“Пожар в джунглях” и “рок на костях”: как быть советским стилягой
Появившиеся в конце 1940-х и просуществовавшие не одно десятилетие стиляги успели в прямом смысле наделать много шума и оставить существенный след в культуре. С ними связано множество мифов: сегодня стиляг принято романтизировать как бесстрашных борцов против системы, почти диссидентов, восставших против унылой советской повседневности, унификации и идеологии.
В мюзикле 2008 года “Стиляги” эта субкультура показана в яростной оппозиции с остальными советскими людьми, которые одеваются в одинаковые серые пиджаки и произносят картинные монологи, пропитанные плакатной пропагандой. Фильм хоть и пестрит яркими красками, но выглядит чёрно-белым: нонконформизм – хорошо, серые пиджаки – плохо. К счастью, реальная жизнь довольно сильно отличалась от этой искусственной морали. В этой статье курса мы расскажем, как быть аутентичным стилягой в СССР.
Внешний вид
Одна из самых заметных черт стиляги – его внешность. В послевоенное время в СССР хлынули своеобразные “трофеи” – западная одежда и предметы быта, которые были новы и необычны, ведь эти товары практически не импортировались. Доставая эти новые предметы роскоши у фарцовщиков и на чёрных рынках, а также перешивая одежду самостоятельно или в ателье, стиляги старались приблизиться к британским тедди-боям – молодёжной субкультуре, вдохновлявшейся историческим костюмом эпохи Эдуарда VII (начало XX века).
Важно, что тедди-бои по большей части были выходцами из рабочего класса, выражавшими через внешний вид социальный протест. Первые же советские стиляги относились к “золотой молодёжи” – детям работников партийной верхушки и спецслужб. Традиция переносить западную пролетарскую культуру на советскую почву, трансформируя её в признак элитарности, сохранится среди советских субкультур на долгие десятилетия.
Как одеться советским стилягой? Главное правило – не задумываться об устаревших законах вроде “не сочетать в одном образе больше трёх цветов” и дать волю фантазии. Классический мужской образ стиляги:
- укороченные брюки-дудочки (ничего страшного, если придётся повозиться, чтобы пятки влезли в штанины, чем уже – тем лучше);
- цветастая рубашка;
- клетчатый оверсайз-пиджак (во времена стиляг слово “оверсайз” в русском языке ещё не прижилось, поэтому берём пиджак “с чужого плеча”);
- галстук – либо очень широкий, либо узкий (“селёдка”), но обязательно с ярким узором.
Нельзя забывать и об обуви: лучший выбор – остроносые туфли на массивной каучуковой подошве – “манной каше”. Если на улице уже похолодало, очень кстати окажутся навыки вязания и завалявшиеся дома клубки пряжи – разноцветные свитера у стиляг тоже в почёте. Особый шик – шляпа с полями или солнечные очки, но в провинции их не так просто достать.
Самую популярную мужскую прическу – кок – не делают в советских парикмахерских, поэтому выкручиваться придётся самостоятельно. Чтобы повторить эту знаменитую укладку Элвиса Пресли, можно использовать сахарный сироп – смыть его обычной водой практически невозможно, зато выглядит эффектно, особенно если специализированных укладочных средств в магазинах не найти.
“Чувихам” делать причёски проще: можно не тратить время на укладки и коротко подстричься “под француженку”. Если отстригать волосы жалко, есть решение: в некоторых советских парикмахерских умеют укладывать ”бабетту” – популярную у стиляг прическу Брижит Бардо[1], которая рассчитывается на три недели и закрепляется адской смесью мебельного лака и одеколона. В домашних условиях её можно повторить, соорудив на голове конструкцию из конского волоса, тряпок, ваты или даже литровой банки. Волосы, конечно, вряд ли обрадуются такой пытке, но образ стиляги в целом мало совместим со здоровым образом жизни, особенно учитывая то, что в моду из-за зарубежных фильмов вошло курение.
Курящая женщина была не обычной уставшей московской студенткой, а законодательницей моды, таинственной и современной. Вам мы курить не советуем, даже если очень хочется стать чувихой – курение всё-таки вредит здоровью. Гораздо лучше одеться как девушка-стиляга – для этого нужна яркая блуза или рубашка (если вы готовы рисковать, можно взять её у молодого человека – в моде унисекс!) и короткая юбка-солнце, но не спешите доставать ультракороткую мини – до сексуальной революции ещё далеко и короткой считается юбка, едва открывающая колени.
Чтобы повысить насмотренность и вдохновиться образами в духе советских стиляг, лучше всего посмотреть культовые “трофейные” фильмы: “Тарзан”, “Облава”, “Мальтийский сокол”. Главное – внимательно рассматривать одежду героев и обращать внимание на детали. Ещё можно почитать Ремарка, который в 1950-е только появляется в СССР, и подражать героям писателя в одежде и манерах.
Кстати, чтобы быть стилягой, необязательно выглядеть совсем уж попугайски. Если в конце 1940-х стиляги одевались в эпатажную мешковато-зауженную одежду, ближе к Оттепели их стиль стал заметно сдержаннее – теперь чуваки и чувихи были одеты в элегантные фирменные американские вещи, и их образ стал заметно ближе к тедди-боям.
[1] Причёска стала популярной после выхода на экраны фильма «Бабетта идёт на войну», в котором Брижит Бардо сыграла главную роль.
Музыка и танцы
Невозможно стать стилягой, не разбираясь в западной музыке. Не просто так слово “чувак” иногда в шутку расшифровывали как “человек, уважающий высокую западную культуру”. Самая популярная музыка у стиляг – джаз, самые громкие имена – Гленн Миллер, Дюк Эллингтон, Бенни Гудмен. Их пластинки, конечно, можно найти у фарцовщиков и на чёрных рынках, но дело это трудное и не совсем легальное, поэтому гораздо легче попросить переписать пластинку у друга. Для этого идеально подойдут рентгеновские снимки – качество записи получится ужасным, зато выглядеть будет эффектно – джаз или рок-н-ролл “на костях”. Музыку можно слушать ещё и на западных радиостанциях, пока сигнал из-за океана не начали глушить.
Слушать музыку – только полдела, важно ещё и уметь под неё танцевать. В СССР 1940-х, где даже танго только-только перестаёт считаться развратным буржуазным танцем, который изображает страстную любовь вместо социалистического строительства, научиться модным западным движениям не так просто.
На советских танцплощадках существуют строгие правила поведения, не допускающие “танцевать всякого рода «стили» и искажать существующую редакцию танцев… нарушать установленное положение рук партнёров при исполнении танцев” [2]. Однако если Вы настоящий стиляга, контроль со стороны организаторов мероприятий не должен Вас останавливать. Главное – не чистота исполнения буги-вуги или рок-н-ролла, а настроение – стиляги умудрялись даже вальс танцевать как твист, добавляя в него движения от себя. А если очень хочется научиться танцевать “профессионально”, можно съездить отдохнуть на черноморский курорт. Там отношение к западной моде и музыке куда терпимее, чем в других городах, и в некоторых курортных парках можно даже взять урок твиста.
[2] ЦХИДНИКК. Ф. П-17, оп.1, д.2048, л.52в-об. Цит. по Рафикова С.А. Субкультура или подражательство? Стиляги сибирской провинции // Культурологический журнал. 2010. №2.
Другие интересы
Официальный дискурс любил представлять стиляг как людей поверхностных и необразованных: “Стиляга знаком с модами всех стран и времен, но не знает, как вы могли убедиться, Грибоедова. Он детально изучил все фокусы танго, румбы, линды, но Мичурина путает с Менделеевым и астрономию с гастрономией. Он знает наизусть все арии из «Сильвы» и «Марицы», но не знает, кто создал оперы «Иван Сусанин» и «Князь Игорь»” [3]. Такое представление было далеко от реальности. Конечно, стиляги, как и люди в принципе, были разными, и нельзя исключать наличия среди них невежественных жертв моды, но большая часть чуваков и чувих интересовалась зарубежным и отечественным кино, литературой, историей. Стиляг можно было найти как обсуждающими фасоны пиджаков, так и ведущими беседы о Хемингуэе, Окуджаве и том же Грибоедове.
Ещё один слишком распространённый даже в наше время миф касается политических воззрений стиляг. Иногда в массовой культуре их показывают чуть ли не мучениками, героически отбивающимися от вооруженных ножницами (для отстригания волос) злых дружинников, разгоняющих танцевальные вечера. Выделяющийся из толпы образ стиляг может показаться протестной акцией против советской власти, но на деле чаще всего они не имели ничего общего с диссидентами. Они находились, как говорил Юрчак, в пространстве “вненаходимости”, они не оправдывали и не критиковали власть, а их увлечение западной культурой были скорее попыткой эскапизма, невинным хобби, а не политическим высказыванием [1]. Некоторые из них даже были членами комсомола, активно занимались партийной работой и верили в коммунистические идеалы, а в свободное время слушали рок-н-ролл на домашних вечеринках с друзьями-комсомольцами. Строго говоря, даже Запад у стиляг был, если снова обращаться к Юрчаку, “воображаемым” – он не был и не должен был быть реальным, его искажённое изображение в просачивающихся в СССР элементах массовой культуры стиляг вполне устраивало. Они не “преклонялись перед Западом”, а скорее “играли в Запад”.
Шло время, и общество становилось всё терпимее к стилягам. Во время Хрущёвской “оттепели” и Брежневского “застоя” как одежда самих стиляг менялась в сторону элегантности и лаконичности, так и гардероб остальных советских людей претерпевал изменения. Если в конце 1940-х яркий пиджак считался щёгольством (несмотря на то, что не относившиеся к стилягам советские люди в условиях дефицита часто носили необычные по крою вещи, перешитые из старой одежды), то в 1970-х даже такой продукт западной культуры, как джинсы, становился желанным повсеместно. Субкультура стиляг не противопоставляла себя советской системе, а была предвестником изменений в обществе и массовом вкусе.
Анна Купина
[3] Беляев Д. Стиляга // Крокодил. № 7, 1949. Цит. по Раззаков Ф. Скандалы советской эпохи. Россия: Эксмо, 2021.
Список источников
- Юрчак А.В. Это было навсегда, пока не кончилось. Последнее советское поколение. М.: Новое литературное обозрение, 2019.
- Рафикова С.А. Субкультура или подражательство? Стиляги сибирской провинции // Культурологический журнал. 2010. №2.
- Бокова Я.М. "Носил он брюки узкие, читал Хемингуэя…". Феномен стиляг во второй половине 1940-1950-х гг // KANT. 2015. №4.
- Музалевская Ю.Е. Стиляги как феномен отечественной послевоенной моды // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2007. №175.
- Осипов А.Г., Макаренко Н.Н., Милова Е.А., Головина А.А. Стиляги. Эпатажное течение в молодежной среде 1940-1960-х гг // Гео-Сибирь. 2011. №6.
Другие темы курса