В поисках молодежных солидарностей
28 апреля Елена Омельченко и Гюзель Сабирова (Центр молодежных исследований НИУ ВШЭ) представили результаты масштабного исследования новых молодежных солидарностей
Фокус доклада - отношения между «нормальной» (мейнстримной) молодежью и «продвинутыми» молодежными группами, вовлеченными в различные активности: музыкальные, спортивные, политические. Одним из центральных результатов стало выявление наиболее разделяемых мейнстримным большинством культур и трендов.
Об исследовании
Доклад представил результаты двух коллективных исследовательских проектов Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ «Новые социальные движения молодежи» (программа фундаментельных исследований НИУ ВШЭ в 2010) и частично «Молодежные солидарности в локальном и глобальном контексте: экономика, политика, культура» (программа фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2011).
Авторы проекта отказываются от традиционного субкультурного подхода, неспособного описать современную молодежную культуру. Предлагаемое в данном проекте понятие солидарности помогает увидеть, как складываются отношения между культурным меньшинством и большинством («продвинутой» и «нормальной» молодежью), каков характер их «культурного разговора» друг с другом.
Несмотря на то, что «продвинутая» молодежь является немногочисленной, ее особенности определяют социальные и культурные горизонты «мейнстримного» большинства. Один из главных фокусов проекта – популярность идей тех или иных культур в молодежном мейнстриме.
Исследование носит сравнительный характер: сопоставляются молодежные сцены Ульяновска (как провинциального города) и Петербурга (как столичного).
В рамках доклада использовались в основном данные массового опроса учащейся молодежи Санкт Петербурга и Ульяновска (N = 1200, возраст 15-19 лет). А также глубинные интервью с активными участниками молодежных культур, кейсы отдельных молодежных культурных сцен (хипстеры, волонтеры, молодые родители, Православные молодежные организации, «Дозор», трейсеры, молодые интеллектуалы, флэш-моберы, Антифа), культурная и территориальная картография молодежных культур в городских пространствах.
Проекты были реализованы Центром Молодежных Исследований при участии НИЦ «Регион» при финансовой поддержке ЦФИ НИУ ВШЭ.
Актуальность молодежного вопроса
Молодежный вопрос по-прежнему остается одним из самых горячих и дискуссионных для разного рода взрослых: родителей, политиков, учителей, масс-медиа, общественных деятелей.
Во многом эти волнения связаны с молодежными субкультурами. Несмотря на методологическую и теоретическую спорность этого термина, «субкультуры» продолжают существовать и оставаться актуальными. Очередное подтверждение этому – новые методические указания, изданные Комитетом по молодежной политике, а именно отделом по профилактике экстремизм, где снова происходит тематизация субкультур, выделяются «вредные» и «полезные».
В итоге можно сказать, что в общественном дебате проблематизируется несколько молодежные групп. Некоторые из них представляются как некая культурная угроза – в последние два-три года это готы, секты, эмо и аниме. Другие как радикализирующие насилие – это скинхеды, вакхабиты, футбольные фанаты и флеш-мобберы. С другой стороны, выделяются «субкультуры», на которые возлагается надежда по воспитанию молодежи – это трейсеры и другие экстремальные виды спорта, также рассматривается движение «Наши».
Актуализация этого дебата происходит в связи с определенными событиями-катализаторами. Наиболее яркий из последних – события на Манежной площади.
Города как ресурсы
Несмотря на очевидное различие социально-экономических и культурных условий Петербурга и Ульяновска, миграционные ситуации и планы в двух городах похожи.
Так, приехали поступать в Петербург 38 % респондентов, в Ульяновск – 23%. Укоренены в Петербурге 43%, в Ульяновске 60%.
Как можно увидеть, ситуация укорененности в городе не оказывает влияние на желание уехать: хотят уехать как те, кто живет в Петербурге или Ульяновске с рождения, так и те, кто приехал в город поступать. Миграционные перспективы однако различны – если в Питере большинство желающих уехать, хочет уехать за границу, то в Ульяновске это в равных долях столица и другие страны.
Популярные ответы на вопрос «Какие цели сегодня сложнее всего достичь в Ульяновске/Петербурге» различаются. Если в Ульяновске это «Сделать карьеру», «Стать знаменитым», «Реализовать свои амбиции», то в Петербурге лидирующий ответ – бороться за справедливость.
Социальные сети
Исследование показало тотальность присутствия как питерской, так и ульяновской молодежи в социальных сетях. Наибольшую популярность имеет ресурс «ВКонтакте», которым пользуются 93,7% опрошенных в Петербурге и 86,3% в Ульяновске. Вторыми по популярности стали Facebook для Петербурга (17,6%) и «Мой мир» для Ульяновска (13,5%).
Активность использования Интернета также оказалась, согласно полученным данным, очень высокой. Так, в среднем, больше половины опрошенных проводят больше трех часов в выходной день.
Политики
Данные показывают высокий уровень аполитичности как в Петербурге, так и в Ульяновске. Политизированные группы – и «Наши», и Несогласные получают минимум симпатий мейнстримной молодежи обоих городов. Данные показывают также и низкую осведомленность об этих группах. В частности, больше 75% респондентов в Петербурге отметили, что совсем ничего не знают или затрудняются ответить что-либо по поводу движения «Наши».
При этом можно заметить как значительный уровень лояльности, так и большой процент недовольных действующей властью. Больший уровень лояльности к власти заметен в Ульяновске (42% в ВУЗах и 41 % в школах). Соответственно, в Петербурге выше уровень недовольства руководителями страны (свыше 40% в школах).
Солидарности
Респондентам (учащейся молодежи Петербурга и Ульяновска) был предложен список молодежных групп. Список был составлен исходя из предыдущих качественных этапов исследования и результатов анализа медиа. Респонденты могли также сами добавлять группы. Тестировались известность групп и отношение к ним.
Наиболее известные в Петербурге группы – футбольные фанаты, хип-хоп (рэп, r`n`b), гопники и геймеры. В Ульяновске список очень похож – футбольные фанаты, гопники, хип-хоп, экстремальщики. Наименее известные «Наши», хипстеры, ролевики, антифа.
Также задавался вопрос об участии и неучастии в группах самих респондентов и их друзей. На графике можно увидеть очевидное несовпадение между включенностью самого респондента и включенностью его друзей в случае следующих группы: готы, гопники и пр. Можно говорить о том, что так обозначается спорное представление об этих группах: свою близость к солидарностям респонденты высказывают через своих друзей.
Были обнаружены гендерные различия в признании групп «своими». Так солидарность «геймеры» можно назвать в большей степени мужской (36% у юношей и 11% девушек), а «хип-хоп» (43% у девушек, 27% у юношей) и «зеленые» - женской (26% у девушек и 8% у юношей).
Общие выводы
В качестве одной из общих тенденций можно отметить движение от закрытых и изолированных субкультур к смешанным и неоднородным культурным сценам. Возникают новые коммуникации между мейнстримом и субкультурами: влияние хип-хоперской культуры, культуры футбольных фанатов, геймеров и гопников. В тоже время классические субкультуры уходят со сцены.
Полученные данные, показывают, что наиболее популярными и вызывающими симпатии можно назвать хип-хоперов (реперов и r`n`b) и экстремальщиков. Ценными становятся составляющие этих солидарностей - спорт, танцы, улица, телесные свободы, простота одежды, музыка.
При выборе эксклюзивных, частных симпатий имеют ценность, во-первых, культурных образцов и практики закрытых сообществ (скинхеды, готы, Антифа). Во-вторых, эксклюзивные симпатии строятся вокруг музыкальных симпатий – металлисты, рокеры, панки.
Не находят признания среди мейнстримной молодежи политизированные группы – это в равной степени, и «Наши», и «Несогласные».
Среди набирающих силу тенденций можно назвать популярность экологических групп.
С одной стороны, популярные и разделяемые идеи –справедливости, свободы и риска, с другой ксенофобии и гомофобии.
Абсолютные тренд – важность виртуального общения: больше 90% пользуются сайтом «Вконтакте», больше 50% респондентов проводят больше трех часов в свободных день.