• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Сквозь грозы сияло нам солнце свободы": экскурс в советские субкультуры

Введение в курс

Андрей Шемшурин, Давид Бурлюк, Владимир Маяковский. Москва, 1914 год

Андрей Шемшурин, Давид Бурлюк, Владимир Маяковский. Москва, 1914 год
Источник: Государственный музей им. Маяковского

Из школьных учебников истории мы твёрдо усвоили: СССР – это про тотальную идеологию, идею-фикс, агрессивную пропаганду, переделывание человеческой психологии, коллективизм и единение всего общества во имя построения коммунизма. Слова “советское” и “неформальное” плохо сливаются в голове в одно целое, но на практике они сливались довольно часто. В этом курсе мы расскажем, как можно было жить в Советском Союзе и являться частью субкультуры (спойлер: иногда это довольно сложно).

Традиционно считается, что субкультуры в СССР родились в эпоху Оттепели, когда в страну хлынули джаз и узкие брюки. Формально всё так, но рефлексия понятия субкультуры с точки зрения современных представлений даёт понять, что скандально выделяющиеся группировки молодёжи существовали и раньше. Неужели нельзя назвать панками футуристов 1920-х, покрывающих лица странными рисунками, бросающих классиков «с парохода современности» и трубящих со сцены провокационные лозунги? Не были ли неформалами декаденты, стихи которых подозрительно хорошо звучали бы под аккомпанемент группы Stigmata?

Забавно, но знаменитые литературные группы модерна зачали традицию всех более поздних советских субкультур – в них чаще всего входили молодые выходцы из интеллигенции, хорошо осведомлённые о западных культурных тенденциях. Более того, неформалы 1920-х, как и их последователи из более поздних периодов советской истории, не просто перекладывали западные идеи на советскую почву, но и создавали на их фундаменте новый неповторимый стиль: как русский авангард стал легендарным во всем мире, так и советского стилягу невозможно перепутать с тедди-боем, а Егора Летова - с Джонни Роттеном.

Именно поэтому советские субкультуры - не просто интересное увлечение молодёжи западной модой и тем более, следуя бюрократической советской формулировке, не преклонение перед Западом, а самобытный феномен, заслуживающий рассмотрения и изучения.

“Сквозь грозы сияло нам солнце свободы, и Ленин великий нам путь озарил”, - эти слова советского гимна дали название этому курсу. Исследователь советской истории Евгений Добренко утверждал, что соцреализм во многом не отражал реальность, а конструировал новую вокруг себя [1]. Гимн СССР делал что-то подобное: он создавал не образ страны, а закрытый утопический мир, не имеющий ничего общего с реальностью. И всё же к нашему курсу он подходит как нельзя лучше. Существование в СССР неформалов и нонконформистов доказывает: солнце свободы у каждого своё.

Анна Купина

Список источников

Добренко Е.А. Политэкономия соцреализма. М.: Новое литературное обозрение, 2007. 592 с.

Дальше

Темы курса