• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

От хлопка до музыки. Что сделало южные штаты сердцем американской музыки?

Когда речь заходит о культуре Соединенных штатов, первое, что возникает в голове у большинства людей - это Голливудские холмы на юге Калифорнии, являющиеся меккой мирового кинематографа или же шумный Нью-Йорк, ставший домом для многих художников, поэтов и писателей. Для людей не живущих в США все эти виды искусства сливаются в унисон и становятся культурной репрезентацией всей страны от Атлантики до Тихого океана, но в реальности то что воспринимается нами как единая культура является неким сплавом из различных региональных компонентов, в котором разные виды искусства сформированы в рамках местной идентичности, существенно влияющей на форму и содержание произведений.
Почему американский юг стал и на протяжении двух столетий остается законодателем трендов для музыкальной индустрии страны и всего земного шара? В рамках данного курса постараемся выяснить, как социальные и экономические особенности южных штатов повлияли на формирование региональной идентичности юга и как та в свою очередь повлияла на музыкальные жанры, которые завоевали популярность не только в масштабах США, но и всего мира.

Источники: Lithograph of cotton plantation in Mississippi by Currier and Ives, 1884, via the Library of Congress, Washington DC

Источники: Lithograph of cotton plantation in Mississippi by Currier and Ives, 1884, via the Library of Congress, Washington DC

Возникновение Диксиленда

“I wish I was in the land of cotton, old times there are not forgotten,

Look away, look away, look away, Dixie Land.”

         

Территории, на которых расположены южные штаты были обречены на экономический успех. Теплый субтропический климат, выход к незамерзающим частям мирового океана, земли, пронизанные множеством рек - все это способствовало освоению этих земель и налаживанию на них активного производства. В связи с этим, европейская колонизация данного региона не заставила себя долго ждать и уже к началу 18 века Вирджиния стала самой густонаселенной и богатой колонией среди североамериканских владений английской короны. Экономическое благополучие региона основывалось на выращивании хлопка и его экспорта в Англию для чего сперва использовался труд английских крестьян, а затем рабов, привезенных из Африки, по причине их большей выносливости. Населенная в массе своей аристократами, бежавшими от политических преследований после проигрыша в английской гражданской войне XVII века, Вирджиния сформировала ядро не только американского юга, но и всей страны, ведь большая часть отцов основателей (например Джордж Вашингтон) была выходцами из этого штата. Как отмечает Колин Вудард, проанализировавший в своей книге разные региональные идентичности (или как он сам их описывает “американские нации”), назвал эту региональную группу “tidewater”, что можно перевести как жители побережья. Представители этой группы хотели поддерживать свой аристократический образ жизни, который они вели на родине, что привело их к занятию сельским хозяйством. Будучи образованными классом, жители побережья привезли в Америку свою любовь к искусству и готовность его спонсировать, но влияние данной группы было ограниченным, большую часть южного менталитета формирует другая идентичность, названная Вудардом “Глубокий Юг” (Deep South).

В отличие от Вирджинии, где беглые аристократы пытались восстановить свою размеренную жизнь в условиях американского континента, остальная часть Юга осваивалась предприимчивыми плантаторами, переселенцами с карибского острова Барбадос, на котором уже была налажена экономика, ориентированная на экспорт сахара и хлопка в Европу и основанная на рабском труде выходцев из Африки. Масштабировав свое дело на пойму реки Миссисипи, а также все южное атлантическое побережье, эти предприниматели сформировали тот общественный строй, который ассоциируется у всех с этим регионом соединенных штатов, а именно расово сегрегированное общество с плантаторской экономикой. Но несмотря на жестокий характер Диксиленда (названный так то ли в честь французских банкнот, ходивших в обращении в Луизиане, то ли в честь политика именем которого была названа линия разделяющая свободные и рабовладельческие штаты) до гражданской войны, класс плантаторов видел свое общество аналогом древних Афин, в которых хоть и существовало рабство, но также процветало искусство и демократия для свободных граждан. Эта любовь к искусству как таковому отличало Юг от эгалитарного Севера, населенного в массе своей протестантами, критически относящимися к любым его формам, и видевших своей целью построение царства божьего на Земле.

Таким образом, перед гражданской войной Диксиленд представлял собой землю контрастов, где с одной стороны аристократы и плантаторы жили в благоухающих поместьях, занимаясь охотой и покровительствуя искусствам, и с другой эксплуатируемые темнокожие рабы на чьем труде и было основано благополучие первых групп.

Как все начиналось

Привычное положение вещей изменилось после Гражданской войны, когда плантационная экономика Юга была уничтожена штыками солдат Севера, а Диксиленд стал потерянным раем для многих представителей белого меньшинства, что ярко видно на примере песни “Дикси”, строки которой являются эпиграфом данной главы.

После начала эры реконструкции (как принято называть индустриализацию Юга в США) положение многих бывших работников плантаций (белых людей, управлявших рабами) резко ухудшилось в связи с упразднением части расовых привилегий, а также необходимостью работать на заводах, где по данным историков зарплаты были ниже чем в северных штатах в два раза [1]. Характерно, что Диксиленд - это единственный регион США, в вокабуляре жителей которого есть пренебрежительные названия как для цветного, так и белого населения (к примеру, “white trash” - белое отребье или “cracker” - ворье, бродяга, использовавшееся для бедных белых людей из Джорджии). Поэтому именно во время эры реконструкции сформировались три столпа, обрамляющих музыку Юга США.

“На Юге царит самая жестокая несправедливость, но там также есть люди, живущие вместе. У нас было сильное рабство, у нас сближались культуры. На Юге ощущается глубина человеческой трагедии; у нас есть такой тип рабства в контексте свободы; у нас много противоположностей, которые создают богатство. Именно отсюда происходит большая часть нашей южной музыки”.

Уинтон Марсалис - джазмен

Высокий уровень бедности и социального неравенства

Как мы уже успели понять ранее экономическая модель, господствовавшая в Диксиленде, не способствовала построению эгалитарного общества и Юг США являет собой яркий пример того, что в социальных науках принято называть path dependency, а именно ситуация, при которой социальные институты воспроизводят себя на протяжении долгого времени. Хотя плантационная экономика и рабство давно канули в лету, уровень неравенства в регионе все равно является самым высоким в Соединенных Штатах даже в наше время, к примеру, 8 из 10 городов с самым высоким уровнем доходного неравенства находятся в южных штатах [2]. Этот факт во многом задает тематику для музыки американского юга. Как мы увидим далее, в не зависимости от жанра или цвета кожи исполнители будут затрагивать темы тяжести бедной жизни, пути “из грязи в князи”, либо же пестовать гедонизм как средство эскапизма.

Диалог культур

Не менее важным фактором, способствующим зарождению новых музыкальных жанров можно назвать тесное сосуществование выходцев из Африки с выходцами из Европы, что привносит в культуру Диксиленда как элементы кельтских и шотландских сторителлинговых баллад, так и африканского динамического исполнения. Отличительной чертой Юга в данном случае можно назвать то, что несмотря на расизм и институциональную сегрегацию, культурные связи легче выстраивались именно там, так как именно в южных штатах значительная часть белого и черного населения были заняты низкоквалифицированным трудом, что экономически их сближало, а отсутствие значительных волн миграции привело к отсутствию геттоизации разных расовых групп

Свобода творчества

Исторически южные штаты обладали более свободными нравами по сравнению с остальной страны, что было также связано с особенностями колонизации Америки. Протестанты севера сформировали общество более подверженное моральной панике и следовательно более склонное к цензурированию искусства. Хотя свобода самовыражения и не ограничивается государством, цензура зачастую носит общественный характер, когда различные организации гражданского общества подают иски на музыкантов за попрание христианской морали. Ярким примером подобной борьбы стал иск жен сенаторов, представляющих родительский надзор, к панк музыкантам, который завершился введением возрастного ранжирования музыкальных альбомов. На юге таких ограничений не было, что существенно сказалось на содержании региональных музыкальных жанров. Более прямолинейные тексты делало музыку южных штатов еще более популярной не только в рамках США, но и всего мира.

Выделив компоненты, формирующие южную региональную идентичность, я постараюсь объяснить как именно они сделали этот регион генератором новых жанров американской музыки начиная с конца XIX века и помогают оставаться им таковым и по сей день. Госпел, кантри, блюз, соул, джаз, рок-н-ролл – это лишь некоторые жанры рожденные в Диксиленде, нов рамках курса мной будут разобраны жанры, ставшие культовыми и известными не только для американцев, но и для слушателей по всему миру.

Григорий Жаров

Источники

  1. Hackney, S. (1972). Origins of the New South in Retrospect. The Journal of Southern History, 38(2), 191-216.
  2. DePietro, A. (2022, April 14). 20 cities with the worst income inequality in America in 2022. Forbes. https://www.forbes.com/sites/andrewdepietro/2022/03/31/20-cities-with-the-worst-income-inequality-in-america-in-2022/
  3. Woodard, C. (2020). America’s Nations, America’s Mythos of Union, and the American Character. Perspectives on Political Science, 49(4), 269-278.