• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как в журнале обучали теории?

«Литературная учеба» была уникальна тем, что выполняла (по мере возможности) функцию университета на дому. Редакция стремилась дать хотя бы минимальное филологическое образование читателям журнала, поэтому разделов было довольно много, и все они напрямую или косвенно охватывали литературный процесс.

Как в журнале обучали теории?

Журнал условно можно разделить на два больших раздела: теоретический и практический. В этой статье речь пойдет о теоретическом.

Так как рубрики в журнале не всегда были постоянными и часто меняли названия, в целях удобства я обобщила их названия: «Политическое образование», «Теория литературы», «Учеба у классиков», «Теория языка», «Современная литература», «Молодая литература», «Литературная работа в газете», «Литературные кружки».

Раздел «Политическое образование»

Поскольку «новые» пролетарские писатели должны были описывать реалии советской эпохи и пропагандировать социализм, немалое место в журнале занимали статьи о политике. Примечательно, что они всегда публиковались в начале номера, чаще первыми.

С 1930 по 1931 год был напечатан целый цикл философско-политических статей под названием «Диалектический материализм». Эти статьи объясняли читателю, что такое истина, наука, философия, чем отличаются идеализм и материализм, что представляет собой марксизм, какие теории выдвигали И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах и т. п.

В конце некоторых политических статей, как обычно бывает в учебниках, читателю предлагали ответить на вопросы, чтобы закрепить материал. Например, после статьи М. Ширвиндта «Идеализм и материализм» нужно было ответить на вопросы «Почему идеализм надо считать реакционной философией?» или «Каковы достоинства и недостатки рационалистического критерия истины?» и пр. А в списке литературы числились Ф. Энгельс, В. Ленин, Г. Плеханов, Г. Тымянский и П. Аксельрод [1: 16].

Начиная с 1933 года, политические статьи печатаются гораздо реже, в основном затрагивая темы марксизма и большевизма.

Раздел «Теория литературы»

В раздел «Теории литературы» включались все статьи, касающиеся литературных приемов, стилей, жанров, композиции и пр. Среди них, например, И. Виноградов «Беседы о литературной форме», В. Жирмунский «Как не надо писать стихи», К. Паустовский «О новелле». Статей исключительно литературоведческой направленности было немного. Приемам, формам и стилю в большинстве случаев учили на материале классиков, а это уже следующий раздел.

Раздел «Учеба у классиков»

Журнал «Литературная учеба» занял особое положение в борьбе за классическое наследство и обучал не только на материале классиков русских, но и европейских, поэтому этой теме было посвящено огромное количество статей. Условно их можно поделить на три типа.

  1. Статьи общеобразовательного характера, в которых описывалась жизнь и творческая биография классика литературы: в какую он жил эпоху, какому принадлежал направлению, на какие писал темы. Например: Д. Благой «Творчество Пушкина», Н. Степанов. «Творчество Достоевского», А. Скафтымов «Творчество Стендаля».
  2. Статьи-«творческие лаборатории», где рассказывалось о методах и приемах классиков. Так, из статьи И. Рыбакова «Как работал Гоголь» читатель мог узнать, что Николай Васильевич просил мать высылать ему из Петербурга украинские костюмы, чтобы он мог разглядывать их и с достоверностью описывать одежду героев.
  3. Статьи, посвященные отдельным произведениям. В 1930–1931 гг. было напечатано две статьи такого типа: «Трилогия Гончарова» и «"Мертвые души" Гоголя» В. Десницкого. В следующих годах их становится гораздо больше: С. Малахов «Антидемократический роман Тургенева», М. Клеман. «О «Жерминале» Эмиля Зола» и т. д.

Раздел «Учеба у классиков» занимал, пожалуй, большую часть журнала. Статьи этого раздела были опубликованы почти во всех номерах за 1930–1941 гг.

Раздел «Теория языка»

Конечно, Горький не мог не уделить внимание языку. Он считал современный язык, на котором в том числе писали начинающие, засоренным ненужным «шлаком» в виде диалектов, провинциализмов и мещанской разговорной речи. Поэтому еще одной глобальной целью «Литучебы» было бороться за чистоту языка, точность, ясность и расширение лексикона.

Языковой раздел так же можно поделить на три типа:

  1. Статьи, посвященные функционированию языка в обществе. Сюда входили такие темы, как языковая политика, связь языка и мышления, связь языка и общества, социальная функция слова, классовый состав русского языка (язык господствующего класса, крестьянский язык и т. д.) и подобные. Иногда в конце таких статей давались упражнения. Например, в статье «Слово и его социальная функция» читателю предлагалось прочитать несколько отрывков и установить, какая классовая идеология лежит в основе каждого отрывка. Так редакция журнала аккуратно вплетала политику в статьи о языке.
  2. Статьи, посвященные грамматике. С 1933 по 1935 год в журнале печаталась серия «Грамматических очерков» Б. Ларина и С. Бархударова. Стиль этих статей очень походил на конспекты в учебнике. Каждый очерк был посвящен одной грамматической теме: имя существительное, словообразование, предложение и т. д., а конце были привычные нам упражнения вроде «выделите суффиксы в словах» или «выпишите из предложение подлежащее и сказуемое».
  3. Статьи, посвященные стилю и стилистике. В большинстве статей этого типа затрагивали темы стиля (научно-популярного, художественного, публицистического и т. д.), в других – раскрывался стиль одного конкретного автора (М. Клеман. «Стилистическая работа Тургенева», например).

Так журнал старался обучать начинающих писателей языкознанию.

Разделы «Современная литература» и «Молодая литература»

Раздел «Современная литература» включал в себя статьи современных авторов, которые к началу XX века уже были более-менее известны: М. Зощенко, Ю. Либединский, Н. Тихонов. Популярной была рубрика под названием «Как я работаю», где авторы делились процессом работы над текстом. Также публиковались критические статьи, а с 1935 года – статьи о современной литературе народов СССР (о литературе Казахстана или писателях Кабардино-Балкарии, например).

В отличие от предыдущего раздела, в «Молодой литературе» публиковались статьи-обзоры на тексты начинающих писателей и молодые писательские сообщества (И. Гринберг «Сборники начинающих писателей», А. Жучков «О работе Московского литературного кабинета» и т. д.).

Разделы «Литературная работа в газете» и «Литературный кружок»

«Литературная работа в газете» – раздел, посвященный журналистским жанрам. В этих статьях учили работать над статьей, фельетоном, очерком, заметкой и др. Например, статьи М. Чумандрина «Заводская газета и рабочий писатель», «Литературная консультация на страницах газет».

Особое внимание уделялось литкружкам и объединениям. Читателей учили организовать кружки и рассказывали об уже существующих кружках. Сюда относятся такие статьи, как В. Ставский «О литературных кружках», Г. Коротков «Практикум рабочего литературного кружка».

Вот так выглядит классификация теоретических статей журнала «Литературная учеба» с 1930 по 1941 год. В следующей теме речь пойдет о практической работе журнала.

Анета Болотникова

Список источников

Ширвиндт М. Идеализм и материализм (окончание) // Литературная учеба, 1930. №4. С. 3–16.

Дальше

Другие темы курса