• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Молодежные солидарности и поколения XXI века: ценность труда и потребления»

Сроки выполнения: февраль 2014 – декабрь 2014


Участники:

Омельченко Елена (руководитель проекта), Сабирова Гюзель, Крупец Яна, Андреева Юлия, Гончарова Наталья, Желнина Анна, Акифьева Раиса, Ариф Эльвира, Лукьянова Евгения, Нартова Надежда, Омельченко Дмитрий, Кулева Маргарита, Зиновьев Алексей, Кудряшов Максим, Кривонос Дарья, Литвина Дарья, Сойту Оксана, Федорова Наталья, Онегина Елена, Поляков Святослав, Контарева Оксана, Доброштан Ольга (ассоциированный сотрудник), Леванов Андрей (ассоциированный сотрудник).  


Цель: комплексное изучение значения труда и потребления для городской молодежи XXI века (на примере Санкт-Петербурга и Ульяновска).  Сравнить установки в отношении труда и потребления у 2х поколений: 20ти и 30ти летних.

Данные поколения состоят из молодых людей, рожденных в конце 70х-нач.80х, чей формативный период пришелся на конец 90х – нач. 2000х (30ти летние) и рожденных в конце 80х – нач. 90х, чей формативный период пришелся на конец 2000х – нач. 2010х (20ти летние). Эти периоды значительно отличались по своей социальной, экономической и политической ситуации, что дает основания предполагать наличие существенных отличий в отношении к труду и потреблению, а также в повседневных практиках реализации данных активностей двумя поколениями молодежи.

 

Задачи:

1. Разработать теоретико-методологические основания исследования феноменов труда и потребления в контексте исследования поколенческих различий и молодежных солидарностей.

2. Рассмотреть «труд» и «потребление» молодежи двух поколений на трех уровнях:

- Описать, какие социальные смыслы вкладывает городская молодежь в понятия «труд» и «потребление», выделить способы интерпретации и рационализации своей трудовой и потребительской активности молодежью.

- Определить, какое место труд занимает в образе жизни молодежи (ценность труда), насколько он значим и каким образом граничит/отделяется/совпадает с проведением досуга и потреблением (ценностью потребления).

- Описать стратегии и логики повседневной организации труда и потребления (график работы, планирование, и др.).

3. Проанализировать какова «цена» и «стоимость» труда и потребления для молодых горожан. Определить затраты и ресурсы, используемые молодежью в ходе трудовой и потребительской активности. Выделить образ востребованного и конкурентоспособного работника в представлениях молодежи, а также потребительских идеалов.

4. Выявить, каким образом труд и потребление оказываются вписанными в биографический проект молодежи двух поколений: 20ти и 30ти летних. Определить поколенческие различия и провести картографирование солидарных оснований в биографическом обрамлении труда и потребления.

5. Создать комплексную типологию потребительских и трудовых установок/практик молодежи двух поколений, учитывающую многообразие комбинаций взаимосвязи между трудом и потреблением в контексте молодежных солидарностей.


Методология:
Теоретико-методологические основания исследования: солидарностный подход к исследованию молодежи, исследование современной российской молодежи через изучение труда и потребления. В рамках проекта будут объединены несколько теоретических рамок: исследования молодежи, исследования труда и потребления.

Предмет исследования: социальное значение труда и потребления в среде городской молодежи.

Данный проект планируется проводить в два этапа: 1) вторичный анализ данных и 2) сбор дополнительных первичных данных (глубинные интервью).

1 этап:

На первом этапе запланирован вторичный анализ данных, собранных в рамках предыдущих проектов Центра молодежных исследований: "Гражданственность молодежи России: современные смыслы и практики" (2013), "Инновационный потенциал российской молодежи: солидарности, активизм, гражданская ответственность" (2012), «Молодежные солидарности в локальном и глобальном контексте: экономика, политика, культура» (2011), «Новые социальные движения молодежи» (2010), «Поколение «R». Молодежь и экономический спад в сравнительной европейской перспективе» (2009).

Полученные данные будут заново проанализированы и реинтерпретированы в свете новой поставленной цели: изучения значения труда и потребления в жизни молодежи 2х поколений (20ти и 30ти летних). Несмотря на то, что в рамках предыдущих проектов мы не ставили перед собой задачи изучения трудовых и потребительских биографий молодежи, в ходе опроса информанты сами регулярно выходили на обсуждения данных тем. Собранный материал представляет собой богатый ресурс для дальнейшего анализа и построения новых концептуализаций.

2 этап:

Сбор недостающих данных. На данный момент запланирован сбор 50 биографических интервью с молодежью из двух поколений (20ти и 30ти летние), проживающих на момент проведения исследования в Санкт-Петербурге и Ульяновске.

Качественная методология будет выступать основной методологической рамкой исследования.


Поддержка: Центр фундаментальных исследований НИУ ВШЭ 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.