• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Социологи Питерской Вышки изучили карьерные предпочтения молодежи в городах Северо-Западного федерального округа

Центр молодежных исследований представил данные о молодежи, которая учится в городах Северо-Западного федерального округа. Главной жизненной ценностью почти у 50 % опрошенных студентов была работа, которая приносит удовольствие. Рассказываем, какие сферы вызвали наибольший интерес у молодежи.

Социологи Питерской Вышки изучили карьерные предпочтения молодежи в городах Северо-Западного федерального округа

iStock

Сначала о самом проекте

Центр молодежных исследований изучает жизненные стратегии талантливой молодежи Северо-Западного федерального округа и утечку мозгов с 2021 года. Это исследование выиграло грант Российского научного фонда. Социологи сфокусировались на талантах из шести городов — Калининграда, Пскова, Петрозаводска, Сыктывкара, Мурманска и Архангельска. Глубинные интервью состоялись во всех шести городах, а опросы — в пяти, за исключением Мурманска. В опросах участвовали студенты шести крупных вузов: КГТУ и БФУ имени Иммануила Канта в Калининграде, ПетрГУ — в Петрозаводске, ПсковГУ — в Пскове, САФУ — в Архангельске и СГУ — в Сыктывкаре.

Социологи собрали и обработали 2500 опросных анкет, по 500 в каждом городе. Более 67 % участников опроса сейчас учатся в бакалавриате, около 18 % — в специалитете, ровно 15 % — в магистратуре. При этом значительная доля опрошенных изучала в университете инженерное дело, общественные науки или педагогику. Чуть меньше было тех, кто занимался медициной, естественными, техническими или гуманитарными науками.

За новостями о проекте можно следить на сайте Центра молодежных исследований.

Теперь коротко о молодежи и работе

Работа по найму — все еще самый популярный вид занятости среди опрошенных из пяти городов. Его выбирали 44 % участников опроса, чаще — те, кто живет в Петрозаводске и Сыктывкаре. В этих двух городах доли респондентов, выбравших традиционную карьерную траекторию, на 14 % больше, чем желающих открыть свой бизнес. Но интерес к самозанятости и собственному делу в пяти городах исследования тоже очень большой — всего на 4 % меньше, чем к найму. Чаще всего об открытии собственного дела говорили респонденты из Калининграда — в этом городе разрыв между желающими работать по найму и открыть собственное дело составил около 11 % в пользу самозанятости.

К самозанятости и предпринимательству больше стремятся те студенты, которые имеют миграционные планы и хотят уехать из города обучения, когда получат образование. Таких — 49 % среди всех опрошенных. Социологи предположили, что эти учащиеся чаще видят последствия своих решений в позитивном ключе и больше готовы к риску. 

Самыми популярными направлениями в найме среди опрошенных оказались медицина и образование. Их называли 17 % и 15 % соответственно. При этом в образовании желающих работать по найму больше среди тех, кто планирует остаться в городах обучения. А вот в сфере медицины все наоборот: планирующих работать по найму больше среди тех, кто имеет миграционные планы. Кроме этих двух сфер, можно обозначить еще несколько популярных направлений: 7 % опрошенных хотят работать по найму в сфере IT, около 6 % — в энергетике, а 5 % — в органах власти. Больше всего найм в IT интересует студентов из Калининграда, эту сферу выбрали 18 % респондентов. Однако доли желающих трудоустроиться по IT-направлению в Калининграде и уехать работать в этой сфере в другие города равны.

В предпринимательстве самым популярным направлением тоже оказалось образование. Его называли почти 10 % опрошенных. Чаще всего об образовательных стартапах задумывались студенты в Архангельске. 

6 % опрошенных поделились, что им хотелось бы открыть свое дело в области культуры и искусства. При этом работа по найму в сфере искусства вызывала более низкий интерес. Схожая ситуация и с индустрией красоты: почти 7 % задумывались о предпринимательстве, но в найме эта сфера оказалась одной из самых непривлекательных.

Наталья Чернышева, младший научный сотрудник Центра молодежных исследований

Соловьева Наталья Сергеевна

Для молодых предпринимателей развитие в сфере креативных индустрий имеет более низкий порог входа. Они сами — активные потребители крафта и бьюти-услуг, поэтому им легче представить, как начать бизнес в этом направлении. Кроме того, в креативных сферах молодежь может успешно использовать свои творческие навыки и монетизировать хобби, а это дает чувство самореализации. В 2023 году ЦМИ как раз начнет изучать поколенческие особенности в выборе предпринимательства или найма — так что мы еще углубимся в эту тему.

Сказать о том, в каких городах молодежь оказалась более творческой, — невозможно. Везде мы встречали талантливых ребят, которые делают что-то интересное. В одних городах молодежь обращается к истории своих мест и дает им новое осмысление: реконструирует тевтонский замок в Калининграде, реставрирует ветряную мельницу и развивает туризм в Архангельской области. В других мы наблюдали, как рефлексия насчет собственной идентичности порождает креативные пространства: «Револьт-центр» с дискуссионной площадкой в Сыктывкаре, фестивали современного искусства с независимыми кураторами Fridaymilk в Мурманске и Мурманской области. В каждом городе мы находили молодежные сообщества, которые объединялись вокруг юмора, музыки, кухни и театра, и креативные пространства для молодежи тоже были везде.