• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Советский гайд по чувствам

Какие модели поведения предлагала «десятая муза» своим гражданам?

Советский гайд по чувствам

Перед советским правительством стояла задача полного перевоспитания населения, формирования нового советского человека. Под этот проект попадало и воспитание чувств советского человека. Тогда, активно начинает проходить процесс «советизации» эмоций в рамках жанра фильма.

Переориентация киноиндустрии в 1930-х годах на массовые развлечения повлекла за собой поворот к универсальным формулам как средству повышения эмоционального воздействия кино на зрителей. Встал вопрос о необходимости построения «структур чувств», которые могли бы помочь поддержать идеологические кодексы нового «идеального» общества. Хронологически здесь речь пойдет о советских романтических комедиях, начиная с 30-ых, заканчивая 60-ыми годами, попутно отмечаться общие тенденции времени.

«Поучать развлекая»

Одним из аспектов советской романтической комедии является самосознание и саморефлексивность. Что важно, ведется откровенный дискурс о любви, выраженный в повторяющихся сценах, где персонажи явно объясняют друг другу, что такое любовь и кто такие мужчины и женщины. Существуют разные модели подачи информации. Допустим, когда персонаж объясняет другому, что любовь с первого взгляда невозможна, или что судьба - миф, как правило, это установка для одного из них осознать, что на деле это не так. Возможный скептицизм зрителя признается и, таким образом, разоружен.

Известный факт – в СССР эротизма не было. Была любовь платоническая - чистая, светлая, в унисон идущая с интересами партии и трудового коллектива. Разбираемся, какие приемы выразительности использовались на советском экране, попутно активно выступая механизмом внушения новых ориентиров. В 30–50-х годах было не принято и даже постыдно открыто выражать любовь. Тогда были придуманы новые приемлемые формы непрямого «говорения» о ней. Среди них можно назвать «рассказ одного из персонажей любовной «пары» другому об имеющемся у него (нее друге) подруге, которому, якобы, требуется совет в любовных делах.

Фильмы содержали явный и неявный дискурс о природе любви и природе мужчин и женщин

Другим, часто встречающимся приемом «объяснения в любви», можно считать эпизоды с писанием писем и дневников, где герои могут не стесняясь говорить о своих чувствах, не боясь отказа партнера и / или осмеяния окружающих.» [Дашкова, 2004] Очевидно, что известные строки «краснеть удушливой волной, едва соприкоснувшись рукавами" стали парадигмой новых взаимоотношений между мужчиной и женщиной. «Интимные отношения на экране, самым смелым выражением которых является поцелуй, протекают в парках, на стадионе или посреди пшеничного поля, но гораздо реже – в доме, тем паче – в спальне» [Маматова, 1995].

Однако, на деле не все так просто, скрытый эротизм в советский кинематограф был также заложен. Как пишет исследователь Т. Дашкова, эротическое состояние передавалось через показ природы: весеннее таяние снегов («Свинарка и пастух»), водоворот, водопад, ледоход («Сказание о земле Сибирской»), лесосплав («Три товарища»), ритмично колосящаяся пшеница («Кубанские казаки»). В редких случаях об эротических эмоциях «говорится» напрямую, то есть минуя аллегории: для этого также складывается особый условный язык – обычно это касается «сцены с поцелуем». Примерами такого рода могут служить эпизод «переворачивания мира» сразу после поцелуя любовной пары (В. Серова / Е. Самойлов) в финале к/ф «Сердца четырех».

Эротическое состояние в фильмах может проявляться и в гораздо более неожиданных формах. Наиболее заметны в этом отношении такие действия, как сальто или танец вприсядку в качестве жестового выражения нахлынувшего на мужчину счастья и эротического возбуждения. Самый яркий пример — эпизод из фильма «Цирк», в котором герой Сергея Столярова, узнав, что героиня любит его, а не соперника, вместо того чтобы расцеловать ее — целует в морду стоящую рядом лошадь и делает сальто. [Дашкова, 2004] В фильмах рассматриваемого периода практически никто не сомневается в своих чувствах – герои точно знают, что влюблены и хотят жениться/выйти замуж.

В СССР эротизма не было

Все это является свидетельством «неэротического» и «нетелесного» характера любви в кинематографе описываемого периода. Примечательно, что любовь на экране не находится в сфере частного, она протекает прилюдно. Влюбленным дают советы, их обсуждают коллеги и друзья и т.д. «Общественный» характер любовных отношений подчеркивается еще и тем, что любовь рассматривается только как способ построения семьи, то есть любовь для брака. [Дашкова, 2004]

Не забываем, что любовная картина или комедия, несомненно, приправляется антуражем новой советской жизни.

Во всем известной «Иронии судьбы» в начале показывается система, которая привела к одинаковым городам и одинаковым квартирам. Современного зрителя это может сбить с толку, но в этом сюжетном приеме присутствует идея о том, что каждый в другом городе чувствует себя как дома. Проект «воспитания чувств» был сложной задачей, однако, стоит признать, довольно действенной. До сих пор старшие поколения с теплотой вспоминают советские фильмы, ценя их за насыщенные, добрые и, вместе с тем, поучительные сюжеты. Фильмы содержали явный и неявный дискурс о природе любви и природе мужчин и женщин. И кинематограф, в этом смысле, стал одним из инструментов на пути к достижению идеального коммунистического будущего.

Использованная литература

  • Дашкова Т. Любовь и быт в кинофильмах 1930-х — начала 1950-х годов. // История страны. История кино. М., 2004.
  • Уиддис Э. Социалистические чувства: Кино и создание советской субъективности // «НЛО», 2014. №5.
  • Маматова Л. Модель киномифов 30-х годов // Кино: Политика и люди (30-е годы). М., 1995. С. 52-78

Другие темы курса