А со мной такое не работает!
Довольно часто психологу, использующему в работе арт-терапевтические техники, приходится сталкиваться с ситуацией, которая так возмутила нашего Скептика в конце прошлой темы.
Человек, не веривший в эффективность арт-терапии или ничего о ней не знавший прежде, в какой-то момент решается «испробовать метод на себе» и… оказывается разочарован. «Я же говорил – не работает» - довольно распространенный результат самостоятельного «похода в арт-техники».
Что же происходит на самом деле – давайте разберемся.
Во-первых, следует сказать о том, что эффективность арт-терапии, многократно подтвержденная прежде экспертными оценками и анализом случаев, в последние годы стала находить все больше доказательств в эмпирических исследованиях [4; 5; 6; 7].
Так, установлена эффективность использования арт-терапевтических методов в работе с людьми разного пола, возраста и социального статуса в отношении развития их самоидентичности и формирования положительного самоотношения, умения распознавать, вербализовывать и регулировать свои эмоции. Арт-терапия эффективно работает на укрепление уверенности в себе, совершенствование навыков осознания своих поведенческих паттернов и расширения вариативности поведения, а также - спектра используемых коммуникативных стратегий [5].
Однако кажущаяся простота и доступность методов арт-терапии для самостоятельного использования могут сыграть злую шутку с желающим проверить метод «на себе».
Не будем забывать, что эффективность любых техник и приемов зависит от того, насколько грамотно и профессионально они используются, и от того, насколько выбранные инструменты помощи подходят именно вам. И хотя арт-терапия очень бережный метод психологической помощи, но в неумелых руках и он может дать не слишком приятный эффект: например, человек может обнаружить ранее скрытую от его сознания проблему, но оказаться не в состоянии справится с ней самостоятельно.
В каких же именно случаях, пробуя самостоятельно освоить арт-терапевтические техники, мы можем получить обратный эффект?
Назовем несколько распространенных вариантов таких ситуаций:
1
Например, в погоне за разрекламированным эффектом ставшей внезапно популярной (и вырванной из контекста, обычно упрощённой и видоизмененной) отдельной техники мы пытаемся начать заниматься тем, что категорически нам не нравится. Покупаем антестрессовую раскраску с мандалами, обещающую нам расслабление и успокоение, и через силу начинаем раскрашивать выводящие нас из себя мелкие элементы. Вместо релаксации получаем всплеск раздражения, агрессии и разочарования.
Что можно сделать: вспомнить, что выбор техник арт-терапии очень индивидуален. Кому-то отвратительно прикасаться руками к глине, а кто-то с удовольствием энергично «вомнёт» в неё всю свою злость или ярость. Кто-то не переносит даже звук чертящего по бумаге фломастера, а кому-то очень нравятся яркость и четкость получившихся линий. Отложить то, что раздражает и поискать расслабления в другой области: возможно, вам нравится релаксирующая музыка? А может быть, например, боди-арт? Или граффити?
2
Когда мы ищем чудес и волшебства, относясь к арт-терапевтическим техникам как к мистическим ритуалам: я сделаю то-то и то-то в заданной последовательности, и со мной начнет происходить нечто удивительное и хорошее. Спойлер: не начнет. Арт-терапия работает при вашем активном участии и творчестве, и не работает – при попытках просто использовать общую шаблонную схему действий.
Что можно сделать: попробовать поменять принцип работы – не «получу свой индивидуальный результат, выполняя заранее определенные действия», а наоборот: «найду свои индивидуальные стили и способы получения желаемого результата». И кстати, часто к планируемому вами результату арт-терапия способна добавить разные приятные бонусы: например, расширение возможностей общения – для тех, кто хотел бы общаться больше. Или – навык выстраивания своих границ и сужения круга общения – для тех, у кого была противоположная проблема.
Если мы ищем готовые схемы, позволяющие однозначно и определенно интерпретировать наши рисунки или другие произведения, пользуемся справочниками, перечнями толкований смыслов и образов, полагая, что так можно получить новую и ценную информацию о себе. Но получаем что-то общее, подходящее практически любому человеку или, наоборот, совсем не отражающее особенностей наших состояний и свойств личности.
Что можно сделать: вспомнить про активное символизирование и принцип компетентности клиента из третьей темы этого курса [1]. Искать и создавать собственные смыслы, размышлять над тем, что означают именно для вас те или иные сюжеты, персонажи, цвета – какие ассоциации именно у вас они вызывают, к каким действиям побуждают и какие решения, возможно, подсказывают.
В целом же, лучше и безопаснее всего начать знакомство с арт-терапией вместе с психологом, использующим в работе этот метод.
В первой теме нашего курса мы узнали, что арт-терапия использует тот «язык», который как будто существует у нас внутри, но не используется в повседневной жизни. Если мы хотим освоить этот язык – нам нужен переводчик.
Арт-терапия – это, как правило, путешествие в мир нашего бессознательного. Если мы хотим попасть в тот мир, куда нам самостоятельно проникнуть удается редко или с большим трудом – нам нужен проводник.
Если мы хотим научиться новым способам обращения с миром, с другими, с собой – в противовес нашим привычным, хорошо отработанным, ставшим уже автоматическими способам действий – нам нужен «тренер».
Психолог – не переводчик, не проводник и не инструктор, но в процессе взаимодействия с клиентом на разных этапах психотерапии он выполняет часть функций, присущих и этим фигурам.
Психотерапия – это всегда диалог. В арт-терапии кроме самого клиента всегда есть ещё один человек, активно участвующий в его творческом процессе – это терапевт. Психолог – тот собеседник и соучастник творческого процесса клиента, который позаботится об атмосфере безопасности и принятия во время совместной работы. Он даст клиенту необходимую поддержку и обратную связь, при этом не станет критиковать, и вообще как-либо оценивать то, что клиент делает. Часто клиент именно на сессиях с арт-терапевтом впервые переживает опыт принятия другим человеком процесса и результата его самовыражения и творчества. Опыт искреннего интереса со стороны другого человека к тому, что делает клиент, уважительного и безоценочного отношения к нему самому, его уникальности, способностям и возможностям.
Триадичность арт-терапии, о которой мы говорили в начале курса, никоим образом не отменяет значения терапевтического альянса и складывающихся в ходе работы психолога с клиентом терапевтических отношений [3]. Эти отношения, как и сама личность психолога, также являются инструментами его работы с клиентом.
Тот факт, что психолог обычно применяет арт-терапевтические техники в сочетании с методами других направлений психотерапии, с одной стороны, говорит о расширении возможностей эффективного решения проблем клиента. А с другой – еще раз подчеркивает, что такая работа не может быть выполнена клиентом самостоятельно.
Завершая наш разговор об арт-терапии, скажем еще о том, что многие клиенты, впервые со времен своего детства попробовавшие соприкоснуться с творчеством именно на арт-терапевтических сессиях, завершив личную психотерапию, не заканчивают свою творческую деятельность, а продолжают её уже самостоятельно – как хобби, или даже как деятельность профессиональную.
Если вам тоже захотелось попробовать – возможно, вы придёте на арт-терапию.
А если вам активно НЕ захотелось, то, как это ни парадоксально звучит, со временем именно этот метод может оказаться для вас особенно действенным. Наша психика часто отвергает то, что интуитивно ощущается как угрожающее её равновесию и стабильности. Даже, если эта стабильность уже изжила себя и стала источником многих проблем для человека.
Так что в любом случае – можно пробовать!
Светлана Залесская
Список источников
- Баер У. Творческая терапия – Терапия творчеством (Теория и практика психотерапии, использующей различные формы творческой активности). М., Независимая фирма «Класс», 2013;
- Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала» / Под ред. А. И. Копытина. СПб.: Речь, 2003.
- Колошина Т.Ю. Арт-терапия: Методические рекомендации. – М.: Изд-во Института психотерапии и клинической психологии, 2002.
- Копытин А. И. Методы арт-терапии в преодолении последствий травматического стресса. – М.: Когито-Центр, 2014. – 203 с.
- Suzanne Haeyen, Susan van Hooren, Giel Hutschemaekers, Perceived effects of art therapy in the treatment of personality disorders, cluster B/C: A qualitative study, The Arts in Psychotherapy, Volume 45, September 2015, Pages 1-10, ISSN 0197-4556.
- Annick Maujean, Christopher A. Pepping, and Elizabeth Kendall A Systematic Review of Randomized Controlled Studies of Art Therapy March 2014Art Therapy 31(1):37-44 DOI:10.1080/07421656.2014.873696.
- Tamara A.Shella Art therapy improves mood, and reduces pain and anxiety when offered at bedside during acute hospital treatment / The Arts in Psychotherapy Volume 57, February 2018, Pages 59-64.
Другие темы курса
Управление развития образовательных программ: Руководитель проектной группы