Центр молодежных исследований был создан в 2009 году как партнер Научно-исследовательского центра «Регион» при Ульяновском университете (УлГУ). В течение 15 лет коллектив ЦМИ реализует проекты по разнообразным темам, связанным с молодежью: культуры и солидарности, взросление и поколения, труд и потребление, миграционные намерения и городские идентичности, гражданственность и активизм. За 15 лет активной и творческой работы сотрудники Центра получили грантовую поддержку и провели более 40 научных фундаментальных проектов, в том числе и международных в рамках 6 межстрановых консорциумов. ЦМИ успел посотрудничать с 17 странами-партнерами в ходе выполнения научных проектов. За это время проведено более 30 прикладных исследований по запросам российских компаний. Но не только глобальные тренды всегда интересовали социологов из Центра молодежных исследований: в поисках локальных особенностей молодежной жизни исследователи за 15 лет объездили 29 городов России для реализации проектных экспедиций в рамках полевой социологической работы.
Центр молодежных исследований — это не только сильный исследовательский коллектив, научная школа и интеллектуальная лаборатория, это еще и проводник в мир науки. Ежегодно в ЦМИ проходят практику студенты бакалавриата и магистратуры Высшей школы экономики и других университетов, стажируются и нередко становятся частью коллектива. Будущие социологи и аспиранты Социологической аспирантской школы пишут диссертации по результатам проектов ЦМИ. Раз в два года сотрудники Центра организуют научно-исследовательские конференции, открытые для российских и зарубежных коллег, а также для начинающих исследователей. Традиционной формой академической дискуссии остается регулярный социологический семинар СоцUp, выступающий площадкой для обсуждения результатов и находок текущих исследований, методологических достижений и новых теоретических подходов.
Центр в цифрах
Хронология ключевых проектов ЦМИ
-
2009 год
Поколение R. Молодежь и экономический спад в сравнительной европейской перспективе
-
2010 год
«Возвращение»: постпенитенциарный опыт молодых женщин, бывших в заключении
Новые социальные движения молодежи
-
2011 год
«Возвращение»: постпенитенциарный опыт молодых женщин, бывших в заключении
Между дисциплиной и экспериментом: телесные режимы молодежи в повседневной жизни в современных российских социо-экономических условиях
MYPLACE – Memory, Youth, Political Legacy And Civic Engagement
Молодежные солидарности в локальном и глобальном контексте: экономика, политика, культура
-
2012 год
Инновационный потенциал российской молодежи: солидарности, активизм, гражданская ответственность
Между дисциплиной и экспериментом: телесные режимы молодежи в повседневной жизни в современных российских социо-экономических условиях
MYPLACE – Memory, Youth, Political Legacy And Civic Engagement
-
2013 год
Гражданственность молодежи России: современные смыслы и практики
«Размер имеет значение»: стратегии контроля и управления телом в среде городской молодежи
MYPLACE – Memory, Youth, Political Legacy And Civic Engagement
«Около тюрьмы»: идентичность и повседневность родственниц заключенных
-
2014 год
«Возраст в работе»: конструирование возраста девушками и молодыми женщинами
«Размер имеет значение»: стратегии контроля и управления телом в среде городской молодежи
MYPLACE – Memory, Youth, Political Legacy And Civic Engagement
«Около тюрьмы»: идентичность и повседневность родственниц заключенных
-
2015 год
«Возраст в работе»: конструирование возраста девушками и молодыми женщинами
«Размер имеет значение»: стратегии контроля и управления телом в среде городской молодежи
Работа и потребление в жизни российской молодежи: сравнительный анализ сельского и городского опыта
Созидательные поля межэтнического взаимодействия и молодежные культурные сцены российских городов
-
2016 год
PROMISE. Продвижение молодежного участия и социального включения: возможности и вызовы в контексте межпоколенческих отношений
Созидательные поля межэтнического взаимодействия и молодежные культурные сцены российских городов
-
2017 год
PROMISE. Продвижение молодежного участия и социального включения: возможности и вызовы в контексте межпоколенческих отношений
Созидательные поля межэтнического взаимодействия и молодежные культурные сцены российских городов
METRO! DIGITAL YOUTH IN THE MEDIA CITY: Urban Ethnography in the Streets and Stations of Helsinki and St Petersburg
DARE. Dialogues about radicalisation and equality. EU Horizon 2020
-
2018 год
PROMISE. Продвижение молодежного участия и социального включения: возможности и вызовы в контексте межпоколенческих отношений
Созидательные поля межэтнического взаимодействия и молодежные культурные сцены российских городов
DARE. Dialogues about radicalisation and equality. EU Horizon 2020
-
2019 год
Созидательные поля межэтнического взаимодействия и молодежные культурные сцены российских городов
В тени ГУЛАГа: производство, потребление и восприятие тюрем в бывшем Советском Союзе
Молодежное предпринимательство: между субкультурными DIY-практиками и новыми формами гражданственности
DARE. Dialogues about radicalisation and equality. EU Horizon 2020
-
2020 год
Взросление российской молодежи в 21 веке: поколенческий анализ
Антикризисный потенциал молодежных политик в России и Европе в эпоху глобальных рисков: национальное воображаемое, патриотизм и социальная вовлеченность
В тени ГУЛАГа: производство, потребление и восприятие тюрем в бывшем Советском Союзе
Новые мастера и новые ученики в крафтовой экономике: просьюмеризм как феномен молодежной повседневной культуры
-
2021 год
Взросление российской молодежи в 21 веке: поколенческий анализ
В тени ГУЛАГа: производство, потребление и восприятие тюрем в бывшем Советском Союзе
«Пережить трудные времена и сохранить бизнес»: стратегии совладания с кризисом молодых предпринимателей Санкт-Петербурга
Сценарии социального включения региональной молодежи в условиях образовательной миграции
Выбор жизненных стратегий талантливой молодёжью и её роль в повышении конкурентоспособности российских регионов как ответ на глобальные вызовы «утечки мозгов»
-
2022 год
Взросление российской молодежи в 21 веке: поколенческий анализ
Красота «своими руками»: политики тела, самозанятость и уход за собой в молодежных культурах Санкт-Петербурга
Сценарии социального включения региональной молодежи в условиях образовательной миграции
Выбор жизненных стратегий талантливой молодёжью и её роль в повышении конкурентоспособности российских регионов как ответ на глобальные вызовы «утечки мозгов»
-
2023 год
Поколенческая идентичность, жизненные выборы и устойчивость российской молодежи
Образовательная миграция студентов из небольших городов и сел в мегаполисы. Социальное включение как способ повышения устойчивости: барьеры, стратегии, успешные практики
Выбор жизненных стратегий талантливой молодёжью и её роль в повышении конкурентоспособности российских регионов как ответ на глобальные вызовы «утечки мозгов»
-
2024 год
Поколение Z в поисках баланса: условия труда, режимы работы и жизненные ценности в представлениях молодежи и работодателей
Образовательная миграция студентов из небольших городов и сел в мегаполисы. Социальное включение как способ повышения устойчивости: барьеры, стратегии, успешные практики
Устойчивость и креативный потенциал молодежи Северо-Кавказского региона в контексте образовательной и трудовой миграции
Созидательный потенциал самостоятельного проактивного действия населения России: углубленный анализ ключевых кейсов
Невозможно даже кратко описать ключевые результаты и исследовательские находки как фундаментальных, так и прикладных проектов, реализованных за эти 15 лет. В данном материале мы расскажем об основных направлениях исследований Центра и ключевых проектах, результаты которых развивают как исследовательскую команду, так и научную дискуссию. Буклет, изданный на 10-летие Центра молодежных исследований в 2019 году, можно прочитать здесь.
Молодежные культуры и солидарности
О проектах
Исследование молодежных культур и солидарностей – один из основных фокусов исследовательских интересов Центра молодежных исследований. С момента основания Центра мы изучаем, как меняются формы молодежных сообществ, культурных групп и компаний, как создаются и функционируют локальные сцены, отстаивающие свое право на городское пространство. Первый проект, посвященный новым социальным движениям молодежи, был реализован сотрудниками ЦМИ в 2010 году. Его результаты заложили основу для продолжения этого направления исследований с акцентом на локальную специфику молодежных культурных практик в 2011 году, а затем и для реализации пятилетнего масштабного проекта, поддержанного грантом РНФ. Параллельно с 2017 года исследования молодежных культур и солидарностей в ЦМИ вышли на международный уровень: в партнерстве с исследователями из 13 стран сотрудники Центра изучали вопросы радикализации в молодежной среде в рамках проекта «DARE: Диалоги о радикализации и равенстве», а также с коллегами из Финляндии исследовали цифровое поведение молодежи в пространстве двух северных городов – Санкт-Петербурга и Хельсинки. Межрегиональное и международное партнерство позволило представить разнообразные результаты, описывающие как глобальные тренды, так и частные истории солидарностей у молодежи разных стран.
Проекты в цифрах
Трансформации молодежных культур и солидарностей и их теоретических конструктов
Несмотря на изменения форматов городских молодежных сообществ, причинами выбора и включения в ту или иную компанию оставались значимость поиска собственной идентичности, солидаризация и объединение ради достижения общих целей, принятие смыслообразующих, разделяемых членами группы, ценностей, включение в сетевые сообщества, в рамках которых каждый может найти способы и ресурсы для самовыражения и реализации, общения и участия в коллективных практиках с единомышленниками.
В рамках проектов «Новые социальные движения молодежи» (2010) и «Молодежные солидарности в локальном и глобальном контексте: экономика, политика, культура» (2011) исследователи ЦМИ рассматривали молодежные движения за рамками традиционного субкультурного подхода. Ключевым теоретическим вектором был выбран солидарный подход, основной акцент которого переносится на отношения между членами сообществ, особенности их внутригрупповой коммуникации, на разделяемые ими ценности, а также на взаимоотношения с другими сообществами, культурный обмен, конфликты и симпатии, коммуникации с «мейнстримным» большинством. Так, рассматривались и анализировались сообщества паркурщиков, хипстеров, флэшмоберов, игроков в «Дозор», представителей православного молодежного движения, трейсеров и др.
Исследование выявило следующие тенденции: молодежные объединения становятся менее однородными, закрытыми или изолированными, постепенно встраиваясь в широкую городскую культурную среду. В целом, симпатии молодежи во многом основываются на музыкальных предпочтениях и вкусах, а также на значимости аутентичности и эксклюзивности сообщества. Основными аспектами для солидаризации молодежи становятся спорт, танцы, музыка, уличная культура в целом. На контрасте с ними на второй план уходят политически направленные активистские объединения, на передний план выходят эко-сообщества. Продолжается активное освоение не только городских пространств, но и сетевой среды, набирают популярность онлайн-площадки, растет значимость выстраивания коммуникаций в социальных сетях, включая актуальность формирования своего онлайн-образа.
Субкультурный vs Постсубкультурный подход
Субкультурный подход
Молодежные субкультуры как символическое сопротивление предписанному классу и культуре, включение в субкультуру – способ социальной (восходящей и нисходящей) мобильности.
Гендерная слепота субкультурных конструктов, субкультурные конструкты имеют отчетливо маскулинизированный характер.
Жесткие стилевые и идеологические обязательства участников культуры, закрытость сообществ, символические и реальные битвы между их участниками.
Постсубкультурный подход
Молодежные формирования имеют временный, событийный характер, культурные идентичности подвижны и флюидны.
Границы «классических» субкультур размываются и переходят друг в друга, появляется понятие субкультурной карьеры.
Молодежные группы носят досуговый характер, обладают «культурой выходного дня».
Концепт культурной сцены
«Сцена», в отличие от «субкультуры», помогает рассмотреть внутреннюю гетерогенность сообществ. Субкультурный стиль перестает быть однозначным идентификатором принадлежности к конкретной культуре. Даже если участники молодежных сообществ используют субкультурную атрибутику, они склонны подчеркивать, что их вкусы индивидуальны и скорее отличаются от вкусов других носителей этой культуры, чем подчиняются групповым нормам.
«Сцена» — место, где господствует особый режим культурного производства и потребления — DIY (do it yourself), в рамках которого потребители являются не просто пассивными наблюдателями, а такими же творцами и создателями культурного продукта. Участники культурных сцен в своей деятельности также уделяют внимание городу и работают над усовершенствованием площадки.
Подробнее в статье Е. Омельченко и С. Полякова.
Основные черты молодежных культурных сцен
Примеры из проекта «Созидательные поля межэтнического взаимодействия и молодежные культурные сцены российских городов» (2015-2019).
Подробнее в книге «Молодежь в городе».
Презентацию книги можно посмотреть здесь.
Омельченко Елена Леонидовна
Центр молодежных исследований: Директор центра
В проекте «Созидательные поля межэтнического взаимодействия и молодежные культурные сцены российских городов» мы стали разрабатывать и использоваться теоретический концепт молодежных культурных сцен. Исследование культурных молодежных практик показало, что формат меняется. Субкультуры (так называемые «классические») уходят на периферию, при этом культурные практики и культурные идентичности сохраняются, просто в другом формате. Концепт молодежной культурной сцены мы использовали как теоретическую рамку и на методологическом уровне: для кейс-стади мы искали именно культурные сцены в городах исследования, чтобы посмотреть на отражение глобальных трендов в локальных культурах. Здесь интересный пример – кейс татарского рэпа в Казани. Это действительно соединение глобального тренда с этническим профилем городской молодежи. Это такой парадоксальный кейс, потому что рэп возникает как музыкальное движение в депривированных районах США и содержит в своей основе некий протест с опорой на расовую составляющую. То же самое мы наблюдаем в отношении этничности в России: использования другого языка, в частности, татарского, подчеркивает не столько локальную природу татарского рэпа, сколько его включенность в мировой тренд. Это очень интересная культурная сшивка.
Результаты этого проекта в целом сформировали нынешний исследовательский интерес ЦМИ. У нас сейчас во всех проектах наблюдается крен на креативные пространства, креативный потенциал, на устойчивость молодежи, на локальную идентичность, которая очень часто оказывается связана с включенностью в какие-то пространства: доступные, в большей степени неформальные, инициированные самой молодежью, создающие ощущение привязанности, включенности, принадлежности. Мы сейчас со всеми этими понятиями продолжаем работать, что формирует наш особенный исследовательский подход, который позволяет получать интересные и нетривиальные социологические результаты и полевые находки.
Социологическое кино, снятое по результатам проектов
Подробнее в статьях
Гражданственность и активизм
О проектах
Первым шагом от исследования культурных практик солидаризации молодежи к изучению разных форм гражданской активности в пост-субкультурном пространстве стал проект «Инновационный потенциал российской молодежи: солидарности, активизм, гражданская ответственность», реализованный совместно с НИЦ Регион в 2012 году. Проанализировав спектр новых форм гражданских активностей молодежи, исследователи выпустили книгу «С чего начинается Родина: молодежь в лабиринтах патриотизма» и в 2013 году реализовали проект «Гражданственность молодежи России: современные смыслы и практики», расширивший границы концептов «гражданин» и «родина» в социологии молодежи.
Следующим этапом развития исследований Центра о гражданственности и активизме в молодежной среде стала реализация международных проектов. Первым крупным сотрудничеством в 2011-2015 годах стал проект MYPLACE: «Память, молодежь, политическое наследие и гражданское участие», реализованный в партнерстве исследователей из 14 стран и посвященный изучению исторической памяти, форм гражданского участия и политизированных активистских молодежных групп. В 2016-2019 годах международный проект «PROMISE. Продвижение молодежного участия и социального включения: возможности и вызовы в контексте межпоколенческих отношений» продолжил исследование молодежного активизма, в том числе среди стигматизированных и маргинализованных групп в Европе и России. В 2020 году сотрудники ЦМИ в рамках проекта «Антикризисный потенциал молодежных политик в России и Европе в эпоху глобальных рисков: национальное воображаемое, патриотизм и социальная вовлеченность» углубились в исследование молодежных политик пяти европейских стран, включая Россию, подготовив масштабный межстрановый сравнительный анализ по макропоказателям положения молодежи. В 2024 году исследования гражданственности и активизма продолжаются: в проекте «Созидательный потенциал самостоятельного проактивного действия населения России: углубленный анализ ключевых кейсов» в рамках межкампусного стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» сотрудники ЦМИ изучают инициативную самостоятельную молодежь, реализующую коммерческие и некоммерческие проекты в различных областях общественной жизни.
Проекты в цифрах
Трансформация гражданского участия
Десять лет исследований гражданского участия молодежи показали, что прежние стратегии «пассивной активности» молодых людей трансформировались в активный поиск новых форм гражданской самореализации на уровне повседневности. Изучая радикально настроенных активистов в проекте MYPLACE: «Память, молодежь, политическое наследие и гражданское участие» (2011-2015) исследователи проанализировали, как в подобных молодежных сообществах на передний план выходят такие «подрывные практики», как антипотребление (DIY-экономика, фриганство, веганство, сквоттинг), деперсонализация производителей активистского знания (использование псевдонимов, анонимизация авторства), бойкотирование, включение в телесные практики (бои без правил). Обнаружение тренда на переход от «глобальных» проектов к «локальным» позволил социологам выделить активистские сообщества «первого» и «второго» поколения: до 2012 года и про-государственные, и оппозиционные гражданские актвисты публично поддерживали или выступали против политических акторов, воспринимали свою деятельность как «работу» для получения собственной выгоды, шли на взаимовыгодный обмен с властными структурами. После 2013 года картина изменилась: гражданский активизм стал образом жизни, демонстративные споры на политические темы отошли на задний план, уступив место неформальным практикам по улучшению жизни в своем районе, сообществе, доме.
Трансформация отношения молодежи к гражданственности особенно заметна при сравнении их взглядов и взглядов их родителей. В проекте «PROMISE. Продвижение молодежного участия и социального включения: возможности и вызовы в контексте межпоколенческих отношений» (2016-2019) исследователи Центра обнаружили, что старшее поколение, несмотря на свои отличия, обучается у младших новым формам гражданского участия, а межпоколенческое взаимодействие оказывается не нисходящей трансляцией норм и ценностей, но взаимным влиянием родителей и детей друг на друга.
Различия представлений о гражданстве двух поколений
Подробнее в статье Н. Нартовой.
Молодежная политика в России
Исследования молодежной политики показали, что в России нет единого мнения среди экспертов в оценках эффективности стратегий работы с молодежью. В рамках проекта «Антикризисный потенциал молодежных политик в России и Европе в эпоху глобальных рисков: национальное воображаемое, патриотизм и социальная вовлеченность» (2020) социологи исследовали позиции сотрудников органов молодежной политики как в центральной части страны, так и в регионах, а также анализировали обширный корпус официальных документов. В итоге были предложены выводы о сильных и слабых сторонах стратегий по работе с молодежью в России, о которых подробнее можно прочитать в буклете и сравнить с выводами о других странах, входящих в выборку исследования.
Взгляды экспертов на будущее молодежи и молодежной политики
«Молодежь — опора государства в будущем»
Дружеский диалог государства и молодежи через традиционные ценности и патриотическое воспитание. Ключевой смысл диалога – гордость за страну.
Преимущественно руководители в государственной власти центральных регионов страны.
«Короткий горизонт планирования»
Миссия по «спасению» молодежи от разнообразных угроз, курс на контроль и регулирование взросления. Особая тревога из-за нелояльной молодежи.
Характерно для руководителей и сотрудников муниципальных органов по молодежной политике в регионах.
«Одна большая декорация»
Диалога с молодежью нет, беспокоит отказ признавать новые приоритеты молодежи. Чрезмерная идеологизация молодежной политики только отвлекает от настоящих проблем.
Свойственно исследователям молодежи и сотрудникам НКО как из центров, так и из регионов.
Подробнее в статье Е. Омельченко и И. Лисовской.
Почему молодежь создает свои гражданские инициативы?
Одной из задач текущего проекта «Созидательный потенциал самостоятельного проактивного действия населения России: углубленный анализ ключевых кейсов» (2024) является интерпретация понимания общественного блага и анализ мотивации молодых инициаторов коммерческих и некоммерческих проектов в Санкт-Петербурге. Сам город становится для молодежи ресурсом для осуществления деятельности: здесь они находят поддерживающее сообщество не только в качестве доброжелательной аудитории, но и в лице откликающейся администрации, широкий круг доступных мероприятий и узких специалистов. Сам статус «культурной столицы» оказывает благоприятное воздействие на развитие их идей, хотя молодые активисты и сталкиваются с бюрократическими сложностями, трудностями в получении грантовой или иной государственной поддержки. Они видят смысл своей деятельности на индивидуальном (малые дела – большие результаты), локальном (развитие города) и глобальном уровнях.
Результаты проекта показывают, что молодежь по-разному понимает «общественное благо», но осознает, что трудится в основном ради него:
- Ради сообщества, создающего безопасное пространство для досуга, обмена опытом и творческого развития;
- Ради улучшения мира, помогая своему сообществу развиваться и самосовершенствоваться, социализироваться вне жестких институций, выходить из-под влияния стереотипов;
- Ради просветительской деятельности, дающей новые смыслы;
- Ради становления равенства – экономического и культурного.
Мотивацией для молодых активистов создавать и вести свои проекты становится сочетание индивидуальных планов на самореализацию (профессиональную, творческую) и производство общественного блага. Многие видят в создании собственного общественного дела свое призвание, некоторые считают это личной потребностью, другие – способом самопомощи.
Омельченко Дмитрий Анатольевич
Центр молодежных исследований: Научный сотрудник
Любые социальные исследования — это критический и аналитический взгляд на окружающий мир – как в поисках общих тенденций, так и внимания к отдельным уникальным случаям и историям жизни человека. Это помогает преодолевать мифы, предубеждения и паники, циркулирующие вокруг событий и новых вызовов современной жизни. Исследования — это не только перспектива, но и ретроспектива, каждый новый проект не позволяет забывать имеющийся опыт, чтобы не повторять ошибки, и нарабатывать новый арсенал открытий, идей и полевых заметок, чтобы быстрее находить, а затем проходить «зеленые коридоры».
В рамках практически каждого реализуемого проекта мы стремимся налаживать коммуникацию с местными органами власти и молодежными организациями – как прогосударственными, так и теми, кто дистанцируется от государственного участия. Не всегда результаты и выводы наших проектов, с которыми мы знакомим читателей в своих статьях, книгах и фильмах, или аудитории, пришедшие на наши презентации, бывают приняты и находят поддержку и понимание. Находясь на рынке молодежных и социальных исследований уже более 15 лет, мы видим, как меняется формат взаимодействия с органами власти и местными администрациями. Все чаще нам удается наладить диалог и найти в их лице поддержку, донести ключевые результаты наших исследований, которые могут помочь в принятии решений, в частности, для развития креативных потенциалов городов и создания более благоприятной среды для реализации карьерных планов и творческих амбиций молодежи. Мы все чаще сталкиваемся с открытым интересом, со стремлением интегрировать интересные идеи и аналитические результаты проектов в конкретные программы работы молодежной направленности, руководители разного уровня и сотрудники городских администраций, учебных заведений и НКО не только охотно идут на контакт и не только дают сами интервью, но и помогают разобраться в процессах функционирования тех или иных структур, найти нужные контакты и эффективно провести запланированные исследовательские работы. Мы со своей стороны все более активно и целенаправленно развиваем направление открытого диалога с разными аудиториями, избавляемся от академического пафоса, делаем более доступными наши идеи и находки, в частности, в рамках расширяющегося в нашем Центре кинопроизводства, публичных семинаров и фестивалей разного масштаба для горожан, используя современные и яркие форматы презентации социологического знания.
Социологическое кино, снятое по результатам проектов
Подробнее в статьях
Исследования поколений
О проектах
Взросление - это одна из важных исследовательских перспектив для Центра молодежных исследований, позволяющая выйти за границы представления о молодости как об автономном жизненном этапе. Исследование поколений в проектах Центра позволяет раздвинуть рамки представления о молодежи как о некой замкнутой на себе группе и увидеть динамику между структурой и агентом. За 15 лет реализации проектов, посвященных поколенческой тематике и взрослению, исследователи ЦМИ перешли от средних «иксов» к «зумерам». Так, в 2009 году в содружестве с Ульяновским научно-исследовательским центром «Регион» был реализован первый проект Центра о поколениях – «Поколение R. Молодежь и экономический спад в сравнительной европейской перспективе», где изучались труд и потребление в представлении ранних миллениалов двух возрастных когорт (20 и 30-летних). А в год 15-летия Центра исследователи реализуют проект на схожую тематику, но в фокусе их внимания уже ранние зумеры, вышедшие на рынок труда (проект «Поколение Z в поисках баланса: условия труда, режимы работы и жизненные ценности в представлениях молодежи и работодателей»). Между этими двумя проектами в Центре молодежных исследований в течении трех лет (2020-2022) проводили масштабный поколенческий анализ взросления молодежи в шести городах России (проект «Взросление российской молодежи в 21 веке: поколенческий анализ»), а также в 2023 году изучали поколенческую идентичность молодых петербуржцев – зумеров и миллениалов (проект «Поколенческая идентичность, жизненные выборы и устойчивость российской молодежи»). Внимание исследователей как к индивидуальным биографиям участников исследования, так и к глобальным трендам, определяющим поколенческую специфику, позволила за все эти годы собрать колоссальный материал о транзициях во взрослость различных поколений современной российской молодежи.
Проекты в цифрах
Две модели взрослости
Идеал-типическая модель жителей больших городов
Для жителей больших городов взрослость представляется как нечто скучное и даже мрачное, поэтому они не намерены становиться «идеальными взрослыми», а хотят оставить в себе ребенка, которого можно будет проявлять в подходящих ситуациях
Индивидуальная модель жителей больших городов
У жителей больших городов есть возможность на самоопределение, рефлексию по поводу своего дальнейшего пути, а, следовательно, и возможность отложить некоторые общепринятые этапы взросления (как, например, брак и рождение детей)
Идеал-типическая модель жителей малых городов
Для жителей малых городов взрослость больше связана с жизнью в соответствии с общепринятыми нормами, законами и ценностями
Индивидуальная модель жителей малых городов
Молодые люди из малых городов могут посвятить время себе и рефлексии о своих желаниях и планах лишь после прохождения основных этапов взросления (ожидаемых от них обществом)
Результаты проектов ЦМИ говорят: взрослость не является монолитом в представлении молодежи, для определения процесса взросления молодые люди используют индивидуальные внутренние маркеры. Независимое взрослое «я» определяется в категориях свободы, ответственности и заботы – ключевых для понимания логики и практики организации повседневной жизни как этапа транзиции во взрослость.
Переход во взрослость редко воспринимается как беспроблемный процесс, его затрудняют как структурные, так и субъективные барьеры. Структурные барьеры перехода во взрослость связаны с переживаемым молодежью социальным неравенством, дисфункциональными социальными институтами, обстоятельствами непреодолимой силы. Данные проекта «Взросление российской молодежи в 21 веке: поколенческий анализ» (2020-2022) показывают, что особую значимость влияние социальных институтов приобретает в малых городах, где молодежь получает некачественное школьное и среднее образование, не имеет хорошей подготовки к ЕГЭ из-за невозможности оплачивать дополнительные курсы, сталкивается с буллингом, а единственным своим успешным сценарием развития видит переезд в другой город для обучения, однако это получается не у всех. Отдельные барьеры стоят перед женщинами, которые из-за ранних браков и деторождений очень долго получают образование и сталкиваются с трудностями при выходе на рынок труда на полный рабочий день.
В свою очередь, субъективные барьеры актуализируют проблемы, связанные с (не)возможностями проявления собственной субъектности молодыми людьми. Один из самых существенных – крепкие связи с семьей, которые затягивают взросление. Для родителей дети рассматриваются в качестве своего собственного проекта, на который не жалко любых вливаний – финансовых, эмоциональных и временных, в результате чего повзрослевшие дети долго не могут выбраться из-под родительской опеки.
Как показывают результаты проекта «Поколенческая идентичность, жизненные выборы и устойчивость российской молодежи» (2023), молодые люди осмысляют себя как поколение, выстраивая наррацию по трем значимым осям:
Утрата
Молодежь позиционирует себя как поколение, лишившееся многих возможностей из-за череды кризисов. Здесь наблюдается когортное различие: если 30-летние рассматривают сложившиеся условия, пусть и неблагоприятные, как толчок к каким-то действиям, то 20-летние уходят в концентрацию на собственной жизни и фокус на настоящем.
Приватизация
Отказ от долгосрочных планов, желание жить в удовольствие здесь и сейчас, ярко проявляющиеся в нарративах 20-летних, говорит о формировании нового поколения, ориентированного на себя и свою жизнь.
Коммуникация
Интенсификация межличностного взаимодействия с близким кругом - еще одна характерная черта молодежи как социального поколения, которое в целом позиционирует себя как открытых и контактных людей, нацеленных на дружественное и признающее другого общение.
Принимая возможности, которые дает турбулентность современного мира, молодежь стремится создать безопасное пространство через обретение финансовой стабильности и построение личных отношений, где можно было бы минимизировать влияние внешнего мира. При этом неопределенность вызывает не только стресс: молодые информанты называют преимуществом своего поколения отсутствие предписанных правил и траекторий, которые были актуальны для старших поколений в СССР.
Для молодых главный инструмент позитивного влияния на собственную жизнь – успешная карьера. Поэтому молодежь:
- отказывается от проекта одной профессии на всю жизнь, бывшего нормой у родительского поколения, стремится к гибкости и приспособляемости в профессиональной сфере,
- ищет аутентичность, самореализацию, «любимое дело» – эмоциональную защиту от реальностей прекарной занятости,
- с одной стороны, подчеркивает важность профессиональной компетенции и финансовой независимости, с другой стороны, выражает потребность в сетях поддержки,
- стремится к самостоятельной экономической занятости (предпринимательство, самозанятость, фриланс), поскольку открытие собственного дела является частью образа современного успешного человека,
- воспринимает мероприятия, направленные на построение успешной карьеры (смена работ, приобретение новых навыков) как составную часть проекта по улучшению себя (среди других элементов, например, работа над физическим и ментальным здоровьем).
Нартова Надежда Андреевна
Центр молодежных исследований: Старший научный сотрудник
Молодое поколение взрослеет по-другому: это не только индивидуализация и пролонгация молодости, это изменение режима переходов между жизненными этапами. Взрослость становится все более субъективной, она даже уже не связывается с какими-то внешними ожиданиями и принуждениями и почти не связывается с традиционными маркерами взрослости 70-х годов. С другой стороны, взрослость начинает мыслиться как некий приговор к стабильности и отсутствию изменений, поэтому даже выходя за хронологические границы молодости, люди продолжают считать себя молодыми. Вообще-то это видно и на других жизненных этапах, что связано не только с увеличением продолжительности жизни, но и с тем, как люди осмысляют себя, свою активность, возможности реализации в других жизненных этапах. То есть молодость как способность к действию, изменению, чему-то новому становится культурной категорией не только жизненного этапа, ее частично сохраняют с собой в более поздних возрастах.
Если в 90-х была волна формирования НКО, инициатив, профессиональных союзов, то сейчас с этим сложнее, и зумеры сосредотачиваются на ближнем круге: заботятся о себе, о друзьях, о семье. Уже миллениалы поставили вопрос о ценности здоровья, о психическом здоровье, о ЗОЖе, и для зумеров здоровье и ментальное благополучие – это ключевая ценность. Мониторинг здоровья - это уже не сверхзадача, это рутина. Но смена поколенческих норм не происходит на разрыв аорты, потому что, знаете, иначе вообще никто ни с кем бы договориться не мог. Например, молодые транслируют ценности здоровья, регулярного мониторинга, ценность удовольствия и так далее. Молодые не хотят быть трудоголиками, просто потому что это приводит к выгоранию, это неэффективно и вообще всего лишь работа. И они ищут баланс, по крайней мере, стараются и ставят такую себе задачу. Но дело в том, что иксы-то тоже не могут уже. Те, которым 45-50, они уже тоже не хотят пахать 24 на 7, и они восприимчивы к этим ценностям, которые задают молодые.
Подытоживая, можно сказать, что у молодежи разных поколений (X, Y, Z) наблюдаются изменения в восприятии времени (от направленности в будущее к фокусировке на настоящем), в жизненных целях (от достижений к саморазвитию и получению удовольствия от жизни), в понимании гражданственности (от публичного профессионального активизма к горизонтальному сетевому участию, гражданству малых дел в рамках своего приватного круга), в отношении к здоровью (от инструментального отношения к вниманию к себе, своему физическому и ментальному здоровью, к рутинизированным заботе и мониторинге). Еще одним трендом является восходящая трансляция норм от младших к старшим.
Подробнее в статьях
Экономическая активность молодежи
О проектах
Труд и потребление стали отдельным фокусом исследований для сотрудников Центра в 2014 году: в рамках проекта «Молодежные солидарности и поколения XXI века: ценность труда и потребления» социологи на первом этапе проанализировали уже накопленные к тому моменту полевые данные, поставив перед ними новые исследовательские вопросы, а на втором провели новые интервью с молодежью. Проект позволил сделать выводы как о возрастных различиях в выстраивании финансовых стратегий, так и о понимании личного успеха для молодых работников с разным типом занятости: в бизнесе, государственном секторе и в личном деле. Для понимания различий в городском и сельском образе экономической активности молодежи исследователи в 2015 году взялись за проект «Работа и потребление в жизни российской молодежи: сравнительный анализ сельского и городского опыта». Интерсекциональный анализ данных, полученных в трех районах Ленинградской области, позволил исследователям снять «территориальные измерения» трудовых биографий молодежи и определить основания для солидаризации или разъединения в пространстве труда и потребления. С 2019 по 2022 год Центр молодежных исследований сосредоточился на исследовании молодежного предпринимательства. Первым был проект о DYI-предпринимательстве, часто являющимся новым воплощением субкультурных практик, вторым – о мастерах и учениках в крафтовой экономике, третьим – исследование стратегий совладания молодых предпринимателей с кризисом, вызванным пандемией, а в завершении цикла социологи обратились к изучению самозанятости молодежи в бьюти-индустрии. Все проекты, посвященные экономической активности молодежи, продолжают и развивают разговор о солидарностях, культурах и поколениях, уделяя внимание и глобальным трендам, и их локальным прочтениям.
Проекты в цифрах
Работающая молодежь: тенденции последних 10 лет
Основной вывод анализа трудовых траекторий молодых людей заключается в том, что ожидания в отношении работы у молодежи выражаются в следующей формуле: работа должна быть интересной/не скучной, хорошо оплачиваться, иметь смысл и при этом оставлять определенную степень свободы. Как исследование труда и потребления у молодежи из разных социальных групп (2014-2015), так и изучение крафтовых предпринимателей в Санкт-Петербурге (2019-2022) показало, что у молодых работников нет установки «работать всю жизнь на одном месте». К 30 годам они могут поменять неоднократно и место работы, и профиль деятельности. Трудовой путь молодежи все реже продиктован полученным образованием (исключение – молодые работники бюджетной сферы). Молодые люди зачастую работают не по специальности, а в некоторых случаях именно работа становится основанием для обучения/переобучения. Сравнивая городскую и сельскую молодежь в рамках проекта «Работа и потребление в жизни российской молодежи: сравнительный анализ сельского и городского опыта» (2015), исследователи сделали вывод, что у сельской молодежи чаще наблюдается инструментальное отношение к работе, когда работа оказывается приравненной к заработку, а не самореализации. При этом и работники бизнеса, и бюджетной сферы, и предприниматели, как в крупном городе, так и в небольшом поселении, зачастую работают не по специальности, но активно осваивают разные области, связанные и не связанные с их основной специализацией. Такой процесс приобретения полезных для работы навыков у молодежи соответствует концепции Lifelong Learning, подразумевающей регулярное обучение ради повышения собственной конкурентоспособности.
Концепт «Portfolioability»
«Portfolioability» - это комплексный термин, развивающий концепт «employability» в отношении российских молодых работников. Он включает в себя две установки в отношении работы: чтобы быть успешными в построении карьер, молодые люди стремятся иметь хорошую практическую подготовку (раннюю профессионализацию в различных сферах), а также высокие показатели своих социальных и человеческих капиталов. Для российской молодежи, занимающейся своим делом или устроенной на стабильную должность, важно контролировать свое портфолио и регулярно его пополнять, расширяя пул своих навыков, круг знакомств и трудовой опыт.
Подробнее в статье Н. Гончаровой, Я. Крупец, Н. Нартовой, Г. Сабировой
Обобщенно карьеры молодых людей можно разделить на 5 типов:
- Традиционная: длительный карьерный путь в рамках одной организации или сферы
- «Меня пока устраивает»: выжидательная стратегия или жизнь сегодняшним днем
- Динамичный рост: частая смена должностей или мест работы
- «Портфель» работ: несколько мест, сфер или должностей
- Бизнес: открытие и развитие собственного дела
Молодежное предпринимательство: результаты четырехлетнего погружения
Молодежное предпринимательство характеризуется активным нетворкингом, размыванием границ между работой и досугом, постоянным присутствием в онлайн-пространстве, включенностью в различные некоммерческие инициативы. Молодые владельцы бизнеса стремятся быть независимыми от государства, увеличивать дистанцию между ним и своим делом, но отмечают его важность в создании условий для работы – так называемых «правил игры».
Смыслы предпринимательства для молодежи связаны не только с экономической составляющей (свое дело как бизнес), но и с личными интересами и ценностными установками (свое дело как стиль жизни, творческое самовыражение, самореализация). Как показали результаты проекта «Пережить трудные времена и сохранить бизнес: стратегии совладания с кризисом молодых предпринимателей Санкт-Петербурга» (2021), эти смыслы перекликаются с целями, которые ставят молодые предприниматели: достижение успешности, показателем которой является получение прибыли, создание комьюнити вокруг своего дела, профессиональное становление.
Бизнес не дается молодежи легко: он не повышает финансовую стабильность, не позволяет планировать что-то далеко вперед, требует высокой степени вовлеченности, интенсивной занятости. Однако все это компенсируется удовольствием и удовлетворением от работы, пониманием, что они занимаются тем, что им нравится (проект «Молодежное предпринимательство: между субкультурными DIY-практиками и новыми формами гражданственности», 2019). При этом молодым предпринимателям важен и негативный опыт. Они продолжают экспериментировать и учатся на ошибках.
Стратегии крафтовых предпринимателей в преодолении кризиса COVID-19
«Сыграть на опережение»
Переориентация или подготовка бизнеса к трудностям благодаря исключительному знанию, полученному благодаря высокому социальному капиталу
«Поставить на паузу»
Приостановка работы, но не «складывание лапок»
«Замедление» не только как вынужденная мера, но и как самопомощь в условиях повышенного стресса
«Работа на будущее»
Переориентация характера работы с «ограниченного настоящего» на будущее (производство «впрок», наращивание социального капитала)
«Управление стрессом»
Ориентирована на сохранение себя, но укрепляет и бизнес
Использование типичных практик восстановления (психотерапия, йога, медитации) и связанных с собственным делом (крафтовая деятельность)
Подробнее в статье А. Майбороды, Я. Крупец, Ю. Епановой.
Крупец Яна Николаевна
Центр молодежных исследований: Заместитель директора центра
Поскольку мы реализуем в том числе поколенческий и межпоколенческий подход, нельзя говорить о какой-то одной молодежи на рынке труда. Мы можем говорить о разных группах. В частности, это поколение Y, которое мы изучали в 2014-2015 году, сейчас мы больше сфокусировались на поколении Z. Например, мы видим постепенную нормализацию прекарности от поколения Х к поколению Z. Последние сегодня не проблематизируют прекарность, для них это нормальная ситуация. Они, скорее, думают о собственной, индивидуальной устойчивости на рынке в целом, а не о стабильной занятости в компании или еще чем-то. Другая достаточно важная тенденция – поиск дела, которое будет приносить удовольствие. Если у поколения Y это больше, наверное, про самореализацию, у поколения Z – про гедонизм и комфорт на рабочем месте. То есть они не будут гнаться за переработками, сверхденьгами или еще чем-то, а будут искать работу, на которой им будет комфортно. Ну, по крайней мере, у нас сейчас есть такая гипотеза в исследовании, и, возможно, она подтвердится.
Еще для молодежи на рынке труда сегодня характерна достаточно высокая мобильность. В сравнении с более старшими поколениями они легко и быстро меняют работу, и в этом смысле для них это, опять же, обретение собственной устойчивости как экономического игрока на рынке труда. Также многие говорят про soft-скиллы, которые сегодня очень востребованы и тоже позволяют быть более устойчивыми. Да, еще мы знаем, что идеология самопредпринимателя, она достаточно сильно инкорпорирована молодежью. Это о том, что человек сам за себя отвечает и должен научиться продавать себя на рынке. И это такой индивидуалистский подход, с одной стороны. С другой стороны, это постоянная попытка себя развивать. На ценностном уровне самая популярная идея – ты сам в ответе за свой успех. Но это не значит, что молодежи не нужна стабильность. Она нужна, более того, если мы сравниваем городскую и сельскую или молодежь крупных городов и малых городов, в малых городах и в сельской местности гораздо выше запрос на стабильность, чем в мегаполисах. Но мы можем говорить о том, что эта стабильность, она не привязана к одному рабочему месту. Скорее, эту стабильность они пытаются в целом получить в этой жизни, и часто она связана с уровнем дохода, например.
Подробнее в статьях
Молодежь и миграция
О проектах
Изучение миграции как отдельный исследовательский интерес выделилось в Центре молодежных исследований не так давно. Впервые полностью сосредоточенным на исследовании мобильности молодежи стал трехгодичный проект «Выбор жизненных стратегий талантливой молодежью и ее роль в повышении конкурентоспособности российских регионов как ответ на глобальные вызовы "утечки мозгов"» (2021-2023). Проект был поддержан грантом Российского научного фонда и охватывал 6 городов Северо-Западного региона России. Хотя социологи и были сосредоточены на миграционных планах молодежи, в задачи исследования входила также оценка городской среды как пространства, способного предложить что-то для самореализации молодых людей. Поэтому отдельным интересным открытием этого проекта стало изучение креативных пространств, создающим свою территорию для солидарностей, крафтовых бизнес-проектов и агентного поведения молодежи.
Другие два проекта, посвященные молодежным миграциям, реализуются совместно с Казанским федеральным университетом в рамках Зеркальных лабораторий. В 2021-2023 годах исследователи с привлечением студентов с помощью Ярмарки проектов изучали сценарии социального включения региональной молодежи в условиях образовательной миграции, а в 2024-2026 годах продолжают начатое, исследуя уже миграцию студентов из небольших городов и сел в мегаполисы. Эти проекты не только развивают сотрудничество с казанскими коллегами, но и расширяют возможности молодых исследований: благодаря Зеркальным лабораториям проводятся студенческие экспедиции, научные стажировки, реализуется проектная деятельность бакалавров и магистрантов, а также проводится новая дисциплина – «Молодежь и миграция».
Исследование связи молодежи и города продолжается в новом проекте, поддержанном грантом РНФ, «Устойчивость и креативный потенциал молодежи Северо-Кавказского региона в контексте образовательной и трудовой миграции». Сочетание акцентов на творческих проектах молодежи, культурных сценах, локальности и городских идентичностях формируют новый исследовательский подход к вопросам молодежной миграции в социологии.
Проекты в цифрах
Молодежь и миграция: значимость локального на фоне глобальных вызовов
Миграционные планы оказываются встроены в контексты жизненных стратегий молодежи, важной частью которых являются разнообразные способы и пути формирования региональной идентичности. Как показывают результаты проекта «Выбор жизненных стратегий талантливой молодежью и ее роль в повышении конкурентоспособности российских регионов как ответ на глобальные вызовы "утечки мозгов"» (2021-2023), молодежь по-разному интерпретирует свою принадлежность к городу (через географические, исторические или культурные особенности). Особые чувства к нему как к значимому месту, дому, играют важную роль в их планах остаться. Эмоциональная связь с местом, будь то его социальное или географическое измерение, также определяет понятие «патриотизма» для молодежи. В то же время физическое присутствие человека на территории страны не делает его «патриотом» автоматически в интерпретациях молодежи, а его отъезд не отнимает права называть себя таковым. Главное для молодежи – это то, какой вклад вносится в развитие страны или города, к которым человек чувствует принадлежность.
Локальные идентичности молодежи Северо-Запада
Европейская
Историческое и культурное наследие европейских стран, требования к развитию городской среды, восприимчивость к европейским ценностям
Трансграничная
Особый режим пограничного соседства, обширный опыт зарубежных поездок, открытость к изменениям и толерантность
Этническая
Генетическая связь с этническими предками, знание истории и культуры, использование языка и традиций
Городская
Активная гражданская позиция, включенность в деятельность по улучшению городской среды
Северная
Эмоциональная привязанность, когнитивная связанность личных качеств со способностью преодолевать вызовы жизни на Севере
Миграционные намерения у студентов шести городов исследования скорее схожи, чем различаются. Большинство планирует остаться в городах обучения, миграционные цели же чаще всего оказываются связаны с карьерными планами. Интересно, что и жизненные цели у молодежи оказываются похожими по Северо-Западу: в топе интересная работа, здоровье и возможность путешествовать. Тем не менее между теми, кто планирует уехать из города обучения в другие регионы и страны, и теми, кто хочет остаться, есть различия.
Различия в жизненных целях
Креативные пространства как места притяжения для молодежи
Большие возможности для включения молодежи в пространство города предоставляют современные креативные пространства. Такие площадки создают новые формы досуга, помогают в развитии городских сообществ, поддерживают локальные идентичности, создают самобытный имидж региона. Они могут быть организованы «сверху» – благодаря муниципальному бюджету, грантам, быть поддержанными местными властями, транслировать образовательные и экспертные мероприятия для широкой аудитории. А могут быть созданы «снизу» - за счет разнообразных финансовых моделей инициативной молодежи, быть скорее «пространством для своих», а также отстаивать свою независимость и самостоятельность.
В рамках проекта «Выбор жизненных стратегий талантливой молодежью и ее роль в повышении конкурентоспособности российских регионов как ответ на глобальные вызовы "утечки мозгов"» (2021-2023) исследователи изучили 11 креативных пространств в разных городах Северо-Запада. Все они так или иначе создавали условия для самореализации талантливой молодежи, солидаризации и включения в городскую жизнь.
Калининград Замок Инстербург |
Псков Лофт |
Сыктывкар Револьт-центр |
Петрозаводск Agriculture Синий коридор CreatePtz Двор |
Мурманск Fridaymilk Центр современного искусства «21а» |
Архангельск Песочница Roomi Restaurant |
Подробнее в статье Е. Кузинер, Д. Петруниной.
Сценарии социального включения
Как показывают результаты проекта «Сценарии социального включения региональной молодежи в условиях образовательной миграции» (2021-2023), молодежь по-разному справляется с адаптацией к новому месту, когда поступает учиться в пока еще чужой город. Исследователи выделили шесть сценариев социального включения иногородних студентов.
Включение как приключение
Этот сценарий демонстрирует быстрое погружение в университетскую жизнь и прохождение этого пути как приключения, в котором студенты выступают героями, преодолевающими трудности (здесь одиночество может выступать и проблемой, и ресурсом). Характерен для студентов Санкт-Петербурга.
Приключения: найти жизнь за МКАДом
В данном сценарии студенты из Москвы и Санкт-Петербурга приезжают в Казань как в сказочный город, который помогает им выйти из зоны комфорта и изучить себя и город. Здесь одиночество является сознательным выбором, который становится ресурсом для накопления опыта и смены темпорального режима.
Осознанная полезность: сценарий гражданства заботы
В этом сценарии студенты демонстрируют борьбу за право на город через продвижение какой-то инициативы или своей деятельности, которая полезна городу. Здесь у студентов не сделан акцент на одиночестве, поскольку оно может быть лишь незначительным препятствием на пути к достижению цели.
Драма включения: длительный поиск своих (Санкт-Петербург)
Молодежь стремится найти свое место в городе с большим количеством активностей, и этот процесс занимает длительное время, прежде чем студенты найдут «своих» людей. Одиночество при этом проживается интенсивно, как изоляция и исключение.
Драма непризнанности (Казань)
Такой сценарий характерен для студентов магистратуры, которые поступили в нее с опытом бакалавриата в другом вузе. Они стремятся встроиться в город в поисках впечатлений, потому что внутри вуза у них возникает чувство недооцененности. Однако отношения с городом также складываются с трудом, и одиночество в этом случае выражается в исключенности из пространств университета и города.
Стратегический сценарий: тусовкам — нет, карьере — да
Исходя из названия сценария, уже можно выделить, что ключевым интересом для студентов выступает стратегическое использование пространства города и университета для монетизации опыта. Одиночество в данном сценарии, с одной стороны, является ресурсом, а с другой, тормозом, который мешает получить больше выгоды.
Кузинер Евгения Николаевна
Центр молодежных исследований: Младший научный сотрудник
Если мы говорим про РНФ, то этот проект, мне кажется, уникален и важен тем, что мы изучали не то, почему уезжает молодежь, а то, почему они остаются. Почему талантливая, креативная молодежь выбирает оставаться в своем регионе, работать, творить, создавать, созидать что-то новое. И мы выяснили, что помимо каких-то очевидных экономических причин, для молодежи, которая выбирает оставаться, значение играют тесные социальные связи, и также такие понятия, как чувство дома, локальная идентичность. Многие говорили, что для них важно делать что-то «дома» - в своем родном городе, регионе.
Даже для тех, кто имел опыт внутренней миграции, оказывается важным сохранять свою идентичность. Для меня открытием стало наличие локальных проектов, связанных с обыгрыванием своей идентичности. Например, в Мурманске есть хэштег «На севере – жить!», в Сыктывкаре есть молодые предприниматели, которые пытаются сохранить местный коми-язык, придать ему какую-то даже привлекательность и новизну для молодежи, создавая, например, какую-то современную одежду с надписями на коми-языке или играя рок на коми-языке.
И отдельно такая важная штука, что в этом проекте мы открыли для себя такое интересное направление, как исследование региональных креативных пространств. В городах-миллионниках они достаточно развиты, и в исследованиях очень большое внимание уделяется именно им. При этом очень редко исследователи обращают внимание на креативные пространства в городах поменьше. И вот мы для себя открыли, что и в них все достаточно в этом плане развито, очень интересно, разнообразно. Собрали достаточно богатый материал, и, я надеюсь, продолжим исследовать креативный потенциал молодежи в разных городах.
Лисовская Ирина Викторовна
Центр молодежных исследований: Научный сотрудник
Несмотря на то, что исследования студентов часто критикуются как доступное поле и легкий ресурс, на самом деле, исследовать студентов очень важно, потому что это текущая молодежь и это тренды поколения. В «Зеркальных лабораториях» мы исследуем студенчество, которое вовсе не гомогенно: в том числе это люди из разных регионов, ведь современный город притягивает молодежь. А молодежь, в свою очередь, его развивает. Чтобы стать городом будущего, городом, где много инноваций, много креативных пространств, нужно постоянно привлекать молодежь в университеты из регионов. Но это порождает другую проблему – дефицит молодых креативных людей в регионах-донорах.
Многие миграционные исследования сфокусированы на том, почему молодежь уезжает (это push-pull факторы), наша же фишка – исследование того, как молодежь в определенный период справляется с трудностями переезда. У нас не лонгитюдное исследование, но мы смотрим и первокурсников - как они встраиваются и с какими проблемами сталкиваются, и старшекурсников - адаптировались они или еще нет. Также мы исследуем траекторию молодежи, которая переезжает в крупные города из небольших городов и сел. Это важно, потому что исследование отвечает на вопрос: как университетам создавать такую экосистему, чтобы молодежи было интересно, чтобы молодежь чувствовала себя комфортно. И, во-вторых, чтобы молодежь могла выходить в город, встраиваться и включаться в городские организации, в том числе креативные, находить успешные места работы и главное – реализовывать свой потенциал.
Социологическое кино, снятое по результатам проектов
Подробнее в статьях
Тюремные исследования
О проектах
Исследования тюремного заключения в контексте биографии и жизненного опыта молодых людей, а также памяти о советской системе исполнения наказаний у представителей различных поколений стали яркими и запоминающимися проектами Центра молодежных исследований. Диптих «Возвращение: постпенитенциарный опыт молодых женщин, бывших в заключении» и «Около тюрьмы: идентичность и повседневность родственниц заключенных» реализовывался в течение четырех лет (2010-2013) в четырех городах России. В этих проектах изучались вопросы включения бывших заключенных в социальную среду, их адаптационные механизмы, солидарности и сети поддержки, стигматизация в среде заключения и за ее пределами, а также сама трансформация повседневности в тюрьме. В фокусе исследователей были не только бывшие заключенные, но и их семьи, а гендерный аспект проектов, подразумевающий изучение именно женского опыта, позволил расширить представления о трансформации феминности, сталкивающейся с вызовами заключения.
Другой крупный проект о тюрьмах был реализован совместно с международными партнерами из Великобритании и Казахстана и был посвящен сравнительному исследованию памяти о советских пенитенциарных системах в России и Казахстане. Проект «В тени ГУЛага: производство, потребление и восприятие тюрем в бывшем Советском Союзе» был реализован в 2019-2021 году в четырех российских городах и двух городах Казахстана и фокусировался на культурных репрезентациях наказания в музеях памяти о ГУЛАГ, в СМИ и тюремном туризме. Изучение музеев памяти позволило по-новому взглянуть на форматы диалоговых пространств, где формируются солидарности, организуется межпоколенческая преемственность, создается общая память о трагическом прошлом.
Проекты в цифрах
Осмысление тюрьмы в картине жизненного мира
Результаты проектов, посвященных женскому тюремному опыту, показали, что «выход» из колонии – это не переключение тумблера с «заключенной жизни» на «жизнь свободную». В ходе реализации проектов «Возвращение: постпенитенциарный опыт молодых женщин, бывших в заключении» и «Около тюрьмы: идентичность и повседневность родственниц заключенных» реализовывался в течение трех лет (2010-2013) исследователи отмечали, как тюремная жизнь по инерции продолжается в повседневной жизни бывших заключенных, и анализировали способы, которыми женщины возвращают себе свою прежнюю темпоральность (обращение с личным временем и его восприятием), телесность (право на женственность, стертую в колониях), а также выстраивали заново доверительные отношения с родственниками. Нередко им в этом помогало встраивание себя в конвенциональные требования возраста и гендера: замужество, рождение ребенка, получение документа об образовании, выстраивание «нормальных» потребительских практик – все это позволяет женщине создать личный позитивный биографический проект вопреки своему прошлому.
Анализ жизненных историй молодых женщин, являющихся заочными партнершами для отбывающих наказание мужчин, показал, какое значение имеет поддержка и забота семьи в реабилитационных процессах заключенных. Партнерши выстраивают мост между «реальным» и «тюремным» миром, становясь «социальными агентами помощи», часто беря на себя функции государства как по обеспечению материальных нужд заключенных (нередко в формате решения вопросов, связанных со здоровьем), так и по ресоциализации, возвращению в «нормальную» жизнь. Самих же «заочных» партнерш заключенных редко кто поддерживает, несмотря на их труд, им приходится разделять стигму осужденного вместе со своим избранным. Понимают их только другие такие же женщины, поддерживающие своих мужей и организующие сети «женского братства».
Память о местах заключения
Проект «В тени ГУЛага: производство, потребление и восприятие тюрем в бывшем Советском Союзе» (2019-2021) показал, как люди разных возрастных когорт в разных городах России и Казахстана воспринимают тюремную историю, часто непосредственно связанную с развитием исследуемых территорий. Исследователи выяснили, как по-разному могут выглядеть музеи памяти, рассказывая иногда языком современного искусства, а иногда кропотливым воссозданием исторических реплик об одновременно глобально похожих и локально различающихся событиях прошлого. И возраст людей, воспринимающих эти истории, и места их проживания по-своему влияли на суждения о смыслах музеев памяти в современном пространстве российских городов.
Поколенческая разница в восприятии музеев памяти в городах России
Исследование показало, что посещение музеев истории ГУЛАГа создает условия для выстраивания межпоколенческого и транслокального диалога о памяти. На входе посетители разных возрастных групп обладали отличающимся уровнем знаний о репрессиях в истории Советского Союза, но на выходе говорили о новом опыте, структурирующем их представления.
ГУЛАГ в музее: модификация смыслов
- Экспозиция помогала выстроить хронологию событий;
- Приходило осознание неоправданной (неожиданной и немыслимой) жестокости, масштабности репрессий;
- Инсталляции давали новый телесный опыт – ощущение нового, ранее неизведанного пространства;
- Музеи расширяли представления о городе и регионе: «это было здесь»;
- После экскурсий ощущалась «тень ГУЛАГа» - осознавалось влияние прошлого на настоящее;
- Открывались новые стороны ГУЛАГа: не только заключение, но и культура, искусство, быт.
Посещение музеев памяти побуждало участников исследования любой возрастной когорты и из любой локации к действию: обсуждать, популяризировать, возвращаться и пересматривать, обновлять свою память о прошлом. При этом в таких городах, как Ухта, Томск, Долинка, Акмол посетители музеев выражали благодарность заключенным прошлого за созданную ими инфраструктуру, за проделанный ими труд, хоть и вынужденный, но ценный. В Москве же вопрос об отношении к ГУЛАГу ставили более остро, поднимая также темы о политических режимах прошлого.
Лисовская Ирина Викторовна
Центр молодежных исследований: Научный сотрудник
Молодые люди из городов, в которых было много лагерей в Советское время, могли совсем ничего не знать о ГУЛАГе. Наиболее информированную об истории политических заключений молодежь мы встретили на фокус-группах в Москве и Санкт-Петербурге. Основные источники информации о ГУЛАГе для них — это семейная история и литература. Они называли нам действительно серьезные книги, могли даже их цитировать. Но были и те, кто вовсе не мог сказать, что такое «ГУЛАГ». Кстати говоря, у бывших заключенных, принявших участие в исследовании, также могло не быть четкого представления об этом периоде истории. Некоторые, например, говорили о ГУЛАГе как о тюрьмах, построенных еще в царскую эпоху. А в Ухте, где вся инфраструктура города создавалась заключенными ГУЛАГ, нынешние бывшие заключенные могли об этом не знать.
Интересно также получалось в Акмоле, небольшом поселке в Казахстане, где находится мемориальный комплекс АЛЖИР. Там участники фокус-групп тоже особенно не знали историю ГУЛАГ, но при этом рассказывали легенды о призраках, о «мамочках» на кладбище. И нельзя сказать, что это не способ сохранения памяти – именно через мифологию, местные легенды молодежь продолжает помнить о ГУЛАГе, пускай это и не официальная история. Любопытно, как трансформируются значения мемориальных мест. Музей АЛЖИР с его монументальной аркой в виде женского головного убора сейчас для молодежи является местом встреч, частью туристической программы и даже обязательной точкой свадебного маршрута.
Во всех музеях по-разному выстроен диалог о памяти. В каждом свои акценты, свой способ донесения информации. Где-то через современные инсталляции, где-то через театральность, где-то через аутентичность: в Томске, например, на фоне непрерывно звучит постукивание кирки о камень, и ты очень проникаешься местной атмосферой. Диорамы, письма, предметы быта, и, конечно, специфические нарративы для каждого гида – все это создает свой образ прошлого для современного зрителя и свой способ поговорить о нем.
Социологическое кино, снятое по результатам проектов
Подробнее в статьях
Исследования телесности
О проектах
Центр молодежных исследований в 2011-2015 годах посвятил три проекта изучению телесности: «Между дисциплиной и экспериментом: телесные режимы молодежи в повседневной жизни в современных российских социо-экономических условиях» (2011-2012), «Размер имеет значение»: стратегии контроля и управления телом в среде городской молодежи» (2013) и «Возраст в работе»: конструирование возраста девушками и молодыми женщинами» (2014-2015).
Каждый из этих проектов был направлен на изучение того, как молодыми людьми конструируется и интерпретируется понимание различных аспектов своей телесной субъектности. Так, проект «Между дисциплиной и экспериментом…» (2011-2012) был направлен на анализ телесных режимов среди молодежи Санкт-Петербурга и реконструирование тех образов тела, которые формируются в этой среде.
Следующий проект - «Размер имеет значение»… (2013) был нацелен на изучение стратегий контроля и управления собственным телом и внешностью молодежью Санкт-Петербурга. Были рассмотрены представления и идеалы молодых Петербуржцев о собственном теле, их практики и интерпретации собственной «работы над телом». Такой аспект нашего тела, как возраст, анализировался в рамках проекта «Возраст в работе…» (2014-2015), результаты которого позволяют понять функционирование возрастных категорий и их интерпретаций и репрезентаций среди молодых девушек.
Проекты в цифрах
«Тело» как часть дискурса
Результаты проектов о телесности показывают, каким образом дискурсивно конструируется телесность молодежи в медиа, а также выявляют различные аспекты телесности молодежи. Так, нормативное молодое тело, конструируемое в российских медиа, определяется посредством категорий красоты, сексуальности, риска, здоровья. «Молодое тело» репрезентируется как неконтролируемое, социально некомпетентное, тогда как «взрослость» как раз предполагает наличие социальных компетенций. Дискурс о молодежных телах формируется как властными субъектами, так и экспертами. Сам нормативный дискурс, определяющий «правильные» - спортивные - и «неправильные» - субкультурные - тела молодежи, выстраивается без ее участия. Часть же молодых людей, например, рабочая молодежь, и вовсе выпадает из публичной репрезентации.
Сама же молодежь в своих потребительских и повседневных уходовых практиках выстраивает себя и свою телесную репрезентацию как независимую историю. Например, через совместные практики потребления одежды, связанные с внешней репрезентацией себя, молодежь выстраивает собственную поколенческую идентичность, отделяя себя тем самым от более взрослого поколения. Важным проявлением телесной субъектности у молодых людей выступает их сексуальный дебют, который осмыслялся ими в категориях личного выбора и чувственности, а не репродуктивного поведения.
Нормы тела среди молодежи
Нормативная «худоба»
«Худоба» является ключевым желаемым телесным «размером» для молодежи и подтверждается внешними оценками
Телесное беспокойство
Весорефлексивная культура, принуждая к постоянному оцениванию и мониторингу, вменяет молодым людям беспокойство относительно собственных размера и формы тела. Основным страхом выступает «полнота»
Гендерная специфика
Для молодых девушек красота – это капитал, который можно культивировать, трансформируя его в том числе в экономические блага. В то же время для молодых мужчин наличие красоты не является обязательным. Мужская красота конструировалась через противопоставление «феминному»
Тело и взросление
Проект «Возраст в работе»: конструирование возраста девушками и молодыми женщинами» (2014-2015) показал, как женщины воспринимают взросление через призму своей телесности. В публичном дискурсе молодость задает канон относительно внешней репрезентации, тогда как маркеры старения стигматизируются. При этом для самой молодежи молодость может восприниматься как период уязвимости, а более желаемым статусом выступает взрослость. Ее обретение происходит и через телесность.
Так, молодые девушки (15-20 лет) воспринимают взрослость как цель, к которой они стремились для обретения большей субъектности. Взросление у информанток сопровождается освоением социальных компетенций, в том числе практик ухода за собой, практик самопрезентации. Для молодых же женщин (30-35 лет) характерно конструирование у себя зрелой красоты, «взрослой молодости», привлекательности и сексуальности, которые с возрастом они научились в большей степени подчеркивать. Практики ухода за собой становятся для них значимой инвестицией.
Ариф Эльвира Маратовна
Социолог и психолог, участник проектов ЦМИ о телесности
Телесность, с одной стороны, очень сильно задается социальной структурой. С другой, есть свобода индивидуального выбора. Этот индивидуальный компонент - каждый тем или иным образом - соотносит с существующими нормами, правилами, институциями, на основании чего совершает действия, которые, в свою очередь, могут приводить к разным последствиям и результатам. Они же зависят от того, в каком сообществе это происходит, в каком городе, в какой стране, в конце концов, в какой исторический момент. В фокусе внимания социологии молодежи и гендерной социологии так или иначе оказываются различия. То, как они конструируются, вос/создаются, как поддерживаются, какие вокруг этого выстраиваются иерархии. И в этом плане обращение к телесности, особенно в определенных темах, позволяет ясно увидеть, как работают эти различия, как они поддерживаются снаружи и изнутри.
Подробнее в статьях
Студенческие экспедиции
Студенческие экспедиции – это краткосрочные исследовательские поездки студентов под руководством сотрудников Центра молодежных исследований в самые разнообразные локации. Во время экспедиции студенты учатся выполнять социологические исследования полного цикла: от разработки инструмента и составления выборки через интенсивную полевую работу до написания полноценных аналитических отчетов.
Студенческие экспедиции реализуются в рамках программы «Открываем Россию заново». Центр молодежных исследований с 2019 года провел уже пять таких поездок для студентов-социологов с бакалаврских и магистерских программ.
В каких экспедициях были студенты с ЦМИ?
-
2019. Молодежь и устойчивое развитие: опыт Финляндии
Студенты магистерской программы «Современный социальный анализ» в ходе четырехдневной поездки знакомились исследовательскими центрами Финляндии, молодежными организациями, а также сотрудниками университета Хельсинки
-
2019. Воркута – «столица мира»? Молодежь города в поисках локальной идентичности
Студенты бакалавриата и магистратуры социологических и исторических образовательных программ изучали молодежные сцены Воркуты, маркеры городской идентичности и воркутинскую повседневность
-
2019. Открывая молодежные культуры Приморского края
Студенты трех образовательных программ (социологи, политологи, историки) анализировали общественные пространства Владивостока, локальный патриотизм, проявление современного искусства в ландшафте города
-
2022. Казань глазами приезжей молодежи – пути социального включения в жизнь мегаполиса
Бакалавры-социологи и историки, а также магистранты программы «Современный социальный анализ» исследовали, как студенты Казани воспринимают свой город, какие места позволяют им интегрироваться в его жизнь, а также то, какой образ Казани воспроизводит в своих нарративах иногородняя студенческая молодежь
-
2024. Креативная Кострома: городские пространства, молодежные сцены и солидарности
Бакалавры и магистранты социологических программ погрузились в жизнь костромских креативных сообществ, анализируя местные молодежные сцены и солидарности в пространстве творческого воображения и самореализации
Студенческие экспедиции в цифрах
В рамках экспедиций с сотрудниками Центра молодежных исследований студенты погружаются в тонкости полевой работы, близко и подробно изучают качественную методологию социологических исследований и собирают уникальный эмпирический материал
Путешествие продолжается
15 лет проектной деятельности не становятся только историей: текущие проекты Центра молодежных исследований продолжают развитие уникального подхода к изучению молодежи. В каждом фундаментальном и прикладном исследовании отражаются главные постулаты нашего способа понимания молодого поколения: сочетание глобального и локального, взгляд на молодежь как на деятельного агента, акцент на солидарностях и созидательной деятельности исследуемых групп. Наблюдая, как сменяются поколения, как взрослеют наши информанты, мы находим и предугадываем тренды, определяющие общее будущее.
Молодежь – это не просто социальная группа, это создатели настоящего во всем его разнообразии. В Центре молодежных исследований мы верим, что качественный подход к получению социологического знания позволяет увидеть истинные смыслы, иногда еще скрытые и только формирующиеся, но благодаря уникальному научному коллективу выявляемые и обсуждаемые во множестве освоенных в ЦМИ научных жанров.
В честь 15-летия Центра молодежных исследований мы проводим шестую конференцию, посвященную агентности и устойчивости молодежи в эпоху новых глобальных вызовов. Чтобы узнать больше о результатах наших исследований и отпраздновать с нами очередной юбилей ЦМИ приходите 31 – 1 ноября 2024 года и оставайтесь на связи с Центром молодежных исследований!
Составители лонгрида
Центр молодежных исследований: Младший научный сотрудник
Центр молодежных исследований: Младший научный сотрудник
Центр молодежных исследований: Стажер-исследователь
Составители данных для разделов
Оставайтесь с нами на связи
Сотрудники Центра молодежных исследований
Майоров Владислав Евгеньевич
Центр молодежных исследований: Стажер-исследователь