• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Каста как базовая ячейка индийского общества

В современной Индии касты являются ничем иным как минимальной единицей, на множество которых и разделено индийское общество. Касты рисуют невидимые границы между представителями разных народов, профессий, приверженцев разных религий. Каждая каста – ни больше ни меньше уникальная и неповторимая группа собранных по определённым признакам людей, в рамках которой, как правило, данные индивидуумы и живут, а порой и выживают.

Каста как базовая ячейка индийского общества

Касты существуют уже не одно тысячелетие и, пожалуй, их можно отнести к основообразующим элементам индийской цивилизации. Даже в условиях стремительного прогресса, трансформации социума во всех государствах нашей планеты касты не теряют своего значения для жителей Индии. Сегодня, как и столетия назад, люди продолжают быть членами тех или иных каст, что сильно сказывается на их возможностях социальной мобильности, закрепляет за ними определённое положение в рамках общества, которое они изменить не в силах.

Существует три разных понятия, которые могут служить названием социальной ячейки, к которой может быть отнесён человек.

Во-первых, самый известный, но не самый верный с точки зрения самих индийцев, - это каста. Здесь возникает определенная коллизия, ведь почему же данный термин неверен, если именно он и используется чаще всего при отсылке к индийскому обществу? Всё дело в том, что «каста» представляет собой термин, пришедший из европейских языков и означавший «семью», получивший распространение в Индии в эпоху британского владычества.

«Каста» использовалась в связи с удобством деления населения на группы при переписи населения, то есть появилась искусственно.

Автохтонным названием минимальной социальной группы в Индии было «джати», которое и использовалось жителями для самоидентификации в соответствии с их этносом, религией, деятельностью и т.д. [1]

Третьей формой деления были и остаются «варны», которые не могут быть приравнены к кастам, поскольку их всего лишь 4 (каст – бесчисленное множество): брахманы (мудрецы); кшатрии (воины); вайшьи (земледельцы); шудры (рабы и слуги); и неприкасаемые, которых обычно не относят к варнам, но которые представляют собой вневарновую группу (самые низшие слои общества) [3].

Эта древняя система ранжирования общества сохранила свою актуальность и поныне, хотя она и не может не подвергаться изменениям, которые претерпевает все индийское общество. Джавахарлал Неру, первый премьер-министр постколониальной Индии, надеялся, что каста исчезнет и останется лишь как форма домашнего ритуала. Но она не исчезла и не собирается исчезать [2].

Кирилл Кравцов

Список литературы

1. Иванов. А.В. Формы идентичности в Индии: каста и джати. // Этнографическое обозрение. 2014. Вып. 1. С. 139-148. [Elibrary]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21282924 (Дата обращения: 09.10.2019).

2. Успенская Е.Н. Антропология индийской касты.  —  СПб.: Наука, 2010. — 558 с.

3. Успенская Е.Н. К вопросу о природе индийской касты. // Журнал социологии и социальной антропологии. 2009. Т. 12. Вып. 3. С. 150-171. [Elibrary]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=13362681 (Дата обращения: 09.10.2019).

Дальше

Другие темы курса