• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Исключительно учебная деятельность не дает полного понимания будущих профессиональных задач»

Валерия Попова, студентка Петрозаводского государственного университета, два месяца проходила производственную практику в ЦМИ. Лера рассказала, как одно письмо привело ее в масштабный проект о молодежной миграции, что помогает студентам конструировать профессиональную идентичность и как поступить в магистратуру за три месяца до защиты диплома.

«Исключительно учебная деятельность не дает полного понимания будущих профессиональных задач»

Валерия Попова

Лера, привет! Расскажи немного о себе.

Меня зовут Валерия Попова, я заканчиваю Петрозаводский государственный университет по направлению «социология». Я поступила, мало зная о социологии, но не ошиблась — с первых занятий меня заинтересовала эта наука. 

На данный момент я пишу диплом «Профориентация как фактор формирования профессиональной идентичности» и рассматриваю возможности влияния профориентации и внеучебной деятельности на формирование чувства и образа профессии у студентов. Проблему ощутила на себе — исключительно учебная деятельность не дает полного понимания будущих профессиональных задач в той же социологии. Чтение, анализ литературы и ее заучивание — этого явно было мало, и я стала интересоваться, где же мне приобрести реальные профессиональные навыки. Это определило мой научный интерес: сейчас я изучаю, как в университете с этой проблемой справляются студенты.

Уже можно сказать, что встречи с работодателями во время обучения способствуют формированию профессиональной идентичности. О других инструментах профориентации студенты мало информированы. А еще я столкнулась с большим интересом к теме со стороны респондентов: роль профессионала очень важна для их идентичности.  

Как ты узнала о ЦМИ?

При подготовке курсовых я обращалась к отечественным исследованиям по молодежи, это и вывело меня на статьи Центра, в частности, Елены Омельченко. «Ого, есть целый центр, который изучает молодежь!», — подумала тогда я. На третьем и четвертом курсе я взяла за привычку искать все, о чем слышу на лекции, например сайты и социальные сети институтов, лабораторий и центров. Сейчас все можно найти. Как-то так я и узнала о конференции ЦМИ, и тогда удивилась, что не только целый университет может проводить конференции, но и отдельные лаборатории. Я подала свои тезисы — это была первая конференция, на которую я приехала очно, что позволило мне познакомиться с сотрудниками центра и по-настоящему окунуться в социологическую среду. Это был очень полезный опыт, который показал, что в Центре работают живые заинтересованные люди, которые горят своей темой.

На тот момент я активно искала место для производственной практики. На HH.ru я вряд ли бы нашла подходящую вакансию, и я решила просто попробовать написать на почту Центра. Могла ли я подумать, что уже через несколько часов получу ответ и буду обсуждать возможность стажировки?

Чем ты занималась в Центре в рамках своей стажировки?

Меня сразу же подключили к проекту об идентичности и миграции молодежи Северо-Западного ФО. Эта тема для меня оказалась очень важной, потому что я на себе чувствую трудности выбора дальнейшей карьерной траектории. Уехать или остаться? Продолжать ли обучение? Я чувствую эти миграционные установки на себе. В городе нет магистратуры по социологии, а мне хочется и дальше заниматься наукой. Я очень заинтересована итогах проекта и посетила несколько презентаций с результатами по городам исследования.

В проекте я занималась подготовкой транскриптов интервью и поиском и анализом литературы, что позволило мне не только погрузиться в тему идентичности, но и узнать больше о региональных исследователях и их работе, например, в Карелии. Результаты анализа я представляла на ридинг-группе проекта. Сейчас готовлюсь к защите проделанной работы в родном университете.

Если бы я давала совет себе, я бы сказала пробовать разные направления: научные, общественные, спортивные, пробовать все и использовать этот опыт в задачах повседневной жизни.

Какие у тебя дальнейшие планы?

В конце третьего курса я уже услышала про конкурс «ранних приглашений» программы «Современный социальный анализ». Это очень современный подход к поступлению — еще до защиты диплома ты получаешь бюджетное место в магистратуре. Я начала собирать портфолио заранее, еще с лета, и ближе к конкурсу писала мотивационное и проект будущей магистерской. И победила! Сейчас я еще не прочувствовала все волнение от защиты диплома и сдачи экзаменов, но наличие раннего приглашения очень успокаивает.

Какой совет ты дала бы сейчас другим абитуриентам?

Если бы я давала совет себе, я бы сказала пробовать разные направления: научные, общественные, спортивные, пробовать все и использовать этот опыт в задачах повседневной жизни. Стоит пробовать даже те сферы, которые на первый взгляд кажутся скучными или непонятными. Когда-то я выступила на конференции по совету преподавателя, сначала не была уверена, что это меня заинтересует. Но потом поняла, что мне очень нравится сама атмосфера дискуссии, когда люди, которые, может быть, даже не занимаются твоей проблемой, подключаются к обсуждению и дают тебе новые идеи, новый взгляд на твою работу.

Надо делать даже маленькие шаги, спрашивать и пробовать. Взять и написать одно письмо оказалось первым шагом к тому, чтобы поехать на практику в другой город и принять участие в исследовании, о котором я когда-то читала статьи в интернете и слушала доклады на конференциях.