Современное положение христиан в арабских странах
Арабские завоевания, начавшиеся во второй четверти VII века, многими христианами воспринимались как предначертанный Конец света.
Действительно, победоносное шествие воинов ислама – молодой религии, объединившей племена Аравийского полуострова – за несколько веков значительным образом изменило этноконфессиональную карту Ближнего Востока. Христиане из доминирующей религиозной группы постепенно превратились в меньшинство, вынужденное искать пути сосуществования с новой силой.
Нельзя утверждать, что христиане стали людьми низшего сорта. Христиане, как и иудеи, считались «людьми Писания», то есть последователями авраамических религий. Им удалось сохранить веру, положение в обществе и имущество при условии лояльности к новым властями и уплаты подати для иноверцев – джизьи. В первое время христиане, имевшие более высокую культуру, чем арабы, были крайне важны для правителей Халифата. Например, советником и секретарем халифа Му’авии ибн Суфъяна (661-680) был христианин Сарджун (Сергий), отец известного богослова Иоанна Дамаскина [1].
Некоторые северные арабские племена еще раньше обратились в христианство. Из их среды вышли великие богословы, философы, деятели культуры и искусства. Однако по мере роста численности мусульман и развития науки, бюрократический аппарат стал меньше нуждаться в христианах. Примерно с середины IX в. положение христиан стало ухудшаться из-за многочисленных ограничений. Например, христианам не позволялось строить высокие церкви и носить крест на видном месте [2].
В Османской империи христиане также были притесняемым меньшинством. Лишь на закате существования Империи султаны начали проводить относительно более веротерпимую политику. Как и другие иноверцы, христиане объединялись в миллеты – особые этноконфессиональные группы, имевшие внутреннюю автономию. Несмотря на это, множество христиан были убиты или депортированы османскими властями в начале XX века.
В наши дни христианские общины на Ближнем Востоке находятся в очень затруднительном положении. Христиане являются религиозным меньшинством во всех государствах региона, и несмотря на заявления властей о свободе вероисповедания, базовых правах человека и неприкосновенности их имущества, христиане в целом очень уязвимы и часто дискриминируются мусульманами на бытовом и государственном уровне.
Рост численности христиан постоянно сокращается в результате крупных конфликтов, иммиграции и депортаций. Например, во время Арабо-Израильской войны 1947-1948 гг. Израиль депортировал несколько тысяч христиан в Ливан, Иорданию и Сирию.
Исламский радикализм и арабский национализм представляет особую угрозу для ближневосточных христиан. Политика бывшего президента Египта Хосни Мубарака серьезно ухудшила положение коптов – автохтонного населения страны. Погромы египетских христиан хоть и не были санкционированы на государственном уровне, но неофициально поддерживались руководством страны. Например, все 96 подозреваемых в погроме деревни Аль-Кошех в 2000 году были оправданы [3].
Христиане в Израиле и Палестинской автономии также подвергаются нападкам религиозных экстремистов как еврейских, так и мусульманских. Например, многие христиане в Вифлееме содержат небольшие сувенирные лавки, которые систематически грабят палестинские мусульмане. Грустная статистика: если в 1997 г. христиан, проживающих на Западном берегу реки Иордан, насчитывалось около 35 тысяч человек, то к 2002 году осталось 25 тысяч.
Единственной страной региона, где христиане являются второй по численности группой населения и занимают там более значимые положения в обществе, является Ливан. Господствующий в его политической системе принцип конфессионализма закрепляет за христианами и мусульманами высокие государственные посты. Так, президентом Ливана по Конституции может быть только христианин-маронит (о христианских общинах Ливана мы скоро расскажем подробнее). Но и в Ливане, где мусульмане также составляют большинство, наличествуют серьезные религиозные конфликты и взаимная неприязнь, что особо проявилось в годы гражданской войны (1975-1989 гг.).
В итоге получается, что христианство, неразрывно связанное с Ближним Востоком во всех отношениях, сталкивается в регионе со значительными трудностями, и действенное решение многочисленных проблем христиан до сих пор не найдено.
Герман Слуцкий
Спискок источников
- Большаков О.Г. История Халифата. Т.III. Между двух гражданских войн. – М., 1998. – С. 656 - 696.
- Медников Н.А. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов. Т1. – СПб., 1903.
- Преследования и дискриминация христиан в современном мире: причины, масштабы, прогнозы на будущее // Отдел внешних церковных связей московского патриархата РПЦ
Другие темы курса