• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

“Обними меня. - Не могу…”: История Эдварда руки-ножницы

Наверняка каждый из нас хоть раз встречал на Хеллоуин человека, одетого в костюм Эдварда с руками-ножницами. Персонаж, действительно популярен в массовой культуре, хотя фильму уже более двадцати лет. И на это есть свои причины.

Кратко об истории

История Эдварда Руки-ножницы невероятно типична для Тима Бертона. Главный герой отвергнут обществом, не такой как все. Много в герое и от самого режиссера. Не случайно, персонаж был создан по рисунку, который Тим нарисовал еще в подростковом возрасте.

Даже город, в котором происходят события, схож с тем, где вырос режиссер. В этой статье мы не будем пытаться искать тайные смыслы или послания, которые хотел передать нам Бертон. Они слишком очевидны: нельзя быть жестокими к иным и нужно принимать все свои особенности. Мы постараемся разглядеть, как мастер смог донести их до нас с помощью кино приемов и создания характеров персонажей.

Фильм, подобно своему главному герою, мало говорит, а в основном - показывает. И начинается все со сказки на ночь. Благодаря такому приему, мы подсознательно понимаем, что сейчас нам будут рассказывать поучительную историю, отчего все описанные далее смыслы воспринимаются более ярко.

Локации

Одной из основных идей картины является общество, не способное принять отличающегося от них Эдварда. Бертон использовал облик города, как один из способов передачи этой мысли. Прежде всего, это идеальные и одинаковые дома. Хоть город и напоминает собой обычный пригород американской глубинки, у него есть характерные черты. Весь город как будто кукольный, искусственный. Дома идеально окрашены, абсолютно все элементы дома, кроме крыши, одного цвета, гладкие газоны, чистые улицы, машины в цвет домов, даже облаков на небе нет. Все стабильно идеально.

Цвета, разумеется, также стоит упомянуть. Они слишком яркие, хоть и пастельные. Словно их жильцы пытаются привлечь к себе внимание. Внутренний интерьер аналогично искусственен. Да, он стильный и соответствует типичным американским домам. Тем не менее, чувствуется, что в домах нет уюта. Попав внутрь, ощущаешь себя в гостях у Барби. А к домику этой куклы обычно прилагается машина. Такая же идеальная. Вот и в фильме все машины идеально чистые и яркие.

В противопоставление пестрому миру на горе возвышается темный замок. Снаружи замка все заросло, так что проезжающие видят лишь заросли в отличие от ухоженных газонов города. Само здание темное, как и ворота перед ним. Построен замок из камня, в отличие от будто картонных домов. Попав внутрь ощущение что замок давно заброшен.

Жители

Обитатели городка достаточно карикатурные. Например, невероятно набожная женщина, которая считает Эдварда посланником дьявола.

В образах жителей цвет также играет важную роль. Все они одеваются в очень яркую одежду. И женщина, которая нашла и привела Эдварда к себе, Пэг не является исключением. “Но чем дальше заходит сюжет, чем ближе персонаж Деппа знакомится с её семьей — тем больше режиссёр использует колористику костюмов, подчёркивая отличие этих людей от основной массы горожан”. [1] Хочется отметить род деятельности героини. Возможно, ее работа выбрана не случайно. Пэг продает косметику и именно под этим предлогом она пришла в замок. Косметика может быть символом еще раз подчеркивающим искусственность общества. Ценностью людей является правильно казаться, а не быть. Еще одной ценностью для жителей города является достаток. Интересна сцена, где все горожане с утра едут на работу. Ракурс расположен сверху. И мы, словно на макете, наблюдаем за точно выверенными движениями машин. Видно что это действие совершается каждый день и имеет систему.

Зарабатывая деньги жители старательно их прячут. Таковыми являются родители Джима. Юноша же яркий пример плохого парня из старшей школы. Также достаточно типичный персонаж. Помимо алчности обитатели города еще и лицемерны. Так например на приеме, один из жителей подходит к Эдварду и пытается его поддержать словами: “Никогда не позволяй им называть себя калекой”. Однако в конце фильма, когда все ополчаются против юноши, этот же мужчина называет Эдварда калекой. В целом, отношение горожан к Эдварду достаточно потребительское. Сначала он интересен им как новое событие в тихом городке. Затем, когда они узнают про его особенности, жители стараются найти ему применение: то его просят что-то готовить, то стричь газоны, потом собак и их самих. Интересное наблюдение, что Эдвард подстриг всех жительниц города странно, карикатурно и смешно, но только не Пэг. Итак, образ двуличных горожан противопоставлен Эдварду и семье Богсс, которая его приняла.

Семья Боггс

Сначала семья, приютившая Эдварда, мало отличается от остальных обителей города. Они кажутся искусственными, местами не внимательными, как например, Кевин. Однако эти герои кто-то в большей, кто-то в меньшей степени раскрываются со временем как положительные персонажи. Билл - отец семейства, сразу предстает спокойным, несколько самобытным, но понимающим мужчиной. Он чувствует ответственность за Эдварда и по отцовски заботиться о нем, дает советы. Похожим образом ведет себя и Пэг. Можно сказать, что Богссы вместе с остальными жителями пытались найти применение юноше, а значит, тоже относились к нему как к вещи. Однако это не совсем так. Пэг и Билл старались раскрыть таланты Эдварда, помочь ему найти место в жизни. Именно Билл настоял, что юноше нужно брать деньги за свои услуги. Также они поддерживали его и говорили герою, что он талантлив. Пусть Боггсы и не полностью отличаются от остальных жителей города, в них гораздо больше человечности.

Отдельное внимание хочется остановить на Ким. Для Вайноны Райдер образ обычной девушки из пригорода достаточно непривычен. В картине персонажу отводится не так много времени, все-таки основное внимание останавливается на эмоциях и метаморфозах Эдварда. Тем не менее, Ким, также проходит путь изменений за время сюжета. Повествование в принципе начинается с ее слов, но об этом приеме уже упоминалось ранее. Итак, девушка, жизнь которой никогда не выделялась чем-то необычным сталкивается с Эдвардом. Разумеется, сначала он ее пугает. Но она очень быстро привыкает к нему и проникается сочувствием. Интересно, что поначалу Ким кажется нам полностью положительным персонажем. Она не нервничает, когда Эдвард роняет на нее еду во время ужина, защищает перед парнем, который задирает героя. Тем неожиданней для нас становится история с попыткой кражи у родителей Джима. Можно предположить, что девушка была под влиянием плохо парня. Однако сцена, где говорится, что Эдвард сделает все, что только попросит Ким заставляет сомневаться. Тем не менее, после задержания мы видим искреннюю раскаянность героини. Она действительно переживала за Эдварда. Переломным моментом для роста Ким становится признание самого юноши:

- Тогда почему ты это сделал?

- Потому что ты меня попросила.

Именно тогда, девушка понимает, насколько сильны и искренни чувства Эдварда. Кроме того, она осознает, что ответственность за случившееся лежит на ней в большей степени, чем казалось ранее.

Эдвард

Герой Деппа молчалив и отстранен. Его образ имеет множество схожих черт с образом Арлекина. Также нелюдим и немногословен. Даже внешность Эдварда похожа на знаменитый грим. Герой очень многое говорит одной лишь мимикой. Так например, он очень искренне и по детски непосредственно радуется и удивляется, когда только попадает в город.

Особенно ему понравился дом Пэг. Мы видим, что Эдвард рад быть в месте где живут обычные люди, он тянется к ним.

Продолжая разговор про мимику важно упомянуть сцену просмотра фотографий семьи Боггс. А именно, когда юноша понимает, что ему нравится Ким. В этот момент Деппу мастерски удалось передать чувство практически одним взглядом.

Действительно, на протяжении всего фильма, мы не заметим сильную мимику на лице героя: он не улыбается, условно во все 32, не демонстрирует ярость. Все это нам становится понятно благодаря микромимике или же поступкам персонажа. Таким образом, хоть герой и немногословен, складывается ощущение, что у него просто нет необходимости говорить больше.

Также важно отметить то, что Эдвард понимает больше, чем кажется. Хоть герой и жил всю жизнь в замке, отец учил его некоторым базовым правилам. Да, Эдварду сложно улавливать двойные послания или понимать эмоции, но он достаточно наблюдателен. Герой осознает, что внешность отличает его от других и хочет быть обычным. О чем он сам говорит на интервью. Юноша также понимает, что идет на преступление в дом Джима. Он осознанно делает это потому, что его ценности: любовь и забота о близких. Эдвард сам говорит об этом, отвечая на вопрос Била, куда бы он дел найденные деньги. Юноша не сомневаясь отдал бы их близкому человеку. К сожалению, Эдварду выдался шанс следовать ценностям. Речь идет о сцене, когда юноша защищал Ким от выпившего Джима и нечаянно убил его.

Постановка кадра

Данный прием в фильме используется достаточно часто. Начиная со знакомства зрителя с замком. Так, в сцене, когда Пэг только заходит на территорию, мы видим кадр снизу вверх на замок. Благодаря такому ракурсу возникает ощущение, что мы находимся там вместе с героиней.

И следующий кадр, когда зритель наблюдает за Пэг из-за кустов, передает чувство, словно она там не одна.

Еще один пример этого приема можно увидеть в сцене задержания Эдварда. Из-за яркого света нам виден лишь силуэт юноши, но даже так нам понятно, насколько огни яркие и пугающие. Таким образом, автор передал состояние героя на тот момент.

Итог

История Эдварда Руки-ножницы очень личная для Тима Бертона. В ней затронуты классические для режиссера вопросы: одиночества, инаковости и принятие обществом. Автору удалось создать и передать уникальный образ героя, в котором многим удалось найти частичку себя. Именно благодаря профессиональной кино работе режиссер смог донести до зрителя важные мысли. Из-за чего фильм уже не одно десятилетие обращает на себя внимание аудитории.

Екатерина Яковлева

Источники

  1. Никита Калюжин «Эдвард руки-ножницы»: разбор световых схем и приёмов // Фотосклад expert . - 2022. URL: https://www.fotosklad.ru/expert/articles/edvard-ruki-noznicy-razbor-svetovyh-shem-i-priemov/?ysclid=lsyr0i4imh986122692 

Дальше