• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

60-е годы. Расцвет Тарковского

Андрей Тарковский был, несомненно, яркой фигурой. Для одних он скучный интеллектуал, для других – воплощение русской духовности и пример для подражания.

60-е годы. Расцвет Тарковского

К последним относятся Ларс фон Триер, Андрей Звягинцев, Алехандро Иньярриту и еще сотни кинозрителей, поэтому давайте разберем личность Андрея Тарковского подробнее.

Детство

Режиссер родился в семье известного поэта и переводчика Арсения Тарковского. Андрей и его младшая сестра Марина часто находились среди московской литературной интеллигенции – их отец близко общался с писателями и поэтами разного калибра.

Но продолжалось это не долго, родители Андрея разошлись, когда ему было три года. Отец часто навещал детей, пока в 1941 году не ушел добровольцем на фронт. Хотя Тарковский-младший практически всю жизнь провел в Москве, настоящим домом он считал город Юрьевец, куда вместе с матерью и сестрой уехал сразу после начала военных действий.

«Это было тяжёлое время. Мне всегда не хватало отца. Когда отец ушёл из нашей семьи, мне было три года. Жизнь была необычно трудной во всех смыслах. И всё-таки я много получил в жизни. Всем лучшим, что я имею в жизни, тем, что я стал режиссёром, – всем этим я обязан матери». [1]

В 1943 семья вернулась в Москву, и Андрей продолжил учиться в своей старой школе. Сейчас его аттестат хранится в музее ВГИКа. Если судить по нему, Тарковский не отличался особым прилежанием. В аттестате у него всего три «четверки», остальные – тройки. Мать пыталась дать сыну разностороннее художественное образование, Андрей упорно занимался музыкой, но и ее забросил.

ВГИК и мастерская Ромма

Тарковский любил отца, поэтому, когда тот настоятельно советовал ему окончить школу и получить прикладное образование, а потом уже заниматься искусством, будущий режиссер противиться не стал.

К учебе в Московском институте востоковедения Тарковский интереса не проявлял. Он редко появлялся на лекциях, зато быстро стал завсегдатаем московского «Бродвея» (сейчас – улица Тверская). Это было излюбленным местом стиляг – самой модной и эксцентричной советской молодежи. Они гордо расхаживали по «Бродвею», при этом прекрасно понимая, что удивляют людей своим необычным внешним видом – узкие брюки, пышные платья в зеленый горох, прическа «кок» и обувь на толстой подошве-манке.

Через знакомых мать смогла устроить Тарковского коллектором в научно-исследовательскую экспедицию в далеком Туруханском районе Красноярского края. В 1954 году он вернулся и все лето провел на даче, которую снимала его семья. Там по соседству жил студент ВГИКа Дмитрий Родичев. Тарковский тоже захотел поступить в институт. Он подготовился к вступительным экзаменам и успешно сдал их, а потом попал в мастерскую к режиссеру Михаилу Ромму.

«Андрей Рублев» (1966)

Тарковский начал работать в Мосфильме, как только окончил ВГИК. Уже в 1961 году он задумал съемки фильма по повести «Страсти Андрея». Картину одобрили, и вместе с хорошим другом Андреем Кончаловским Тарковский начал писать сценарий. Работа была трудоемкой: изучали историю этого периода, личность иконописца Рублева, возводили декорации и пробовали разных актеров. На подготовку ушло несколько лет, поэтому параллельно Тарковский начал снимать другую известную картину – «Иваново детство» (1962), которую мы упоминали в прошлом материале.

Тарковский говорил, что в «Андрее Рублеве» ему больше всего хотелось показать томление души иконописца, а не обстоятельства его жизни, хотя и в них режиссер отлично разбирался. Съемки начали с самой последней новеллы «Колокол». В ней Рублев впервые за многие годы нарушил обет молчания. Говорят, что Тарковский ради полной правдоподобности картины заставил исполнителя главной роли молчать три месяца. Актер Юрий Никулин во время съемок испытывал настоящую физическую боль – во время сцены пытки на его ноги капала настоящая солярка с факела.

Картину снимали преимущественно в Суздале, Владимире и Пскове, но некоторые сцены отложили для павильона – декорации получились настолько правдоподобными, что их хотели выставить в музее.

 

Изначально Тарковский хотел оставить одноименное с повестью название «Страсти Андрея», но в киностудии предложили заменить его на «Андрей Рублев». Режиссер уступил, но фильм комиссии все равно не понравился. Он не концентрировался на творчестве Рублева, не воспитывал чувство патриотизма, а показывал страдания человека.

В 1969 году лента почти случайно попала на Каннский кинофестиваль – чудесным образом ее продали французскому кинопрокатчику Алексу Московичу. «Андрей Рублев» получил награду ФИПРЕССИ. В СССР пленку пытались уничтожить, но ее удалось спасти – спрятал монтажер.

«Солярис» (1972)

На первый взгляд, роман Станислава Лема «Солярис» – совсем не тема Тарковского. «Иваново детство» и «Андрей Рублев» воспевали силу человеческого духа. Сложно поверить, но «Солярис» ровно про то же. Тарковского мало интересовала научная фантастика, в произведении он отыскал волнующую морально-нравственную проблематику.

В 1968-ом вышла «Космическая Одиссея 2001 года» Стенли Кубрика. Можно сказать, что фильм произвел сильное впечатление на Тарковского – в «Солярисе» есть прямые цитаты из ленты Кубрика.

Андрей Арсеньевич пользовался популярностью за рубежом, поэтому «Мосфильм», который обычно строил Тарковскому всяческие препятствия, на этот раз был благосклонен и выдал режиссеру самое современное оборудование. Все просто – отечественный кинематографист должен был снять достойный ответ кубриковской «Одиссее».

Часть съемок проходила в московском отеле «Пекин». Именно туда приехал писатель Станислав Лем, чтобы проследить, как идут съемки. Тарковский начал с воодушевлением рассказывать, какие новые сцены были добавлены в сценарий. Лем мрачно заметил, что в его романе есть все необходимое для экранизации. Видимо, устав спорить, он все-таки позволил режиссеру делать все, что он хочет.

«Из-за «Соляриса» мы здорово поругались с Тарковским. Я просидел шесть недель в Москве, пока мы спорили о том, как делать фильм, потом я обозвал его дураком и уехал домой…» [1]

- Станислав Лем

[1] Станислав Лем: «Жизнь так ускорилась, что будущее стало трудно предвидеть» / Беседовал В. Мастеров // Московские новости. — 1995. - 18 июня (N 42). — С. 11

«Зеркало» (1974)

Сразу после съемок «Андрея Рублева» Тарковский задумал другую картину – «Зеркало», которая изначально носило название «Белый, белый день».

К написанию сценария Тарковский приступил в 1968 году. Сюжет состоял из личных воспоминаний режиссера, чьих-то историй и тематической литературы. Тарковский не вел никаких записей. Только когда набрал достаточно идей, решил их как-то систематизировать. Часть эпизодов придумал близкий друг Александр Мишарин, другую часть – сам Тарковский.

Съемку одобрили не сразу, поэтому Тарковский отложил и сценарий и принялся за «Солярис». А к «Зеркалу» вернулся только в 1972-ом.

 

Ностальгия (1983) и «Жертвоприношение» (1985)

Тарковский уехал в Италию в 1982 году. Там начал и закончил съемки «Ностальгии». В Россию он так и не вернулся, а фильм первыми увидели итальянские зрители. К последней картине Тарковского «Жертвоприношение» (1986) сценарий написал Аркадий Стругацкий. Вскоре после премьеры режиссер умер.


Статья про Андрея Тарковского выпадает из общего хронологического ряда, поэтому в следующем материале мы вернемся немного назад и окунемся в 70-е годы – эпоху жестокого цензурирования, когда половина отснятого так и не дошла до зрителя.

Виктория Багдасарьянц

Список источников

  1. Тарковский А. Запечатленное время // Искусство кино. - 1967. - № 4.
  2. Марголит Е. Советское киноискусство. Основные этапы становления и развития. – Москва, 1988.
  3. Коршунов В. Андрей Тарковский: как начать смотреть его фильмы // Arzamas
  4. Андрей Тарковский // Культура РФ

Дальше

Другие темы курса