Современная китайская живопись: Гао Сяохуа, Юэ Миньцзюнь, Ван Гуанъи и другие
Со смертью Мао Цзэдуна в 1978 г. завершилась и культурная революция. На смену террору пришла политика реформ и открытости: связи с внешним миром постепенно расширялись, общество знакомилось с достижениями современного мирового искусства. Искусство стало более свободным от партийной идеологии, появляются новые живописные течения. Многие живописцы в это время стремились переосмыслить период правления Мао Цзэдуна, сформировать новую систему идеалов и ценностей, отличных от ценностей времен культурной революции.
Живопись шрамов
В период культурной революции открытая критика линии партии была немыслима: каждый, кто посмел бы заявить о её ошибках, рисковал жизнью. Обсуждать культурную революцию начали только после смерти Мао Цзэдуна. Люди стали осознавать, что под предлогом борьбы с западными тенденциями в искусстве оказались репрессированы неугодные партии лица, среди которых были видные политические и общественные деятели, талантливые художники и литераторы и просто те, кто попал в немилость.
Переживание горечи утрат вылилось в новое живописное течение — «живопись шрамов». Художники пытались осмыслить трагедию культурной революции, делая акцент на отображении внутреннего мира человека, а не на поиске новых приемов и стилей. Присущей соцреализму идеализации человека они противопоставляли переживания и психологические проблемы людей.
Гао Сяохуа 高小华 (1955 – наст. время)
Гао Сяохуа родился в Нанкине, столице провинции Цзянсу. Когда ему было 14 лет, он вместе с семьёй был вынужден переехать в деревню: его родителей считали сторонниками капитализма. В 15 лет он ушел в армию, где и начал увлекаться живописью.
В 27 лет Гао окончил отделение масляной живописи Сычуаньского института изящных искусств. Во время учёбы он любил ездить на поезде в соседние провинции, чтобы в дороге запечатлевать жизнь простых людей.
Картина Гао Сяохуа «Почему?» — одна из самых ранних работ «живописи шрамов». На ней изображены измотанные и уставшие после боя хунвейбины («красные гвардейцы» — студенческие отряды, созданные для борьбы с противниками партии). Каждый погружен в свои мысли, словно не замечая присутствия других. Вера в светлое будущее и борьбу за правое дело сменилась разочарованием, недоумением и сомнениями. Они будто бы спрашивают (от лица) всего китайского народа: «почему?»
Деревенский реализм
Параллельно с живописью шрамов в 80-х гг. XX века развивался деревенский реализм, изображавший повседневную жизнь крестьян. Это направление — противостояние официальной идеализированной живописи времен культурной революции: тогда художники могли изображать только героев революции и партийных лидеров.
Ло Чжунли 罗中立 (1948 – наст. время)
Ло Чжунли родился в Чунцине, с детства изучал живопись и закончил Сычуаньский институт изящных искусств в один год с Гао Сяохуа. После этого поступил в бельгийскую Королевскую Академию изящных искусств. В студенческие годы он проводил много времени в поездках по китайским деревням, делая зарисовки быта крестьян.
Первые персональные выставки Ло Чжунли проходили в Европе ещё во время его учёбы. Одна из самых известных работ художника – «Отец» (1980 г.). На картине изображен крестьянин-труженик, держащий чашу с водой. Художник уделяет большое внимание деталям: он максимально реалистично передает потрескавшиеся губы, морщины, выступающие вены старика.
Новая волна – 85
Ещё одно течение в китайской масляной живописи, сформировавшееся в 80-е гг. XX века — «Новая волна 85», или «Идея 85». Название течения отсылает нас к конференции в Хуаншане, состоявшейся в апреле 1985 г. На конференции обсуждалась необходимость реформирования китайского искусства, становление свободного от политики творчества. В мае того же года в Пекинской художественной галерее прошла выставка произведений китайской молодежи. После этого в стране стало появляться множество стилистически и идеологически неоднородных творческих коллективов: их объединили общим названием «Новая волна 85». В своё время к ним относились Чжан Сяоган, Ван Гуанъи, Цай Гоцян и другие художники, которые позже будут развивать новые течения китайского искусства.
Циничный реализм
Ещё одно популярное движение современного искусства в Китае, зародившееся в конце 80-х – начале 90-х гг. прошлого века – циничный (или цинический) реализм. В это время в Китае проводились реформы, направленные на либерализацию экономики, впервые была официально разрешена частная торговля произведениями искусства, стали открываться аукционные дома. Личность начинала ставиться выше коллектива. В своих работах приверженцы циничного реализма создали особый художественный мир, напоминающий классические антиутопии, где художники – «больные, у которых вдруг появилась душа», живущие среди неестественно радостных и при этом безразличных к жизни людей. Циничный реализм искажает отдельные элементы реальности для выражения общей абсурдности жизни.
Юэ Миньцзюнь 岳敏君 (1962 – наст. время)
Юэ Миньцзюнь родился в провинции Хэйлуцзян, но ещё в детстве переехал в Пекин. В 1989 г. окончил живописное отделение Хэбэйского университета. Художник прославился после участия в 48-й Венецианской биеннале в 1999 г.
Работы Юэ Миньцзюня легко узнаваемы: чаще всего на них изображён сам художник с широко растянутой маниакальной улыбкой. Сам художник сравнивал своих персонажей с изображением будды Майтреи, рядом с которым часто есть надпись: «нужно быть оптимистом и смеяться в лицо реальности». В его работах смех – это выражение беспомощности и бессилия.
Свои произведения художник часто основывает на композициях европейских шедевров. Одна из таких работ – «Казнь» (1995 г.). Считается, что она создана как реакция на вооруженное подавление протестов на площади Тяньаньмэнь в 1989 г., хотя сам Юэ Миньцзюнь никогда не говорил об этом прямо. Картину часто сравнивают с произведением Франсиско Гойи «Третье мая 1808 года в Мадриде» и работой Эдуарда Мане «Расстрел императора Максимилиана». В 2007 г. эта картина была продана на аукционе Sotheby’s почти за 6 млн долларов и стала на тот момент самым дорогим произведением китайского современного искусства.
Чжан Сяоган 张晓刚 (1958 – наст. время)
В 1990-е гг. тему «шрамов» продолжил Чжан Сяоган.
Он родился в городе Куньмин провинции Юньнань. Культурная революция началась, когда ему было всего 8 лет. Гонениям подверглись его родители: они были вынуждены покинуть свои государственные посты и отправиться в деревню в лагерь перевоспитания. Хотя Чжан не посещал школу, с детства он учился рисовать. В 1977 г., после завершения культурной революции, он поступил в Сычуаньский институт изящных искусств.
В 1995 г. Чжан Сяоган представил первые работы из цикла «Родословная: большая семья» в итальянском павильоне на 46-й Венецианской биеннале. Серия портретов вдохновлена старыми семейными фотографиями периода культурной революции: на них изображены люди с мрачными безжизненными взглядами. Люди соединены красной нитью — родословной. Используя свой личный опыт в качестве отправной точки, художник передаёт общий дух периода культурной революции и рисует психологический портрет всей нации, пережившей глубокое потрясение и не успевшей прийти в себя.
Политический поп-арт
В начале 90-х гг. прошлого века одним из ведущих течений в китайской живописи стал политический поп-арт. Художники, работающие в этом направлении, объединяют образы из плакатов в стиле соцреализма 50-70-х гг. с символами массового потребления в западной культуре. Основоположником течения считается Ван Гуанъи.
Ван Гуанъи 王广义 (1957 – наст. время)
Ван Гуанъи родился в Харбине, во время культурной революции провёл несколько лет в рядах хунвэйбинов и сам занимался созданием агитационных плакатов. В 1984 г. окончил Чжэцзянскую академию изобразительного искусства.
Большое влияние на него оказала выставка Роберта Раушенберга, состоявшаяся в 1985 г. в рамках проекта «Rauschenberg Overseas Cultural Interchange»: именно там китайские художники смогли впервые познакомиться с американским поп-артом.
В 1989 г. на выставке «Китай/Авангард» Ван Гуанъи представил несколько своих работ, в том числе и картину «Мао Цзэдун: АО». Сам художник объяснял, что, создавая гигантские плакаты с вождём во время культурной революции, ему приходилось использовать специальную сетку, чтобы увеличить изображение: «с помощью сетки из изображения Мао делали бога, но потом сетка полностью исчезала. Я, наоборот, оставлял сетку на прежнем месте, чтобы превратить его обратно в человека».
Картина вызвала настолько большой резонанс на выставке, что власти выдвинули условие: либо приложить к работе текст, подтверждающий историческую важность Мао Цзэдуна и заменить букву «О» на «С», либо убрать картину из экспозиции.
Наиболее ярко идеи поп-арта Ван Гуанъи раскрывает в серии работ «Великий критицизм» (1990-2007 гг.), в которых он сочетает революционные образы и агитационные плакаты с рекламными слоганами и логотипами известных брендов. Так художник подчеркивает конфликт между политическим прошлым Китая и коммерциализированным настоящим.
Гиперреализм
Большую популярность в XXI в. приобрел гиперреализм. Художники, работающие в этом направлении, создают картины, практически не отличимые от фотоснимков. Много внимания уделяется мелким деталям.
Лэн Цзюнь 冷军 (1963 – наст. время)
Лэн Цзюнь родился и вырос в Сычуани. Окончил художественный факультет Центрального китайского педагогического университета.
В Китае Лэн Цзюнь знаменит своими гиперреалистичными портретами: на них можно в мельчайших деталях разглядеть фактуру ткани и пряди волос. Он стал широко известным после того, как в 2004 г. представил картину «Мона Лиза»: взяв за основу культовую работу Леонардо да Винчи, Лэн Цзюнь изобразил современную китайскую девушку. За ней последовала серия подобных работ. С тех пор его работы вызывают много восторгов у пользователей Интернета. Тем не менее, есть и те, кто считает, что в эпоху фотокамер такие картины утрачивают свою ценность. Сам художник говорит, что не соревнуется с фотографией, а пытается довести своё мастерство до предела.
Таким образом, весь конец XX в. и начало XXI в. живописцы пытались осмыслить трагедию культурной революции, которая стала для многих из них ярким детским воспоминанием. Художники отказываются служить партийной идеологии, и наоборот, критикуют её. В это время живопись постепенно уступает место перформансу и другим видам современного искусства, но это уже тема другого курса.
Елена Орлова
Список литературы
- Ван Ц. Творчество художника Юэ Миньцзюня в диалоге традиций западноевропейской и китайской живописи // Человек и культура. – 2020. – № 3. – С. 1-16.
- Ван Ц. Творчество художника Чжан Сяогана в диалоге традиций западноевропейской и китайской живописи // Человек и культура. – 2020. – № 2. – С. 1-13.
- Ван Фэй. Современное искусство Китая в контексте мирового художественного процесса (автореферат кандидатской диссертации). М., 2008.
- Горбачева С. А. Творчество Ван Гуани и политический поп-арт в контексте современного искусства в Китае // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. (Сборник статей по материалам XLIII международной научно-практической конференции) — Новосибирск, 2014. — С. 80-85.
- За стеной: Две стороны китайского современного искусства // Look at me
- Направления китайского искусства (1950 — 2010 гг.) // Искусство.
- Общество и государство в Китае: XL научная конференция / Ин-т востоковедения РАН. - М.: Ин-т востоковедения РАН, 2010. – 470 с. – (Ученые записки Отдела Китая ИВ РАН. Вып. 2 / редколл. А.А. Бокщанин (пред.) и др.). С. 403-414.
- Современное китайское искусство: 30-летний путь от социализма к капитализму. Часть I // Magazeta.
- Современное искусство Китая: кризис? // Искусство.
- Art inspired by the Cultural Revolution // Phaidon.
- Portrait of an artist // China Daily.
- Reasoning with Idols: Wang Guangyi // Art Asia Pacific.
- This Artist’s Oil Paintings of Women Are Considered the Most Realistic in the World // My Modern Met
Другие темы курса