• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как панк-рок боролся с системой на примерах клипов Sex Pistols и Green Day

Как панк-рок боролся с системой на примерах клипов Sex Pistols и Green Day

Немного истории

Панк-идеология появилась на фоне волнений рабочего класса в конце 1960-х в Америке и Европе — экономическое неравенство, главенство буржуазии, сексизм, милитаризм, цензура и т.д. [1].

Определить политические взгляды панков трудно. Они могли быть и левыми, и правыми, и вообще аполитичными или анархистами. Так же разнообразны были жанры: глэм-панк, краст-панк, сибирский панк и т.д. [2]

Чем жили панки

Для самовыражения у панков был большой арсенал. Например, фэнзины (от fan и magazine) — любительские журналы, где можно было найти карикатуры, комиксы, интервью с музыкантами, музыкальные обзоры и критику современных музыкальных событий. Основная аудитория - музыкальные фанаты, музыканты, и все, кто разделял нонконформистские взгляды.

Играли панки в основном для своих в любительских группах, а репетировали в гаражах. Панков можно заметить и по внешним признакам — яркие ирокезы и джинсовки, самодельная одежда, так как панки против раскрученных лейблов. Протесты на улицах, вандализм и даже сквоттинг (заселение в заброшенное место) — всё это был мир настоящих панк-рокеров.

Музыка

Музыка панков — громко, дерзко и иногда с ненормативной лексикой. Три основных инструмента — гитара, бас и барабаны. И чаще простые, повторяющиеся ритмы. Делать панк было просто, что подтверждает британский номер декабрьского выпуска самиздата Sideburns (1976 г.), где на задней обложке была инструкция по созданию панк-группы: «Вот один аккорд, вот другой, вот третий. Теперь делай группу!» [1].

Панки выступали против коммерциализации в музыке, поэтому считали необходимым записываться в независимых звукозаписывающих компаниях, играть во дворах, продвигаться своими силами. Иными словами, панки стремились выражать настроение общества и вкусы, а не создавать их. Одними из первых в этом деле были Sex Pistols.

Sex Pistols

Популярную песню и видеоклип Sex Pistols “God Save the Queen” можно назвать разносчиком нового движения в Великобритании.  Сингл “God Save the Queen” вышел в конце мая 1977 года и взлетел на вторую строчку UK Singles Chart [1].

Лейбл: A&M, Virgin.
Продюсеры: Крис Томас и Билл Прайс

В клипе панк-рокеры как бы насмехаются над британцами и их приверженностью королеве. Это считывается даже в названии, так как оно повторяет название гимна Великобритании. Основные темы — осуждение британской монархии и сострадание рабочему классу. Явный архетип настоящего бунтаря.

Первые кадры клипа — название группы на гитарном усилителе Fender уже как бы намекает на настроение песни и отношение группы к раскрученным брендам.

Музыканты играют на небольшой сцене, обращаясь с лозунгами в зал без зрителей. Ощущается некая безысходность, замкнутость, и при этом напоминает обычную репетицию в гараже.

Атмосферу дополняет фраза “No future”, которая повторяется в песне более 15 раз — идеальное описание нигилистического мировоззрения панка.

Барабанщик группы Пол Кук во флаге Великобритании, солист Джонни Роттен в разорванной майке с надписью “destroy”, Стив Джонс в женской шапочке, конечно же, из британского флага.

Поведение музыкантов демонстрирует свободу действий и ощущение полной безнаказанности — алкогольные напитки во время выступления, фривольная мимика и немного безумные глаза.
 

Флаг королевы стал ещё одним символом панк-движений. Изначально, флаг был черно-белым, а рот королевы был закреплен булавкой. Но противостоять бунту типографий на непозволительное поведение музыкантов оказалось куда сложнее, поэтому пришлось заклеить глаза и рот названием песни и группы, только тогда обложка прошла местную цензуру. Буквы похожи на вырезки из журналов — это был фирменный стиль Sex Pistols.

Green Day

В этом примере мы остановимся на клипе “American Idiot”. Начнём с того, что сам альбом “American Idiot” является отличным примером того, как в музыке используется формат сторителлинга .

Главный герой из небольшого городка по имени Джонни, второе имя которого Иисус (девятиминутный сингл “Jesus of Suburbia”), родился в страшное время (“American Idiot”). Герой чувствует себя одиноко («Boulevard of Broken Dreams»), но потом ему встречается «проповедник» «St. Jimmy». Жизнь Джонни становится ещё более непредсказуема, когда он встречает девушку, но не знает как её зовут («Whatsername»). Она оказывается настоящей бунтаркой («She’s a Rebel»). Остальные синглы также связаны в одну большую историю. Кстати, на основе этого альбома на Бродвее был поставлен мюзикл «American Idiot».

Режиссер: Сэмюэль Бейер

Вступительные аккорды звучат на фоне огромного кислотно-зелёного флага США и фразы “Don't wanna be an American idiot”, что отсылает нас к критике Джорджа Буша, бывшего на тот момент президентом США [1].

Билли Джо Армстронг, солист группы, композитор и автор песен, говорит, что эта песня — попытка поиска своей индивидуальности вопреки сомнительным передачам по телевизору, давлению в школе, в семье. Ему нужна была провокация в клипе и в звучании: камеры как отсылка к пропагандистским фильмам нацистской Германии, а также непривычное для него звучание рифов и аккордов [1].

Также появление камер намекает нам на индустриализацию культуры и власть СМИ над людьми. Разрастание демократической несвободы, пассивность в политических взглядах, медиацентризм — здесь мы можем увидеть схожесть с работами Герберта Маркузе.

Может показаться, что поведение музыкантов в клипе немного истеричное. Это было сделано специально. Строки “Don't want a nation under the new mania? Аnd can you hear the sound of hysteria?” отсылают к всеобщей панике американцев после событий 11 сентября — усиленные проверки, страх смерти, война в Ираке [2].

Постепенно краска на флаге начинает растекаться, а ближе к концу она выливается из колонок и заполняет всю сцену. Краска в данном контексте может являться олицетворением всего отвратительного, лживого и токсичного в американском обществе.

Несколько раз мы видим, что солист изображает суицид, выстреливая себе в голову, тем самым совершая обряд инициации — переход к новому времени и обществу посредством отказа от прежней жизни и устоев. Это то, к чему сводится основной посыл песни и клипа.

В конце видео уже нет ненавистных камер, а от флага остались только звезды в верхнем углу.

 

Панк — это бунт, стремление к переменам. И если прогрузиться в текст и клипы других панковских групп, то можно найти ещё больше отсылок, которые чаще всего сводятся к ценностям свободы личного выбора.

Полина Петрова

Дальше

Другие темы курса