восприятии речи не анализируем каждый звук слова по отдельности.

Так вот, чтобы тест для проверки слуха был показательным, мы хотели бы, чтобы в нём были слова со звуками из разных частотных зон. От низких [п], [н], [б] до высоких [с’], [ц], [и] как в таблице, составленной военным врачом Вороячеком. Также чтобы частотность звуков в тесте и в речи не сильно отличалась. Было бы странно составить таблицу, где самым частым окажется согласный [ф]. Кроме этого, следует учитывать количество слогов в слове, к какой части речи относится слово и эффект прайминга. Этот эффект — влияние предшествующего контекста — всегда учитывается в психолингвистических экспериментах [1].

 

[1] Фёдорова О.В. Основы экспериментальной психолингвистики: принципы организации эксперимента: Учебное пособие. — М.: Спутник+, 2008. — c. 18.

Пример

Простой пример — старый розыгрыш, в котором просят ответить как можно быстрее на четыре вопроса подряд: «Что течёт по венам?», «Что пьют вампиры?», «Что пьют комары?», «На какой свет переходим дорогу?». Конечно, мы хотим исключить из теста нежелательный эффект прайминга. Значит, список придётся дополнительно проверить на то, как могут одни слова влиять на восприятие других.

Ещё одна важная вещь — частотность самих слов в языке. При негромком произнесении стимула [хор’] есть вероятность, что слушающий воспримет его как «корь», потому что это слово частотнее или потому что человек вообще не знает слова «хорь». Язык меняется и слова выходят из употребления, поэтому тестовый набор необходимо пересматривать. В 2019 году фонетисты сотрудники НИЦ ПСПбГМУ, СПбГУ и Городского сурдологического центра СПб ГУЗ «Городской гериатрический медико-социальный центр» зарегистрировали базу данных, содержащую новые и редактированные тестовые таблицы для оценки слуха, а в 2020 году доктор медицинских наук М.Ю. Бобошко и кандидат филологических наук Е.И. Риехакайнен получили патент на новый способ речевой аудиометрии, в котором учтены все перечисленные выше факторы.

В тестовых таблицах используется не «живая» речь, а заранее сделанные записи. Диктор произносит слова с одинаковой интенсивностью. Громкость записи можно контролировать, а, значит, сделать количественную оценку слуховой функции: определить степень разборчивости при определённом количестве децибелов.

Пример

Примеры тестовых списков из 20 односложных и 20 разносложных слов:

  1. мать, ром, сушь, вал, чей, новь, пить, хан, бот, бык, бас, гид, зуб, дом, яд, шут, сев, киль, дочь, лань;
  2. любить, фильм, готовый, письмо, хорошо, русский, звать, процесс, человек, далёкий, вместе, факт, получить, стихи, ещё, порядок, взять, любой, женщина, деньги [1].
 

[1] Бобошко М.Ю., Риехакайнен Е.И. Речевая аудиометрия в клинической практике. — СПб.: Издательство Диалог, 2019. — с. 74

Будет ли отличаться список слов, который надо использовать для проверки слуха у детей? Что дополнительно стоит учесть? Слуховая система пятилетних детей уже в целом сформирована, но вплоть до 10-12 лет их мозговые структуры активно развиваются. Поэтому дети 5-6 лет обычно показывают результаты в слуховых тестах хуже, чем 9-10-летние. Самый простой тест, разработанный для детей младше семи лет, называется «цифра-слово». Список состоит из пар «предмет/понятие и цифра». Например, «нос — 4», «кот — 9», «соль — 7» [1]. Во время исследования слуха ребёнок слушает первый стимул в паре одним ухом, а второй — другим.

Составление разных тестовых таблиц для речевой аудиометрии — один из примеров междисциплинарного исследования. Так, лингвистика может взаимодействовать с гуманитарными, естественными и техническими науками. К примеру, появление интернет-поисковиков и систем автоматического перевода — результат этого синтеза. Впрочем, это уже совсем другая история.

 

[1] Бобошко М.Ю., Риехакайнен Е.И. Речевая аудиометрия в клинической практике. — СПб.: Издательство Диалог, 2019. — с. 66.

Арсений Анисимов

Список источников и литературы

  1. Бобошко М.Ю., Риехакайнен Е.И. Речевая аудиометрия в клинической практике. — СПб.: Издательство Диалог, 2019. — 80 с.
  2. Фёдорова О.В. Основы экспериментальной психолингвистики: принципы организации эксперимента: Учебное пособие. — М.: Спутник+, 2008. — 24 с.

Другие темы курса