• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

От мёртвых душ к живым

От мёртвых душ к живым

В предыдущей главе мы уже кратко обозначили, какой была судьба продолжения знаменитого романа, однако почему всё закончилось именно так?

Не секрет, что русская читающая публика увидела в «Мёртвых душах» прежде всего обличение рабства и взяточничества, в то время как тот нравственный фундамент, который хотел вложить в них Гоголь, лежал гораздо глубже. Он думал над второй и третьей частями, хотел написать самую главную книгу в своей жизни, однако силы и физические, и творческие постепенно оставляли его, он был сильно болен. Между тем, писателю казалось необходимым подготовить общественное мнение России к чтению этих будущих частей. Он чувствовал свою ответственность перед людьми, власть над ними своего художественного гения.

В 1847 году рождаются на свет его «Выбранные места из переписки с друзьями», в основе которых лежат письма прозаика реальным лицам, причём все адресаты обозначаются в тексте инициалами, большинство из них легко расшифровать. Когда Гоголь посылает Плетнёву в Петербург первую тетрадь рукописи, он требует: «Все свои дела в сторону, и займись печатаньем этой книги... Она нужна, слишком нужна всем — вот что покаместь могу сказать». Так вместо Гоголя-писателя возникает Гоголь-проповедник, советующий помещикам отказаться от всех мирских благ, вернуться в деревни, рабски трудиться… В общем, «Выбранные места» полны всяческих назиданий русским христианам.

Приведём здесь некоторые отрывки:

«Собери прежде всего мужиков и объясни им, что такое ты и что такое они. <…> ты родился помещиком, что взыщет с тебя Бог, если б ты променял это званье на другое, <…> они также, родясь под властью, должны покоряться той самой власти, под которою родились, потому что нет власти, которая бы не была от Бога. И покажи это им тут же в Евангелии, Потом скажи им, что заставляешь их трудиться и работать вовсе не потому, чтобы нужны были тебе деньги на твои удовольствия, и в доказательство тут же сожги ты перед ними ассигнации, чтобы они видели действительно, что деньги тебе нуль, но что потому ты заставляешь их трудиться, что Богом повелено человеку трудом и потом снискивать себе хлеб<…> Возьми сам в руки топор или косу; это будет тебе в добро и полезней для твоего здоровья <...> Деревенский священник может сказать гораздо больше истинно нужного для мужика, нежели все книжонки <…> Народ наш не глуп, что бежит, как от черта, от всякой письменной бумаги <…> По-настоящему, ему не следует и знать, есть ли какие-нибудь другие книги, кроме святых».

Вот, что пишет по этому поводу в своих лекциях для иностранных студентов Владимир Набоков:

«Гоголь словно перевоплощается в одного из своих восхитительно гротесковых персонажей. Не надо школ, не надо книг, только ты и деревенский священник — вот система просвещения».

Неудивительно, что книга вызывает самый настоящий скандал, но, несмотря на все обвинения и поношения, писатель в своей убеждённости остаётся непреклонен: «Выбранные места» нужны для продолжения «Мёртвых душ», без них не обойтись. На горизонте вот-вот должна замаячить новая часть, где автор будет врачевать греховных героев, рассыпаться в дидактических рассуждениях, религиозных откровениях, возвышенных проповедях… Хорошо знакомый нам Чичиков и другие должны будут столкнуться с безупречно нравственными людьми и осознать свою духовную ограниченность. Но подобные люди не были органичны гоголевскому миру, никак не могли они туда вписаться, да и не вписались.

В рамках этого курса я считаю ненужным вдаваться в подробности смерти Гоголя, так как этому посвящено достаточно много интересных статей и исследований, скажу только, что Россия потеряла своего великого писателя не в 1852 году, а гораздо раньше, когда он, подарив читающей публике ведьму на метле, очаровательно сквернословящего Ивана Никифоровича, бездельника и кутилу Хлестакова, скрягу Плюшкина, решил изобразить на станицах новых произведений персонажей «добрых, верующих и живущих в законе Божием» (Н.В. Гоголь М.А. Константиновскому, 1847 г.).

Екатерина Пахомова

Другие темы курса