Ирина Лисовская рассказала об адаптации и интеграции иногородних студентов на семинаре в Открытой Гостиной
12 октября в Открытой Гостиной прошел публичный семинар «Как иногородние студенты находят свое место в городе?» Ирина Лисовская рассказала о том, как студенты включаются в университетскую жизнь, преодолевают кризисы и справляются с одиночеством, а также о том, как университет помогает молодым людям с интеграцией.
В выступлении было отмечено, что университеты становятся самой главной стартовой площадкой включения, потому что с них начинает расширяться социальный капитал после переезда. Это первое место, куда человек пытается влиться, завести знакомства и найти окружение, поскольку в городскую среду довольно сложно включиться, если в городе мало связей. Именно поэтому недавно приехавшие студенты стараются включаться в университетские сообщества и участвовать в мероприятиях.
Наличие в университете огромного количества студенческих организаций, мероприятий, сообществ – это большой плюс, но в то же время и минус. Потребности студентов слишком разные, тяжело сориентироваться сразу, что для себя выбрать. Из-за этого некоторые молодые люди пытаются включиться сразу во все студенческие активности и мероприятия – образовательные, организационные, научно-исследовательские, творческие и спортивные. Из-за слишком широкого спектра вовлеченностей начинаются проблемы с учебой, работой, теряется мотивация заниматься чем-либо. Также бывает и другая крайность – страх вовлекаться куда-либо вообще. Динамичная, конкурентная среда демотивирует этих студентов, снижается самооценка, они боятся включаться и пробовать, потому что чувствуют завышенные требования к ним на отборе во что-либо, не понимают как их преодолеть, когда еще даже толком не успели освоиться в университете. Конечно, в университете в принципе может не быть того, что хочется молодежи. Но мы можем говорить, что слишком динамичная и амбициозная среда – это барьер для самоопределения, она может «выталкивать» юношей и девушек. Стоит понимать, что и отсутствие в меру конкурентной среды – тоже барьер. В целом, как показало исследование, в исследуемых вузах нет специальной экосистемы для иногородних студентов, которая создана, например, для иностранцев. Региональные студенты, часто обладающие другим социальным капиталом в сравнении с «местными», теряются в общей студенческой массе, их потребности и проблемы становятся «невидимыми». Есть потребность в создании особых инструментов и программ для адаптации именно иногородних.
В процессе исследования, было выделено шесть основных сценариев включения, и, естественно, разные студенческие группы нуждаются в очень специфических подходах. Например, иногородние студенты из сельских поселений и областных\краевых центров – это разные аудитории, которые сталкиваются с уникальными барьерами включения. Если человек хочет найти свое «безопасное место» – это могут быть творческие мероприятия, а если студент хочет сразу выстраивать деловые отношения и получать плюсы в будущее резюме – организационные активности или деловые игры. Иногда в университетах создаются достаточно закрытые престижные студенческие сообщества, многие стремятся туда попасть, поскольку это помогает расширить социальный капитал, но это не всегда бывает легко, так как срабатывают «фильтры» (жесткий отбор, отсутствие опыта или социального и символического капитала). Для некоторых попасть туда – это самоцель, но далеко не все понимают зачем им этот опыт и с чем придется сталкиваться. В общежитиях, например, тоже могут формироваться сообщества и проходить различные мероприятия, но они не всегда помогают встраиваться в жизнь университета или города.
Кроме того, возникает вопрос – должны ли университеты вообще работать с иногородними как с отдельной категорией? С одной стороны, у студентов есть огромный выбор, с другой стороны, специальные программы могут быть поверхностными и не отвечать всем запросам. С третьей же стороны, университет не может решать за человека, хочет ли он включаться или нет. Например, есть сценарий, когда студент сознательно выбирает стратегический путь и отказывается от различных тусовок, называя их «бесполезным движем».
В рамках оживленной дискуссии аудитория задала большое количество интересных вопросов. Один из вопросов касался гендерной специфики сценариев. Было отмечено, что особых различий в мужских и женских траекториях не было, но для женщин более актуальны вопросы проживания одиночества и поиска безопасного пространства, однако это предположение требует дополнительного исследования. Некоторые вопросы были посвящены роли общежитий в интеграции студентов. Тип общежития в процессе социального включения студентов оказался очень важен, например, в Казани. В общежитие Универсиады чаще всего селят студентов, проявивших себя в чем-либо, то есть это рассматривается как поощрение за активную деятельность. Это событие может быть трамплином в дальнейшем активистском развитии и наращивании своего социального капитала, несмотря на то, что само общежитие находится далеко от кампусов университета, в которых учились информанты. Слушатели также обсудили важность городского пространства в процессе интеграции, многие из присутствующих делились своими личными историями включения, рассказывали об интересных программах и предлагали свои варианты решения проблемы социального включения иногородних студентов.
Выступление было не последним публичным мероприятием проекта. 26-27 октября исследовательская команда примет участие в I Международном конгрессе социально-политических исследователей тюркского мира, где состоится круглый стол, посвященный результатам работы зеркальных лабораторий. Кроме того, уже была подана заявка по одному из новых фокусов исследования, поэтому следите за всеми новостями на сайте.