О проекте
Источник финансирования: Российский научный фонд
Время реализации проекта: 2015-2019
Междисциплинарный проект направлен на разработку новых теоретико-методологических подходов, терминологии концептуализации созидательного (позитивного) опыта межэтнического взаимодействия на молодежных культурных сценах. Данный проект станет вкладом в развитие нового концептуального аппарата (в отличие от доминировавших в последние десятилетия подходов мультикультурализма и толерантности), необходимого для описания позитивного опыта межэтнического взаимодействия и разработки социальных технологий гармонизации многонационального общества.
В нашем проекте мы хотели бы сделать особый акцент на значимость изучения молодежных культурных сцен для идентификации созидательных паттернов межэтнического и межконфессионального взаимодействия. Молодежные культурные сцены являются пространством для социальной инновации или консервации, для формирования традиции и формулировки лозунгов революции, здесь происходит обыгрывание, закрепление, свержение разных социальных установок на близком и понятном для молодежи языке и через использование воспроизводимых культурных маркеров. Научная проблема, на решение которой направлен предлагаемый проект, формулируется следующим образом. Каковы социальные характеристики молодежных культурных сцен, которые создают предпосылки для формирования и воспроизводства созидательных полей межэтнического взаимодействия?
Проблема, выбранная в качестве фокуса проекта, обладает особой актуальностью и научной значимостью, поскольку находится на пересечении двух важных тематических полей. Современные общества отличаются ускоряющимися процессами конфликтной дифференциации и производства новых границ, в том числе этнически и религиозно окрашенных.
Неолиберализация экономики, кризис политики мультикультурности/толерантности/политкорректности, усиление социального неравенства их подстегивают. Эти новые изменения стали вызовом для социальных наук, сформулировав такую повестку дня, в которой острейшим образом встали вопросы поиска новой теории и методологии осмысления этих трансформаций и формирования нового языка и технологии социальной политики гармонизации общества, поиска компромиссов, примирения противостоящих позиций, создания новых социальных и культурных условий для позитивных инноваций. Аналогичные задачи стоят и перед исследованиями этнических и религиозных установок среди молодежи.
Распространение разного рода ксенофобий и шовинизмов, а также увеличение числа конфликтов и преступлений на национальной почве в последние годы в России сформировали отдельное направление исследования экстремизма среди молодежи. В то время как существует целое многообразие молодежных культурных форм, как очень специфических, так и мейнстримных (популярных среди большого числа молодежи), где также происходит оформление, обоснование определенных паттернов восприятия этнических и религиозных тем, в том числе и таким образом, что они не проблематизируются или обретают позитивную коннотацию. В нашем исследовании мы планируем обрисовать весь спектр таких молодежных сцен и культурных форм, и особое внимание уделить тем, где этническая принадлежность играет созидательную роль.
Научная новизна данного проекта также заключается в том, что мы обращаемся к разным молодежным культурным сценам в рамках одного проекта с целью анализа межэтнического взаимодействия. Данное обстоятельство, а также географическое разнообразие, позволит нам сопоставить разные концепции этничности и религиозности среди самых разных культурных категорий молодежи.
В ходе проекта будет разработана методология эмпирического социологического исследования полей созидательного межэтнического взаимодействия среди молодежи и протестирована на примере эмпирического исследования в четырех городах России. В качестве объекта исследования выступит молодежь 18-22 лет (студенты колледжей, специальных учебных заведений, университетов). География исследования охватывает Казань, Махачкалу, Санкт-Петербург и Ульяновск. Такая композиция городов позволит нам описать и типологизировать все многообразие межэтнического взаимодействия на молодежных культурных сценах, а также описать позитивные примеры, их локализацию (в каких пространствах и в каких сообществах), их социальные и ценностные (солидарные) основания. Методы эмпирического исследования: анкетный опрос в колледжах и вузах (всего 3200 чел.); фокус-группы; интервью с молодежью (представителями этнических меньшинств) экспертные интервью; кейсовые исследования.
Достижимость решения поставленной задачи гарантируется тем, что коллектив заявляемого проекта имеет многолетний опыт проведения широкомасштабных социологических исследований, а также активен в области развития теории и методологии как в молодежных исследованиях, так и в этнических и религиозных. Инновационным элементом проекта станет подготовка социологического фильма по материалам проекта. Фильм может быть использован как в образовательных целях, так и для популяризации идей созидательного межэтнического взаимодействия. В рамках проекта будет подготовлено 4 статьи в рецензируемые журналы, коллективная монография, аналитические материалы для специалистов-практиков, будет проведено 3 семинара, подготовлена вебстраница проекта, а результаты исследования будут представлены на международных и отечественных конференциях.