Экспедиция во Владивосток: кейсы, город, молодежь
Целую неделю – с 22 по 29 сентября – команда Центра молодежных исследований провела во Владивостоке: в рамках полевой экспедиции участники узнавали молодежь и изучали этот далекий город. Тамара Кузьминова, студентка магистерской программы «Современный социальный анализ» и стажер-исследователь ЦМИ собрала первые впечатления о полевой работе.
Мы вернулись из Владивостока чуть больше недели назад. Пролетели в общей сложности 12832 км на самолете, сменили на пути 8 часовых поясов, провели почти двое суток в дороге – все, чтобы оказаться во Владивостоке и найти ответы на самые разные вопросы. Не только понять, чем занимается молодежь Приморья, но и что они думают о себе и своем городе, любят ли его, почему не/уезжают и что им ближе: Европа или Азия?
Стоит сказать о городе: Владивосток неоднозначный, противоречивый, контрастный. А еще об этом городе нельзя говорить в отрыве от природы – она не просто окружает его, но создает весь облик города, диктует его об/устройство. Симбиоз природного рельефа и урбанистического пейзажа; они дополняют друг друга, не дают владивостокцам и туристам заскучать. Сопки и Море отвечают за любовь к городу, а голос городского обустройства и развития громче звучит в его критике.
Нельзя молчать о нашей исследовательской команде: она получилась по настоящему интересной. Социология, политология, история; экспедиционный опыт и чей-то первый раз; разный возраст, интересы; непохожие восприятия города. Мы не выходили в онлайн с полевыми заметками, но старательно выливали впечатления и тратили все эмоциональные силы во время вечерних сборов и трудились над дневниками. А после экспедиции мы не раз говорили об особой атмосфере, которая сложилась внутри команды. Наши кураторы – Анастасия Саблина, Анна Выговская, Алена Кравцова и руководительница экспедиции – Яна Николаевна Крупец, дали нам карт бланш на выбор кейсов. Мы могли изучать все, что захотим! И мы с вдохновением отравлялись в поля: с раннего утра, с позднего вечера, почти дни напролет проводя в беседах, интервью, дрейфах, прогулках, событиях.
Я хочу, чтобы эта статья говорила словами участников экспедиции, моих коллег. Каждый из нас смотрел и видел разное, мы ходили непохожими маршрутами, разговаривали с разными людьми, даже бодрствовали совсем не в одно и то же время суток. Я думаю, что нам за неделю удалось посмотреть на город с других углов, которые дополняют друг друга и, в будущем, сложат наши мысли в ясный нарратив. А эта статья – его первое приближение.
Карта притяжений и локальный патриотизм
Одна из участниц экспедиций – Даша Мальцева, студентка 3 курса бакалавриата по социологии. Если вы увидите карту «мест притяжения» молодежи во Владивостоке – знайте, ее сделала Даша. Этот кейс замечателен еще и тем, что помог Даше наконец определиться в научном интересе – городские исследования.
«Я фокусировалась на изучении общественных пространств Владивостока, в которых молодежь проводит время каждый день. Приехав и погуляв по городу несколько дней, я, нигде, кроме набережной, не видела большого количества молодежи. В ходе опроса выяснилось, что люди очень сегрегированы по статусу и интересам: кто-то в качестве любимых мест называет клубы и кальянные, кто-то – рынки и торговые центры, кинотеатры и кафе. Для будущего анализа нужно будет опросить как можно большее количество людей из каждой категории. А чем больше их изучаешь – тем больше находишь. Очень жду аналитического этапа, чтобы погрузиться глубже в кейс и сделать многоуровневую карту «мест притяжения» в городе для разных категорий молодежи»
Даша много разговаривала с людьми во Владивостоке: не только на интервью, но и просто так, без записи и гайда – в кофейнях, на улицах, в онлайне.
«Я заметила, что местные не особо гордятся Владивостоком. Они понимают все его недостатки, связанные с трудным для перемещения рельефом, огромным количеством машин (это самый автомобильный город в России!), недостатком рабочих мест. Но при каждом сравнении своего города с потенциальными конкурентами (Хабаровском, Москвой, Петербургом и др.), они отстаивают честь Владивостока до последнего. Прямо удивительно настойчиво».
Панк города: тесные связи и самиздат
У некоторых участников экспедиции планы на изучение города были сформированы еще задолго до поездки. Женя Кузинер, магистрантка 2 курса программы «Современный социальный анализ», изучала музыкальную сцену в Воркуте (тоже экспедиция). А Саша Вильховенко, студент 3 курса бакалавриата по социологии, просто любит панк и музыку, и панк-музыку. Было интересно наблюдать, как они уже за 2 недели до экспедиции договаривались об интервью, мониторили мероприятия. В результате ребята собрали 11 интервью – и это всего за 6 дней!
«В нашем кейсе были представители панк-сцены, хардкорщики и организаторы андеграундных концертов в местных клубах. Нам повезло с полем – оно оказалось открытым. Информанты охотно советовали друг друга, а поля – особенно с современным искусством – иногда пересекались. В целом, я супердовольна работой!» – поделилась Женя.
«Сцена оказлась действительно интересная. Я бы не сказал, что она отличается чем-то стилистически от того, что я встречал до этого, но ребята молодцы – они очень творческие. Создалось впечатление, что в городе сильны локальные сообщества, а внутри них все плотно общаются. Не в формате «написал раз в месяц», а прямо реально постоянно. Приходишь, начинаешь общаться, а тебе отвечают «да, вы у моего друга брали интервью сегодня ещё». Для меня это удивительно» – рассказал Саша.
Не обошлось в поездке без сценовых артефактов – панк-зинов. Саше удалось буквально раздобыть все 9 выпусков панк-самиздата и взять интервью у его создателя, Ярослава. Несмотря на то, ребята из Punk’s Revival больше ценят напечатанные и даже где-то поправленные от руки издания, некоторые варианты можно найти в онлайн-версии.
Историческая не/привязанность
В нашей исследовательской команде есть один историк – это Ира Френкель, студентка 3 курса бакалавриата. Ира тоже разделяет мнение о противоречивости Владивостока: природа и гнетущая архитектура, перспективы развития и стремление покинуть город. Но вот что интересно: однажды побывав по Владивостоке, начинаешь «болеть» за город, хочется верить и способствовать его развитию. Ира заглянула в то, что связывает жителей и город, семьи и локальную историю.
«Большинство моих информантов, среди которых были представители музейного сообщества города, а также исследователи и популяризаторы истории, связывали готовность покинуть Владивосток с тем, что молодежь не является достаточно заинтересованной в локальной истории, она не обращается к «корням» своей семьи, самих себя и теряет привязанность к городу».
Кейс невозможно рассматривать без привязки к определенным площадкам и событиям. Вообще-то, городу есть, что показать.
«В основном, просветительской работой занимается Приморский музей им. Арсеньева, с ним и связаны основные достижения: экспозиции и выставки, соответствующие современным тенденциям музейного дела, акции и мероприятия по привлечению не только туристов, но и городского населения, необычные экскурсии по городу, инклюзивность и пр. Из альтернатив в городе представлены диггерство, реконструкция и небольшое количество онлайн-ресурсов».
Найти влияние Азии: трепет и прагматика
Уезжая в экспедицию, мы, конечно же, думали о влиянии азиатских стран на Владивосток. У каждого были свои предположения, но сходились мы в одном – оно точно есть. Другой вопрос, насколько оно распространено? а видимо ли? Нам повезло – в команде были люди, заинтересованные специально в этом вопросе. Ксюша Смирнова, студентка 2 курса магистратуры «Современный социальный анализ», и Аня Докиш, студентка 4 курса бакалавриата по социологии, объединились в исследовательскую группу, а их результаты могут многое рассказать о вовлечении молодежи и города в азиатские культуры.
«У меня получилось пообщаться с разными людьми, которые имеют отношение к сообществу поклонников азиатской поп-культуры. Наиболее глубоко мне удалось изучить косплей сообщество. И меня поразило с каким трепетом («мой косбенд - моя семья» ж, 29л.) участники относятся к своему увлечению. В городе проводятся потрясающие по масштабу мероприятия («проходимость фестиваля за 3 дня составила 6000 человек» м, 34г, организатор фестиваля anime it), которые целиком и полностью посвящены азиатской культуре» – объяснила Ксюша
Интересно, и это не срежиссировано, что мнение внутри команды разошлось:
«Пока можно сказать только то, что найти влияние в том виде, в котором мы предполагали, не удалось. Наши изначальные абстрактные предположения разбились о конкретные практические вопросы вроде организации и иерархии в креативных сообществах, работу ядра и периферии на «сцене». Интересно, однако, что различие в нарративах «включенных» людей и «исключенных», но причисляющих себя к сообществу, поразительно. И это здорово!» – рассказала Аня.
В самом городе близость Азии ощущается наверняка. Вывески с иероглифами, товары в супермаркетах, рестораны с национальной кухней – все это увлекало не только по-исследовательски, но и по-туристски.
Велосипедов нет, но есть сообщество организаторов
Не все то, что мы видим и слышим о городе из самых разных источников, оказывается правдой. Мы, находясь за много тысяч километров от Владивостока, с увлечением слушали о желании Ани Желтоуховой, студентки 2 курса магистратуры по политологии, изучать велосипедной движение и рисковое поведение. Кейс всем казался очень стройным и логичным: фиксеры вообще появились в Японии, тогда, где же еще, как ни в Приморском крае, это движение должно быть если не особенно, то просто развито?
«Как оказалось, велосипедного движения во Владивостоке нет (пока…). Тогда мне стало интересно, какие мероприятия организует молодежь в городе, и на какую аудиторию эти мероприятия направлены: мой кейс был посвящен исследованию коммьюнити организаторов различных ивентов».
Новое направление исследование стало продуктивным не только для кейса Ани, но и для понимания того, как в городе организуются события, как организаторы связаны между собой и из какой тусовки они пришли.
«Я выяснила, что в этом сообществе очень важен социальный капитал: представители тусовки не только взаимодействуют при организации мероприятий (например, делают коллаборации), но и помогают друг другу, и, что более интересно, встречаются за пределами работы. Люди оказались настолько отзывчивыми, что со временем я перестала обращать внимание на несочетающуюся с природой архитектуру города и погрузилась в общение с людьми – и это оказалось незабываемо!»
Клуб Солнца
Многие из ребят определялись с кейсами уже на месте. За два первых дня, благодаря разговорам и прогулкам по городу, становится понятнее, на что стоит обратить внимание. Иногда даже одно физическое пространство оказывается настолько интересным, что ему суждено стать кейсом. Такая исследовательская история случилась с Олесей Долгушевой, магистранткой 2 курса «Современного социального анализа», которая была открыта самым разным идеям и кейсам, но в итоге нашла свое место под владивостокским солнцем.
Клубная тусовка – это лишь звучит очевидно и просто, но, чтобы найти больше, вам понадобится исследовательский интерес и готовность ходить в поле поздними вечерами. Так Олеся вышла на клуб «Ра», внутри обнаружилось множество дополнительных смыслов и историй.
«Было очень интересно посмотреть на то, каким образом организуется это пространство, как клуб вписывается в город, какие люди туда ходят и с какой целью. Мне удалось побывать на вечеринке, которая была стилизована под Японию и японские мотивы – это тоже небезынтересно. Может в Петербурге и существуют подобные вечеринки, но они проводятся не в популярных городских клубах, как это случилось в моем кейсе»
Интересно, что Олеся стала, кажется, единственным человеком из команды, которая положительно отозвалась о сочетании природы и архитектуры: это плодотворное поле не только для социологов, но также для урбанистов и вообще всех, кто каким-либо образом причастен к изучению города. Кстати, за месяц до нашей экспедиции во Владивостоке побывала команда из Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ: ответственные дежурные по дневникам вели онлайн-включение прямо из экспедиции. Почитать можно здесь.
Пространство современного искусства
Еще на подготовительном этапе поиска кейсов некоторых участников команды заинтересовало современное искусство во Владивостоке. На расстоянии оно казалось активным и стремительно развивающимся, а на карте появилось несколько интересных мест, в которые точно нужно заглянуть тем, кто в этой теме заинтересован. В итоге, исследовательская команда на кейс сложилась из двух неравнодушных к искусству человек: Русалина Божева, студентка 4 курса бакалавриата по социологии, и Тома Кузьминова, магистрантка 2 курса «Современного социального анализа». Сразу было понятно, что идти нужно в ЦСИ «Заря», в галереи «Артэтаж» и «Арка»; а еще было ясно, что со всеми там нужно пообщаться, встретиться с создательницей ВШСИ и руководительницей магистерской программы в ДВФУ Digital art. Очевидно, что в поле нам удалось намного больше: мы захватили и художников, и кураторов, и основателей площадок.
«Несмотря на, как оказалось, непростой кейс, информанты были невероятно интересными людьми. Мне удалось пообщаться как с экспертами, на протяжении многих лет представляющими и развивающими сферу искусства Владивостока, так и молодыми художниками, которые именно «здесь и сейчас» трудятся, чтобы Владивосток был признан «новой арт-столицей страны» – отметила Русалина.
Ребятам удалось побывать на временной выставке в «Заре», на открытии выставки в галерее Артэтаж, заглянуть на AR-проект арт-группировки Hero4Hero. Кажется, что кейс получился про молодых профессионалов, которые создают инфраструктуру и новые смыслы для развития «тусовки» современного искусства во Владивостоке.
«Я осталась под впечатлением от общения с моими информантками. Каждая – невероятно сильная; они горят желанием сделать, создать, придумать, помочь, развивать. Я думала о нашем кейсе как о пространстве, и, мне кажется, что именно так о нем нужно продолжать рассуждать. Современное искусство во Владивостоке – это люди, которые им заняты, это также места притяжения, которые позволяют реализовать то, что задумано. Это происходит не без сопротивления, но это происходит, и в это движение было интересно погрузиться», – рассказала Тома.
Вот наши первые представления об экспедиции, которые удалось уложить в слова. Мы рассказали далеко не про всех и вовсе не про все. Нам только предстоит пройти через аналитический этап экспедиции. Точно можно сказать одно – где-то в массивах собранного материала есть цельные и аргументированные ответы, осталось их вытащить, обсудить и представить.
Наша исследовательская команда также выражает благодарность департаменту социальных наук ДВФУ, особенно директору Костиной Елене Юрьевне и доценту Ардальяновой Анне Юрьевне за встречу со студентами департамента и теплый прием в кампусе на острове Русский. Эта поездка и общение позволили нам посмотреть на молодежь Владивостока изнутри, понять актуальность кейсов и определить в них новые направления.