Эффект владения и неприятия потерь
Каждый из нас чем-либо владеет. Эти вещи могут быть как материальными, так и нематериальными. Для того, чтобы что-то купить или произвести, нужно приложить определённые усилия, вложиться материально, потратить время, уделить внимание. По этой причине для нас ценно всё то, что мы уже приобрели. Вещи, которыми мы владеем с целью использования, а не обмена, мы оцениваем особенно высоко – выше, чем то, что мы лишь хотели бы приобрести.
Склонность к обобщению и стереотипизации
Сверхобобщение — естественная ошибка, которую допускает наш мозг при анализе того, что происходит вокруг человека и какие люди его окружают. Нам необходимо понимать действия окружающих. У нас есть ожидания по отношению к другим людям, поэтому мы можем «предугадать» их поведение и в дальнейшем предпринять какие-либо ответные или же превентивные меры. Таким образом, человек самостоятельно конструирует для себя шаблонные модели мира, которые позволяют ему обеспечивать безопасность для самого себя в этом мире, преодолевая его неопределённость.
Фундаментальная ошибка атрибуции
Этот феномен вызван необходимостью нашего мозга строить причинно-следственные связи. Люди всегда пытаются объяснять всё то, что происходит с ними и с другими людьми. Это создаёт в нас ощущение контроля над своей жизнью. Человеку комфортнее, когда он верит в то, что способен влиять на происходящее. Осознание человеком предсказуемости его жизни даёт ему чувство уверенности в завтрашнем дне.
Предвзятость оптимизма и ошибка планирования
В нашем мыслительном процессе существует встроенный optimism bias, то есть предвзятость оптимистического мышления. Эта предвзятость заставляет нас думать о том, что плохие вещи могут случаться с нами с меньшей долей вероятности, чем хорошие. Мы верим, что проживём дольше среднего, что наши дети будут умнее среднего, и что мы будем более успешны в жизни, чем в среднем.
Когнитивные искажения и причины их возникновения
Все мы думаем, что мыслим рационально и верим в то, что все наши решения являются результатом нашего осознанного выбора. На самом деле, большая часть принимаемых нами решений основана на предрассудках, стереотипах и предвзятостях. Всё это можно охарактеризовать таким понятием как “когнитивные искажения”, что означает нелогичные, предвзятые умозаключения или убеждения, которые искажают восприятие реальности.