• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Введение

На протяжении всей истории человечества, по крайней мере с тех пор, как ее можно назвать историей (а не, например, антропологией), одной из основных тем, интересующих религию, философию, искусство и, наконец, науку, являлось наше «внутреннее» наполнение. Центральной же проблемой внутреннего, как правило, предстает вопрос о самосознании человека, то есть о сознании им своего «Я».Но что такое это «Я»? Где оно? И почему за несколько веков поиска в самых разных направлениях мы до сих пор не можем дать однозначных ответов? 

Давайте предположим, что «Я» находится в мозгу. Представьте себе ситуацию: «Я», то есть вы весь день напеваете мелодию и вдруг ловите себе на этом. То есть осознаете, что напеваете какую-то мелодию. Вы пытаетесь вспомнить, откуда же она, эта мелодия, но не можете. Не можете день, не можете два, вы спрашиваете своих знакомых, напевая ее им, спрашиваете приложения для распознавания мелодий, но ответа нет. И вот, спустя 10 дней, когда мелодия уже давно отзвучала, когда все уже обо всем забыли, вы, засыпая в своей постели, вдруг вспоминаете: вот откуда она!

Ведь это знание хранилось в мозгу, но было недоступно вашему «Я». Оно было у вас всегда, но как только вы захотели его найти, оно ускользнуло. Оно не было забыто, но вы не смогли его вспомнить, а потом раз, и вспомнили. Так как же «Я» находящееся в мозгу может так странно теряться само в себе?

Ну хорошо, может быть «Я» это как бы свойство всего тела, ведь без тела никакой мозг существовать не может. Непосредственно мозг – часть тела, а значит одного только серого вещества для хранения необъятного «Я» недостаточно. Ответ вроде бы очевиден – для «Я» нужно все тело целиком. Только и всего?

А вам когда-нибудь говорили «ты сейчас выглядишь совсем как твой отец»?

«У тебя смех ну точно, как у мамы»?

Было ли у вас такое, что голосом другого человека вы говорили сами с собой?

То есть «Я», это не только я, но и они? Так как же «Я» может быть только телом, если оно как будто бы сложено из частиц других людей?

А если «Я» это набор других? Социум, отраженный в каждом человеке? Но ведь все люди уникальны. Насколько по-разному социум отражается в каждом из нас. От чего зависит выборочность этого отражения, если не от свойств «Я», которое как будто бы само себя дополняет за счет «Я» других. Откуда берутся эти другие «Я», ведь были же самые первые «Я»? Не могли же они взяться из ниоткуда?

Об этом и многом другом я попытаюсь рассказать в рамках данного курса. Приятного чтения!

Степан Кутуков