• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Пуантилизм: казалось бы, причем здесь точки?

Что же такое пуантилизм? Пуантилизм (point - точка в переводе с французского), или же как его еще называют, дивизионизм - возникшее в конце XIX века во Франциинаправление в живописи.Своими корнями оно восходит от импрессионизма.

Основной особенностью направления является техника, которую использовали в своих работах художники-пуантилисты. Она заключалась в том, что живописцы рисовали мазками в виде точек либо маленьких квадратиков. Чтобы изображенная на полотне задумка автора воспринималась зрителем цельно, необходимо смотреть на картину издалека. Интересно и то, что пуантилисты пытались достичь максимальной чистоты цвета, не смешивая его на палитре и не используя темные цвета. Многие художники этого направления опирались на принцип Эжена Делакруа, звучавший следующим образом: “Враг всякой живописи - серое!” [Синьяк П. 1913: URL:https://rozanova.net/article/384.html ].

Тематика картин не отличалась сложностью сюжетов, среди них преобладали пейзажи, портреты, бытовые зарисовки.

Пуантилизм был новаторским, поэтому многие не приняли это течение и относились к нему с неким презрением.

Жорж-Пьер Сёра

Жорж-Пьер Сёра - французский художник, являющийся основоположником пуантилизма. В дальнейшем его последователями стали такие живописцы как Поль Синьяк, Камиль Писсарро и Анри Кросс.

 

Если говорить о творческом пути Сёра, то здесь примечательно его стремление к научному объяснению живописи. Так, он пытался “достичь гармонии при помощи контраста дополнительных и аналогии близких цветов”

[URL:https://edu.hermitage.ru/catalogs/1419972136/themes/1419972247/article/1419972708]. Эта особенность заметна в его картине “Форт-Сансон”.

Здесь мы можем увидеть чистые цвета смешанные с пастельными тонами, что создает контраст: оттенки фиолетового на небе и охристый цвет внизу, будто бы взятый прямиком из тюбика. За счет особенной манеры написания полотна передается рябь воды и отчетливо заметна каждая травинка. Единственное темное пятно - это дом в левом крайнем углу на заднем плане, однако, он не отвлекает все внимание зрителя на себя и смотрится довольно гармонично.

 

Следующая картина, которую мы рассмотрим - “Купальщики в Аньере” - вызвала большой резонанс в художественном сообществе. Многие посчитали ее “...одним из самых странных творений, производившим впечатление особенно уродливого среди обилия пачкотни” [Перрюшо А. 2001: URL: https://royallib.com/read/perryusho_anri/gizn_syora.html#100103].

С помощью особых мазков Сёра смог передать палящий зной в летний день. Оттенки используемых художником красок выглядят приглушенными, что создает некий эффект дымки. Фигуры людей же несмотря на то, что они пастельных цветов, выглядят довольно резкими и неестественными.

Однако, не все полотна Сёра отличаются преобладанием спокойных цветов. Например, картина “Воскресный день на острове Гранд-Жатт”, наоборот, выглядит довольно контрастной. Здесь наиболее отчетливо видны техники пуантилизма - обилие точек. Композиция двуплановая: есть четкое разделение на свет и тень. Так, в свету преобладают яркие оттенки, в тени же - все выглядит очень темным.

Пейзаж “Сена на острове Гранд-Жатт” также выполнен в технике дивизионизма. Именно этот прием изображения помогает передать умиротворенный вид на реку. Довольно интересно то, что человеческая фигура, здания вдали и парусник выглядят более цельными, в отличие от деревьев и поверхности воды. Использование точечных мазков помогает передать всю динамичность природы.

Однако, не везде изображение людей у Сёра были такими. Например, портрет “Пудрящаяся девушка” весь выполнен в стилистике пуантилизма.

Поль Синьяк

Следующий художник, творчество которого мы будем рассматривать, - это Поль Синьяк. Он также был приверженцем пуантилизма и тесно общался с Сёра. В своем труде “От Эжена Делакруа к неоимпрессионизму” он описал все отличительные особенности нового направления. Например, Синьяк так говорил об игре света, считая, что приверженцы неоимпрессионизма “ясно различают элементы, которые должны создать цвет при помощи оптической смеси” [Синьяк П. 1913: URL:https://rozanova.net/article/384.html].

Одна из его картин “Женщины у колодца” примечательна использованием ярких оттенков синего, желтого, розового. Фигуры людей на полотне напоминают “Купальщиков в Аньере” Сёра за счет своих пропорций. Эта особенность, в сочетании с техникой исполнения, делают работу автора похожей на зарисовку к какому-то сказочному сюжету.

Далее мы обратим внимание на пейзажи Синьяка. Так, полотно “Сент-Тропе. Красный буй” своей палитрой напоминает картины импрессионистов. Изображение водной глади будто отсылает нас к творчеству Клода Моне.

Более поздние работы живописца такие как: “Большой канал в Венеции” и “Сосна Берто. Сен-Тропе” выглядят по-другому. Своей техникой исполнения они напоминают витражи. В пейзаже, на котором мы можем видеть Венецию, используемые художником оттенки выглядят более-менее естественно и помогают передать переходное состояние времени суток и игру солнечного света. На другом полотне, наоборот, присутствуют довольно необычные цвета, которые мы вряд ли сможем заметить в реальности. Тени на этой картине были выполнены розовыми, фиолетовыми и синими цветами.

Камиль Писсарро

Еще один художник, творчество которого мы затронем, - это Камиль Писсарро. Его ранние работы были навеяны Курбе и Коро. Позже, в 1860-х гг после встречи с импрессионистами, он стал приобщаться к стилю их картин и писать пейзажи на пленэре [Раздольская В.И. 1981: 126].

 

Так, картина “Въезд в деревню Вуазен”, созданная в 1872 году, навеяна влиянием импрессионистов: бытовой сюжет, отсутствие резких теней, запечатление определенного момента. Однако, все таки она немного отличается от полотен Моне или Ренуара

Спустя время, Писсарро начал искать новый стиль для написания своих картин. Он испытывал “неудовлетворенность своей прежней манерой”, что привело его к знакомству с неоимпрессионизмом [Раздольская В.И. 1981: 130]. В качестве примера работы того периода можно привести “Сбор яблок в Эраньи”. Здесь видно подражание пуантилистам, начиная от выбора оттенков, заканчивая техникой исполнения.

Однако, он недолго пишет картины в направлении неоимпрессионизма и отказывается от “педантичного следования новым приемам” [Раздольская В.И. 1981: 130]. В 1890-х художник возвращается к более привычной для себя манере изображения действительности. Это мы можем увидеть на полотне “Площадь французского театра в Париже”. Здесь присутствуют черты, свойственные импрессионизму: мазки, необычный ракурс, игра света, зарисовка городской жизни.

Источники

  1. Перрюшо А. Жизнь Сёра / Пер. с фр. Генниса Г.. - М.: Радуга, 2001. (URL: https://royallib.com/read/perryusho_anri/gizn_syora.html#100103)
  2. Раздольская В.И. Искусство Франции второй половины XIX века - Л.: Искусство, 1981. С.126-130
  3. Синьяк П. От Эжена Делакруа к неоимпрессионизму / Пер. с фр. Дудина И. -М., 1913 (URL: https://rozanova.net/article/384.html)
  4. URL: https://artchive.ru/styles/pointillism
  5. URL: https://edu.hermitage.ru/catalogs/1419972136/themes/1419972247/article/1419972708

Дальше