Новый совместный онлайн-курс по социальной политике в странах Евразии для студентов ВШЭ и университета Хельсинки стартует в предстоящем академическом году

Мы попросили Анну Тарасенко, доцента департамента политологии и международных отношений и научного сотрудника Центра сравнительных исследований власти и управления (НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге) рассказать о новом курсе и её ожиданиях относительно преподавания в инновационном формате с зарубежными коллегами.

Магистерская программа по российским исследованиям института Алексантери, Хельксинкский университет

Магистерская программа по российским исследованиям института Алексантери, Хельксинкский университет
https://www.flickr.com/photos/welshentag/5665335201/

Анна, расскажите, пожалуйста, откуда возникла идея этого курса и как он появился?

Курс появился в результате двух счастливых совпадений. Во-первых, между Высшей Школой Экономики и Хельсинкским университетом действует соглашение о сотрудничестве и есть успешный опыт взаимодействия студентов в рамках программ обмена и других совместных образовательных проектов. Во-вторых, в момент внезапного и вынужденного перехода в онлайн формат преподавания управление образовательных программ ВШЭ объявило конкурс на поддержку совместных онлайн-дисциплин. Магистерская программа «Сравнительная политика Евразии» предложила разработать такой курс, который бы соответствовал её содержанию. Опираясь на успешный опыт сотрудничества с магистерской программой российских исследований в университете Хельсинки, мы с коллегой, постдок исследователем университета Хельсинки Ольгой Зевелевой подали заявку для создания совместного курса «Социальная политика на постсоветском пространстве: социальные вызовы и политические последствия» и, к счастью, она была поддержана. Эта возможность появилась в точный момент времени, когда новый онлайн-формат и более глубокое сотрудничество с партнерами стали ключевыми для развития образовательных программ.

 

Расскажите, пожалуйста, подробнее о содержании этого курса.

Курс будет посвящен социальным изменениям и вызовам, их государственному регулированию и политическим последствиям, преимущественно в России, но также в других странах со схожим историческим наследием. Программа курса предполагает практико-ориентированный подход к изучению таких вопросов как старение населения и пенсионные реформы, аутсорсинг социальных услуг и деинституационализация заботы. Эти проблемы широко дискутируются в разных странах и являются точками напряжения как с социальной, так и политической перспективы. Анализ политического курса, как основной подход в изучении этих вызовов, позволит вовлекать студентов в детальную дискуссию об управленческих ответах на те или иные вызовы. Это подход также позволит курсу гармонично встроиться в образовательные программы и дополнить такие базовые академические дисциплины как «Анализ политического курса», «Политика и общество в странах Центральной Азии», «Политика и общество на Северном Кавказе». Курс также будет интегрирован в пул дисциплин магистерской программы двойного диплома «Сравнительная политика России и Евразии», созданной совместно НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге и университетским колледжем Лондона.

 

Каковы особенности этого курса и что нового он предлагает студентам?

Можно выделить три особенности, которые отличают этот курс. Во-первых, он нацелен дать студентам высоко востребованные прикладные знания и навыки. Чаще всего студенты, которые уже получили основательную академическую подготовку, ищут более прикладные и практико-ориентированные курсы, чтобы подкрепить имеющиеся знания навыками. Поэтому центральным в курсе является практико-ориентированный подход. Во-вторых, подобный синхронный онлайн-курс для студентов двух университетов – это хорошая среда для создания взаимовыгодного и продуктивного взаимодействия студентов с разнообразным бэкграундом. Международная образовательная среда действительно может поспособствовать развитию так называемых мягких компетенций, критически важных для выпускников любого вуза. В-третьих, новый курс полезен для углубления сотрудничества между ВШЭ и Хельсинкским университетом, а также для обмена опытом и новыми методами преподавания.

Анна Тарасенко, одна из преподавателей курса
Анна Тарасенко, одна из преподавателей курса
из личного архива

Чему студенты научатся на этом курсе?

Прежде всего, студенты приобретут навыки анализа любой конкретной политики с практической точки зрения. Они научатся раскрывать и деконструировать политические инициативы в различных странах, понимать, как можно анализировать механизмы и последствия, включая незапланированные эффекты. Участники курса будут тренировать свои навыки работы с эмпирическими материалами и данными, поскольку данные имеют решающее значение для понимания того, что происходит в результате любой инициированной или реализованной политики. Важно, что итогом курса станут подготовленные студентами аналитические записки (policy papers).

 

Как будет организован курс?

Наша амбиция состоит в том, чтобы организовать этот курс синхронно для обоих университетов так, чтобы студенты могли вместе участвовать в семинарах и лекциях. Мы считаем, что основным преимуществом онлайн-курса является возможность создания пространства для взаимодействия между студентами. Что касается наполнения, планируется несколько записанных лекций по базовым компонентам курса, и студенты будут иметь к ним доступ в любое время. Но поскольку это практико-ориентированный курс, основной акцент будет сделан на участие студентов в семинарах и дискуссиях, а также в практических воркшопах и групповых проектах. Кроме того, онлайн формат поможет обеспечить дискуссии между студентами и облегчит их сотрудничество в режиме реального времени.

 

Каковы основные преимущества курса?

Взаимное обучение для студентов с разным образовательным бэкграундом – это очень ценно и является действительно уникальным и взаимно обогащающим опытом в современном глобальном мире. Я надеюсь, что такого рода совместные курсы будут развиваться и дальше и станут не одноразовым опытом, а стандартной практикой. Среди преподавателей и студентов идет дискуссия о том, эффективно ли онлайн-обучение и конечно, существует много критики в отношении такого формата. Но мы не можем игнорировать тот факт, что это тренд – количество образовательных курсов в онлайн-режиме становится все больше, поэтому игнорировать эти тенденции невозможно. Как преподаватели, мы также должны научиться адаптировать свои дисциплины и эффективно работать с диджитал форматами.

 

Каковы Ваши личные ожидания и надежды, связанные с этим курсом?

Как любой преподаватель, я надеюсь, что этот курс выберут высоко мотивированные студенты, заинтересованные в получении практических навыков. Разнообразный состав студентов из обоих вузов поможет поддерживать интересные дискуссии и уверена, даст плодотворные результаты. Мой опыт показывает, что открытость к новым перспективам и подходам - экспериментальному формату курса или иному взгляду на политический анализ - является ключом к успеху любого образовательного процесса.