Юн Соннам – крёстная мать корейского феминизма
Юн Соннам (Yun Suknam, 윤석남; р. 1939) – южнокорейская художница, начавшая свою творческую карьеру в 40 лет. В своих работах она затрагивает темы материнства, женской доли и поиска себя как личности.
«Дом» и «перемещение» в творчестве Со До Хо и Кимсуджа
В этой небольшой статье речь пойдет о двух южнокорейских художниках-номадах, которые большую часть своей жизни провели в пути. В связи с этим темы дома, мобильности и идентичности играют большую роль в их творчестве. Несмотря на то, что они работают по всему миру, Со До Хо и Кимсуджа смогли сохранить свою национальную самобытность в эпоху глобализации.
Утопия Ли Буль: киборги и монстры
Ли Буль (Lee Bul, 이불; р. 1964) – художница из Южной Кореи, известная своими провокационными перформансами и необычными инсталляциями, притягивающими внимание зрителей со всего мира. Получила известность благодаря работе Majestic Splendor в 1995 году. В своих работах Ли Буль поднимает разные философские вопросы. Она говорит о феминизме, постгуманизме, преодолении ограничений, проблеме совершенствования, когда человек стремится создать или преследовать свой идеал, который часто терпит неудачу или, что ещё хуже, приводит к чудовищным результатам.
«Будущее – это сейчас». Нам Джун Пайк и видео-арт
Нам Джун Пайк (Nam June Paik, 백남준 (1932-2006) – корейский художник-изобретатель, основоположник видео-арта. Перед тем, как полностью окунуться с головой в мир медиа, Нам Джун Пайк интересовался экспериментальной музыкой. Ещё в детстве он играл на фортепиано, а затем получил традиционное классическое образование в Токийском университете. Потом уехал в Германию, где стал членом движения Флюксус. Однако через некоторое время он стал сворачивать с «музыкальной дороги» в сторону видео-арта. Он опирался на ready-made материалы, что отсылает нас к творчеству Марселя Дюшана.
Искусство тансэкхва, или монохромная корейская живопись
Тансэкхва (Dansaekhwa, 단색화) – в переводе с корейского «живопись одного цвета», движение в современном корейском искусстве, зародившееся в 1970-х годах. В послевоенный период жизнь в Южной Корее стала более стабильной, соответственно и жизнь художников улучшилась. У них появилась возможность принимать участие в выставках не только у себя на родине, но и за границей. Мастера стали задумываться о национальной самобытности, ведь до этого в корейском искусстве было явно заметно влияние Запада. Поэтому тансэкхва также называют попыткой художников выразить национальную идентичность в своём творчестве.
Эффект владения и неприятия потерь
Каждый из нас чем-либо владеет. Эти вещи могут быть как материальными, так и нематериальными. Для того, чтобы что-то купить или произвести, нужно приложить определённые усилия, вложиться материально, потратить время, уделить внимание. По этой причине для нас ценно всё то, что мы уже приобрели. Вещи, которыми мы владеем с целью использования, а не обмена, мы оцениваем особенно высоко – выше, чем то, что мы лишь хотели бы приобрести.
Склонность к обобщению и стереотипизации
Сверхобобщение — естественная ошибка, которую допускает наш мозг при анализе того, что происходит вокруг человека и какие люди его окружают. Нам необходимо понимать действия окружающих. У нас есть ожидания по отношению к другим людям, поэтому мы можем «предугадать» их поведение и в дальнейшем предпринять какие-либо ответные или же превентивные меры. Таким образом, человек самостоятельно конструирует для себя шаблонные модели мира, которые позволяют ему обеспечивать безопасность для самого себя в этом мире, преодолевая его неопределённость.
Фундаментальная ошибка атрибуции
Этот феномен вызван необходимостью нашего мозга строить причинно-следственные связи. Люди всегда пытаются объяснять всё то, что происходит с ними и с другими людьми. Это создаёт в нас ощущение контроля над своей жизнью. Человеку комфортнее, когда он верит в то, что способен влиять на происходящее. Осознание человеком предсказуемости его жизни даёт ему чувство уверенности в завтрашнем дне.
Предвзятость оптимизма и ошибка планирования
В нашем мыслительном процессе существует встроенный optimism bias, то есть предвзятость оптимистического мышления. Эта предвзятость заставляет нас думать о том, что плохие вещи могут случаться с нами с меньшей долей вероятности, чем хорошие. Мы верим, что проживём дольше среднего, что наши дети будут умнее среднего, и что мы будем более успешны в жизни, чем в среднем.