• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Аграрная реформа как задел для будущих успехов

Китайская Народная Республика подходила к второй половине 70-ых годов двадцатого века в нелучшем состоянии. Экономика оставалась крайне слаба и по-прежнему во многом базировалась на сельском хозяйстве и в основном убыточных государственных предприятиях. В то же время политически страна была ослаблена после смерти Мао Цзэдуна, а новому руководству необходимо было принимать новый курс и путём реформ постараться решить существующие проблемы.

Аграрная реформа как задел для будущих успехов

В условиях доминирования в экономике аграрного сектора значение его реформирования трудно переоценить. Что представляло собой сельское хозяйство в КНР 70-ых годов? Основной экономической единицей дореформенного сельскохозяйственного сектора в Китае оставались коммуны, созданные ещё в период проведения “Большого скачка”. Несмотря на то, что создание коммун стало одной из причин возникшего в КНР Великого китайского голода, коренных реформ вследствие этого не произошло, а Мао Цзэдун и в ходе следующего десятилетия, прошедшего под знаком Культурной революции, продолжал настаивать на необходимости коллективной модели сельского хозяйства.

Вся продукция, произведенная работниками коммуны, продавалась государству по фиксированной цене. Данная система приводила к уменьшению у среднестатистического крестьянина из коммуны желания больше трудиться, так как полученный в итоге результат делился между всеми участниками коммуны. Роль производительности труда отдельного члена коммуны ещё больше снижалась вследствие того, что в некоторых коммунах насчитывались тысячи работников. Более крупный нежели в других странах размер китайских коммун лишь усугублял проблему с мотивацией и привёл к тому, что сельскохозяйственный сектор КНР середины 70-ых годов отличался низкой производительностью.

Проблему, связанную с отсутствием стимулов, осознавали и сами китайские крестьяне. После того, как в 1978 году Дэн Сяопин официально объявил о переходе к политике реформ и открытости, некоторые из них решили попробовать изменить существующую систему на месте. В декабре 1978 года члены коммуны деревни Сяоган в провинции Аньхой приняли решение тайно договориться о разделении земли между семьями для повышения производительности. Решение привело к пятикратному увеличению производимой продукции и вскоре другие коммуны провинции начали перенимать данную систему, а данные о результатах быстро дошли до руководства страны.

Лидеры Китайской Народной Республики в данном случае проявили максимальную гибкость. Увидев в Аньхойском эксперименте возможность для коренных позитивных изменений всего аграрного сектора, под руководством Коммунистической партии Китая вначале во всей провинции Аньхой, а затем и по всей стране коммуны были расформированы. Несмотря на то, что изменения в целом не отвечали идеологическим установкам, КПК уверенно провело аграрную реформу с целью улучшения производительности сельскохозяйственного сектора. Несогласных с новой линией партии руководителей коммун увольняли.

Таким образом, к 1983 году на территории КНР окончательно была внедрена “политика ответственности крестьянских хозяйств”. Теперь доходы каждой крестьянской семьи в большей степени зависели от их усилий в обработке своего участка земли. Параллельно с этим государство с 1979 года значительно повысило на 30-50% цены закупки продукции в рамках квоты и вне её, постепенно увеличивая тем самым платёжеспособность фермеров. Развитие с начала 80-ых годов двадцатого века свободных рынков лишь укрепило данную тенденцию. В 1993 году закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию были установлены на уровне рыночных цен, тем самым завершив реформу аграрного сектора Китайской Народной Республики.

В чём же уникальность аграрной реформы конца 70-ых - 80-ых годов двадцатого века в Китае? Во-первых, укрепление аграрного сектора и решение продовольственной проблемы создало надёжную основу для проведения реформ в других сферах экономики. Во-вторых, реформа сельского хозяйства создала вне городов слой платёжеспособного населения, готового потреблять промышленные товары. Одновременно с этим высвобожденное в ходе реформы население мигрировало в города, создав людские ресурсы для развития китайской промышленности 

Наконец, в отличие от ряда реформ проходивших в других странах в рамках отхода от коллективной модели сельскохозяйственного сектора, в том числе и России, китайская модель реформирования аграрного сектора была проведена не сверху вниз, а снизу вверх. Государство, увидев успехи на местах, не прервало эксперимент, а распространило его на всю страну и дополнило рядом инициатив для дальнейшего улучшения показателей сельского хозяйства.

Виктор Трофимов

Дальше

Другие темы курса