• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Родина и новые смыслы

Отношение к родине у человека поменялось. Мир стал ближе, безопаснее, в убежище больше нет необходимости. Что такое для современного молодого человека быть гражданином своей страны, часто ли он задумывается о  поиске лучшей жизни за рубежом – об этом и много другом рассказывает заместитель директора Центра молодежных исследований Яна Крупец.

Отношение к родине у человека поменялось. Мир стал ближе, безопаснее, в убежище больше нет необходимости. Что такое для современного молодого человека быть гражданином своей страны, часто ли он задумывается о  поиске лучшей жизни за рубежом – об этом и много другом рассказывает заместитель директора Центра молодежных исследований Яна Крупец.
 
Новый исследовательский проект Центра молодежных исследований (ЦМИ) «Гражданственность молодежи России: современные смыслы и практики» ведется при поддержке Высшей Школы Экономики в рамках программы фундаментальных исследований. В исследовании использовалось несколько методов (mixed method research): количественный опрос учащихся вузов и сузов Санкт-Петербурга и Ульяновска, глубинные интервью с молодыми профессионалами, сбор исследовательских кейсов и анализ конструирования категории «гражданство» и «гражданственность» в популярных песнях разных жанров.
 
В рамках количественного этапа исследования было опрошено 1200 учащихся разных вузов и сузов, направлений и факультетов. Исследователи пытались выяснить, что значит для современной молодежи быть гражданином, с какой группой они себя идентифицируют: с жителями города (локальная идентичность), или, например, со страной / государством (национальная идентичность). Обнаружилось, что локальная (региональная) идентичность наиболее значима для жителей Санкт-Петербурга (то есть респондентам важно быть жителем / гражданином Санкт-Петербурга), в том время как для студентов Ульяновска куда более значима гражданская национальная идентичность: быть гражданином России. При этом можно сказать, что статус гражданина России значим для большинства опрошенных в двух городах.
 
Перед социологами также стояла задача изучить мобильность, миграционные планы студентов на будущее. Оказалось, что большинство опрошенных не планируют уезжать в другую страну. Однако, среди петербуржцев тех, кто планирует иммиграцию в другие страны, больше, чем среди жителей Ульяновска (16% и 10% соответственно).  Вместе с тем, в Ульяновске среди респондентов самым популярным ответом о миграционных планах был вариант: «скорее всего, уеду в другой город России»,  молодые люди думают о переезде, но в рамках нашей страны, в Москву или Санкт-Петербург.
 
- То есть, выходит, что все эти многочисленные разговоры о том, что никто не хочет жить в России – беспочвенны?
 
Ну, для многих учащихся двух изученных городов получается так. Конечно, эти опросы проводились в прошлом году и вполне возможно, что в связи с нынешней политической ситуацией все изменилось. Для учащихся характерна сильная привязка к родине, поэтому большей частью переезд куда-либо рассматривался в рамках России, и только небольшая группа рассматривала миграцию за рубеж как потенциальную возможность улучшения качества жизни.
 
В своем исследовании, в ходе второго этапа мы изучали ответы молодых профессионалов. Под этой категорией мы понимали людей, получивших высшее образование и имеющих трехгодичный стаж работы – неважно, получили ли они его во время учебы, или работая после. В этой группе были представители из разных сфер: бизнеса, туризма, рекламы, люди, занятые в производстве, работающие в государственных организациях, администрациях, каких-то НКО, люди из IT сферы. Достаточно много направлений. Всем им задавали те же вопросы, что и учащимся, но в ходе глубинных интервью, чтобы получить развернутые ответы. Они рассказывали про свою жизнь, свое понимание понятия «гражданин», о своем профессиональном пути. Это была определенная реконструкция биографического проекта молодого профессионала, с целью понимания значения и места гражданства в нем.
 
Пересечения с представлениями учащихся студентов, безусловно, есть, но если говорить про молодых профессионалов, то здесь обнаружена интересная тенденция. Наверное, стоит упомянуть о том, что мы в своем исследовании понимали гражданственность как множественный проект. Мы рассматривали не просто, что такое быть гражданином России, но что такое быть гражданином на разных уровнях, в разных проявлениях – на локальном, национальном, глобальном уровне. Мы смотрели, с одной стороны, как человек понимает, что такое «быть гражданином», изучали практики реализации гражданства, пытались проследить связь гражданства или ее отсутствие с какой-то территорией – с районом, городом, страной. То есть гражданство как укорененный проект, или гражданство подвижное, которое в современном мире встречается все чаще и чаще. И в частности мы пришли к выводу, что молодые профессионалы чаще всего связывают понятие гражданственности с политикой «малых дел». То есть, они готовы что-то делать для общего блага, но при этом такое благо является общим для достаточно узкого круга людей, внутри социальных сетей наших информантов. Допустим, они могут и хотят что-то делать для своего подъезда, для своих друзей. При этом они также готовы проявлять свою гражданственность в том, чтобы хорошо работать и платить налоги. То есть проявление гражданственности происходит ситуативно и локально. Также наблюдается попытка дистанцироваться от официальной политики и официального представления о том, что гражданин должен активно участвовать в политической жизни. Все это сменяется концентрацией на более приватных, локальных процессах, связанных с частной жизнью и  повседневной жизнью.
 
- По сути, уровень образования и опыт не так уж сильно влияют на представления о понятии гражданственность?
 
Мы рассматривали разную молодежь. Сравнивать учащихся и молодых профессионалов немного сложно из-за разных методов исследования, поэтому такого сравнения мы специально старались не проводить, это скорее просто срезы разных социальных групп. Однако между ними действительно много общего, в то же время для молодых профессионалов характерен переход с идеологического уровня обсуждения, что значит быть «правильным» гражданином, на более приватный и «практический» уровень собственных действий. Я думаю, это как раз влияние опыта работы, которое позволяет спускаться с уровня ценностных высказываний относительно гражданства на уровень повседневных практик. Человек работающий понимает, что он реально может делать и успевать, а у студентов это…
 
- Юношеский максимализм?
 
Ну, не совсем юношеский максимализм, просто представления, которые актуальны для них на данный момент, поскольку они, в основном, учатся, и далеко не все работают. Кроме того, специфика метода количественного опроса все же иная, она не дает возможности долгого высказывания. У учащихся мы снимали ценностные установки, а с молодыми профессионалами говорили о повседневной жизни. Говоря о мобильности, можно сказать, что старшая молодежь тоже во многом ориентирована на жизнь здесь, это связано, в первую очередь, с определенным комфортом, наличием связей и контактов (укорененностью). Также особенно важной оказалась связь с семьей: уезжать куда-то, оказаться вырванным из привычной среды выглядит для наших информантов как достаточно трудный путь. Однако некоторые молодые профессионалы все-таки делают оговорку о том, что на данный момент условия вокруг являются для них комфортными, однако, если ситуация в стране – политическая или экономическая – вдруг изменится, то вариант миграции вполне реален. Сами разговоры о переездах распространены. В интервью не единожды упоминали друзей и знакомых, которые решились мигрировать, и теперь вполне себе счастливы. То есть бытует такая ситуация «сам не хочу, но вообще есть примеры».
 
- Вы уже затрагивали сегодня вопрос о нынешней политической ситуации. Можно ли делать предположения о том, как измениться отношение к понятию гражданственность? Ведь в последнее время государство пытается возродить гражданский патриотизм.
 
Не знаю, как вся эта ситуация может обернуться, но вот у большой части опрошенных есть чувство привязанности к родине, и оно эмоциональное. Это патриотизм не через государственную идеологию, это патриотизм через собственную любовь к родине. И такая эмоциональная привязка куда сильнее, чем мы могли предположить. При этом необязательно, чтобы эти люди ощущали гордость и восхищение, как это присуще ситуации с патриотизмом, основанным на государственной идеологии. Они понимают, что у страны есть проблемы, могут даже заявлять, что все плохо, но при этом любить. И именно эта связь и является одной из основных причин нежелания уезжать заграницу. Некоторые информанты просто не готовы жить без родины. Я не уверена, что это связано с действиями ныне действующей власти. Люди хотят оставаться в России, потому что любят ее, потому что ощущают себя здесь комфортно, даже несмотря на возможную негативную оценку общей ситуации в стране.
 
- То есть прогнозы, что специалисты разбегаются, и у России нет шанса на  развитие не сбудутся?
 
Интервью с молодыми профессионалами показали, что в их среде такое явление – переезд в другую страну – обсуждается, и есть примеры тех, кто уезжает - по крайней мере, об этом говорят сами информанты. С другой стороны, мы не опрашивали тех, кто уже уехал – возможно, в результате у нас вышла бы совсем иная картина. Может ли наша страна развиваться? Да конечно, но здесь встает вопрос «Как?». Молодые профессионалы, которые остаются, развивают, прежде всего, себя, свое окружение и, например, ту организацию, где они работают, но все это только на локальном уровне. Он не говорят, что поднимутся и будут развивать страну как единое целое, они говорят о политике тех «малых дел», усилий на микро-уровне. И это не плохо! Мне кажется, мы можем развиваться и прогрессировать именно так, хоть это и не соответствует риторике по поводу единого и общего развития в одну сторону.
 
- А есть в планах у центра продолжать эту идею и делать проекты с подобной тематикой?
 
Это исследование, по сути, является частью долгосрочного проекта Центра молодежных исследований, реализация которого идет с 2009 года и поддерживается НИУ. Наш проект посвящен такому явлению, как солидарность молодежи, изучение определенных новых форм социальности, когда молодежь объединяется вокруг идей или событий. Понятие солидарности приходит на смену понятию молодежной субкультуры и более тонко улавливает происходящие изменения, в частности характер образования разделяемой своими групповой идентичности (в том числе и гражданской) и определения демаркационных линий, отграничивающих своих от чужих (врагов). Гражданственность как раз и есть одна из идентификаций.
 
В предыдущие годы, в рамках этого же проекта, мы также анализировали молодежь в период экономического спада 2008 года, потом изучали инновационный потенциал молодежи – то, как она развивает себя, как происходит накопление человеческого капитала. В этом году мы продолжаем тему, изучая труд и потребление современных молодых людей (межпоколенческое сравнение), основываясь на вторичном анализе раннее собранных данных и на основе новых интервью. Все эти темы связаны, потому что труд и потребление коррелируют с понятием гражданственности, Пытаясь осознать себя как гражданина, многие люди обращаются к реализации себя в трудовой сфере или выстраивают свою идентификацию и принадлежность к определенной социальной группе через потребление.
 
Идея нового проекта пришла, в том числе, из интервью¸ что мы получили в рамках проекта по гражданственности: ребята говорили о своей профессиональной деятельности, и нам стало интересно узнать, каково отношения современного молодого поколения к работе – как молодые люди ее видят, как и что в ней ищут. Сейчас особенно много говорят о специфике поколения Y, в частности, менеджеры по управлению персоналом, которые остро ставят вопрос – что же делать, если молодежь больше не получается мотивировать традиционными методами, молодежь ждет от работы чего-то другого в сравнении с работниками других поколений. Наша задача в рамках данного проекта как раз и состоит в понимании того, чего же хочет молодежь.
 
- Вы упомянули, что сегодняшняя молодежь сильно изменилась. Как? Что нас отличает?
 
На этот вопрос в двух словах ответить нелегко. Во-первых, молодежь дифференцирована. Она разная, нельзя об этом забывать. К примеру, креативная молодежь – определенная часть среднего класса, которая сегодня активно создает новый стиль жизни, завязанный на культуре, развитии креативных компетенций, свободном графике работы, сильном внимании к городскому пространству и его освоению. Этот «креативный класс», о котором так много говорят, тенденция к развитию у представителей этой группы очевидна, но это лишь часть молодежи. Я думаю, что для сегодняшней молодежи характерны подвижность, не привязанность к какой-то одной коллективности (например, субкультуре), легкость в смене практик и стилей жизней. Так же мы наблюдаем тенденцию дистанцирования от официальной политики, официального активизма, хотя, опять-таки не у всех. Меняется и отношения к труду, хотя этот вопрос нам еще только предстоит исследовать, но я думаю, будет достаточно сильное различие в оценках и отношении к работе в сравнении со старшими поколениями. Мир изменяется, молодежь тоже, нам важно улавливать эти перемены.
 
Подготовила Елизавета Семенова