• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Склонность к обобщению и стереотипизации

Сверхобобщение — естественная ошибка, которую допускает наш мозг при анализе того, что происходит вокруг человека и какие люди его окружают. Нам необходимо понимать действия окружающих. У нас есть ожидания по отношению к другим людям, поэтому мы можем «предугадать» их поведение и в дальнейшем предпринять какие-либо ответные или же превентивные меры. Таким образом, человек самостоятельно конструирует для себя шаблонные модели мира, которые позволяют ему обеспечивать безопасность для самого себя в этом мире, преодолевая его неопределённость.

Склонность к обобщению и стереотипизации

Обобщением является процесс, при котором мы оцениваем человека или группу людей на основе нашего опыта или эмоций, которые мы испытали когда-то при взаимодействии с другими людьми. Полученные в первом опыте общения с человеком эмоции и ощущения будут всплывать каждый раз при столкновении с людьми, обладающими схожими признаками, чертами характера, биологическими факторами (пол, раса и др.), религией, этнической принадлежностью и прочими характеристиками, на основе которых могут формироваться группы людей.

Из-за обобщения возникает стереотипизация — процесс, при котором оценка и восприятие человека, события или явления происходит на основе полученного опыта или уже сформированных убеждений, построенных на опыте. Так, люди приписывают не знакомому или малознакомому человеку уже известные им из предыдущего опыта свойства.

Этот процесс оправдан стремлением нашего мозга облегчить себе задачу, упрощая и ускоряя мыслительные процессы, анализирующие других людей, их поведение и ситуации, в которых они предпринимают те или иные решения.

Просканировать другого человека и выявить у него какие-либо внешние черты, которыми обладают некоторое количество людей, — не самая сложная задача. Эти внешние признаки доступны для идентификации, они заметны сразу же, как только мы встречаем человека или чуть позднее – в процессе первичного взаимодействия с ним. Мы без особого труда можем определить половую или этническую принадлежность человека, основываясь на его внешних чертах или же узнать его религиозную принадлежность в процессе общения. Но залезть другому человеку в голову и понять, как он будет принимать решения и какой он как личность, требует больших мыслительных усилий. Обобщение и стереотипизация упрощают эту задачу, стандартизируя поведение других людей. Это помогает предопределить наши действия по отношению к другим людям, избегая получения повторного негативного опыта.

Но как бы сильно эти процессы ни помогали нам приобретать чувство определённости по отношению к тому, что происходит вокруг нас, они в силу своей упрощённости часто приводят к ошибочным суждениям и решениям, что опять же может приводить к негативному опыту не только для нас, но и для людей, которые становятся объектами этих процессов.

На них накладывается непропорциональное бремя убеждения нас в том, что они отличаются от «типичных представителей» своих групп и не обладают никакими приписанными им в связи с этим чертами помимо внешних признаков. Когда стереотипизация распространяется на большую часть общества, люди тех или иных групп могут оказаться фактически исключёнными из общественной среды с целью оградить большинство от нежелательных последствий взаимодействия с ними. Стереотипизация и обобщение лежат в основе сексизма, расизма, гомофобии и других уничижительных предрассудков по отношению к людям.

Людям, оказавшимся в таких условиях, приходится прикладывать куда больше усилий в попытках разрушения общественной стигмы и устоявшихся в обществе убеждений, поскольку мы склонны до последнего верить той информации, которая изначально превалировала у нас в голове и составляла нашу картину мира.

Тем не менее, адекватное восприятие реальности требует анализа быстрых, автоматических суждений, предлагаемых нам собственным мозгом.

Анастасия Ветчакова

Дальше

Другие темы курса