• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Молодежь, анализ данных и исследовательская свобода — все о магистратуре «Современный социальный анализ»

На магистерской программе «Современный социальный анализ» можно освоить программирование на Python, попробовать себя в UX-исследованиях, заняться аналитикой больших данных или начать научную карьеру в одной из четырех социологических лабораторий. Студенты программы участвуют в реальных исследовательских проектах, ездят в экспедиции по России и не сдают вступительных экзаменов. А для желающих получать образование за рубежом действует программа двойного диплома с университетом Италии. Рассказываем о всех возможностях обучения и траекториях поступления.

Молодежь, анализ данных и исследовательская свобода — все о магистратуре «Современный социальный анализ»

Информация о поступлении находится в разделе для абитуриентов магистратуры.

Магистратура для всех

Магистерская программа «Современный социальный анализ» принимает бакалавров любой специальности и дает им возможность за два года получить магистерскую степень по направлению «Социология». Одно из главных преимуществ программы — тесная связь с прикладными социологическими исследованиями. Преподаватели магистратуры — действующие научные сотрудники лабораторий. Благодаря этому студенты узнают о самых новых и актуальных научных исследованиях, в том числе из международных проектов.

Обучение на программе построено не на чтении учебников, а на анализе и обсуждении научных статей русско- и англоязычных авторов. На семинарах с преподавателями магистранты разбирают различные социологические темы, учатся думать и создавать собственные научные проекты и тексты.

Часть дисциплин, особенно на втором году обучения, преподается на английском языке. Такое обучение помогает студентам быстрее погрузиться в мир исследований, где большая часть академических источников написаны именно на английском. Студенты углубляют знания по предметам и узнают о новых достижениях исследователей со всего мира. Хорошее знание английского после магистратуры открывает новые возможности не только для академической карьеры, но и для работы в бизнес-сфере. Если при поступлении у студента не очень сильный английский, он может пройти интенсивный адаптационный языковой курс на первом курсе в первом модуле.

Важная часть учебы на программе — работа над собственным исследовательским проектом. Студенты свободны в выборе тем магистерских диссертаций и курсовых работ. Они могут выбрать собственную тему или включиться в работу над действующими исследовательскими проектами НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, например, в Лаборатории сравнительных социальных исследований (ЛССИ), Лаборатории социальной и когнитивной информатики (SCILA), Центре молодежных исследований (ЦМИ), а также Научно-учебной лаборатории «Социология образования и науки» (СЛОН).

Два трека магистерской программы

Ключевой особенностью программы является выбор студентом одного из двух образовательных треков.

Первый семестр студенты изучают базовые дисциплины программы, например, социологическую теорию, а также введение в качественные и количественные методы исследований. Затем к общим курсам добавляются профильные дисциплины треков магистратуры: «Социальный анализ молодежи» и «Аналитика социальных данных». Научно-исследовательский семинар на каждом треке начинается с первого месяца учебы.

Разделение на направления позволяет студентам углубить знания в области качественной или количественной социологии. Трек «Аналитика социальных данных» посвящен анализу больших данных и изучению количественных методов. Его поддерживают три лаборатории: ЛССИ, СЛОН и SCILA. В процессе обучения студенты овладевают языками программирования с нуля: Python — для сбора данных, сетевого анализа и машинного обучения, R — для статистического анализа и визуализации; проходят такие дисциплины, как многоуровневое моделирование, моделирование структурными уравнениями, исследования социального неравенства и управление исследованиями. Трек координирует Ксения Юрьевна Ерицян.

Ерицян Ксения Юрьевна,
Департамент социологии: Доцент

На треке «Аналитика социальных данных» студенты изучают, как с помощью современных методов и инструментов собирать и анализировать данные опросов, интернет-данные и данные социальных сетей. Студенты осваивают R и Python, статистику и машинное обучение в объеме, необходимом сегодня для сбора, анализа и визуализации данных как в академии, так и в индустрии. Прикладные проекты и занятия ведут научные сотрудники международных лабораторий. Поэтому студенты учатся, как правильно формулировать исследовательские гипотезы, делать надежные выводы на основе количественных данных и визуализировать результаты таких исследований для различной аудитории, то есть получают основы современной дата-аналитики с сильной научной базой.

Трек «Социальный анализ молодежи» сфокусирован на изучении и обсуждении аспектов жизни молодежи. Особое внимание на треке уделяется исследованию идентичностей и солидарностей, субкультур, поколенческих трансформаций и молодежных культурных сцен. Большинство преподавателей трека работают в Центре молодежных исследований — одном из ключевых научных центров по качественным методам и Youth Studies в России. Магистранты получают навыки проведения качественных исследований — от сбора данных с помощью интервью или этнографии до методов анализа, таких как дискурс-анализ, визуальный анализ и обоснованная теория. Координирует трек Надежда Андреевна Нартова.

Академический руководитель программы и старший научный сотрудник ЦМИ:

Наш трек для рефлексивных абитуриентов, для тех, кто хочет видеть разные опыты, способы проживания, идентичности, понимать ценности других людей. Ключевой фокус трека — молодежные исследования. Будущих магистрантов будут ждать курсы по молодежным культурам, стилям жизни, рынку труда, поколенческим различиям, телесности, гендеру, курсы по социологии детства и подростковости. Также трек ориентирован на качественные исследования — для нас социология немыслима без людей. Мы учим, как проводить исследования полного цикла: от разработки инструментария, проведения интервью, кодирования в NVivo и QDA Miner до анализа полученных данных. Обучение на треке связано с постоянной исследовательской практикой, мы отрываемся от компьютеров и уходим в социологические поля. Такая практика дает необходимые компетенции, начиная от узкопрофессиональных и заканчивая ключевыми soft skills. Рынок труда сегодня гибкий и нестабильный, важно и нужно уметь разговаривать с людьми, быстро принимать решения, быть креативным. Поэтому полученные на нашем треке знания и навыки пригодятся как тем, кто хочет заниматься академической карьерой и социологией молодежи, так и тем, кто хочет стать профессионалами в государственном управлении, в бизнесе, заниматься маркетинговыми и UX-исследованиями, а также работать в сфере HR.

Подробнее о треках программы читайте в материале.

Научная траектория

С прошлого года к имеющимся трекам, которые будут иметь больше проектов и считаться прикладными, добавится академическое направление для сильнейших студентов, планирующих свой дальнейший путь в академической среде, в том числе поступление в аспирантуру. Отбор нескольких студентов на траекторию произойдет в сентябре. Эти студенты содержательно будут обучаться на одном из двух треков, однако у них будет больше дисциплин и нагрузки в курсах, связанных с написанием курсовых, выпускных работ и публикаций. Им также будут предоставлены дополнительные возможности для построения академической карьерной траектории. Наставником студентов, отобранных на академическую траекторию, является профессор Елена Леонидовна Омельченко.

доктор социологических наук, директор ЦМИ, профессор департамента социологии:

Академическая траектория, которую я курирую, не исключает обучения по трекам, то есть при поступлении каждый студент попадает либо на трек «Социальный анализ молодежи», либо на «Аналитику социальных данных», и уже среди них будет несколько ребят, включенных в академическую траекторию на основании собеседования и настроенных на построение академической карьеры.

Независимо от выбранного трека, важной дисциплиной на протяжении всего обучения студентов остается научно-исследовательский семинар. На нем магистранты прорабатывают темы своих магистерских работ, обсуждают процесс написания диссертаций с преподавателями и однокурсниками, а также делятся опытом проведения исследований в разных полях.

Декоратор: Кнопка

Вебинар магистерской программы «Современный социальный анализ»

https://www.youtube.com/watch?v=SjdTfl1GMmQ

 

О проектной деятельности и дисциплинах по выбору

Проектная деятельность — обязательная часть обучения в Высшей школе экономики в целом и на программе в частности. Магистранты получают рекомендованный список проектов, в которых могут принять участие — в основном это исследовательские проекты, которые помогут развить навыки обработки и анализа данных, а также отработать мастерство презентации и работы с текстом.

Студенты магистратуры Вышки могут также формировать свою траекторию обучения с помощью дисциплин по выбору из общеуниверситетского пула — они называются МАГОЛЕГО, насчитывают несколько десятков курсов от цифровой экономики до медиаграмотности и основ практической психологии и позволяют индивидуализировать учебный план, прокачать soft skills и найти единомышленников с других образовательных программ.

Программа двойного диплома с университетом Тренто

Трек программы двойного диплома реализуется на основании соглашения между НИУ ВШЭ Санкт-Петербург и Университетом Тренто (Италия). Он предполагает, что студенты 1 курса МП «Современный социальный анализ» могут провести второй год обучения (3 и 4 семестр) или только 3-ий семестр (если студенты получают не менее 30 кредитов в принимающем университете) в Университете Тренто на магистерской программе “Социология и социологические исследования”. В случае успешного завершения обучения студенты трека программы двойного диплома смогут получить дипломы от двух университетов.

Впечатления от программы двойного диплома читайте в интервью с нашими студентами — Викторией Шароновой и Василием Ходаковским.

Стажировки и экспедиции

Программа предлагает студентам полноценно погрузиться в исследовательскую атмосферу и стать стажерами лабораторий НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург.

Елена Леонидовна Омельченко: «Лаборатории и центры департамента социологии с самого начала первого курса готовы сотрудничать с магистрантами и принимать их к себе в коллективы: сначала на волонтерских началах, а потом в качестве стажеров-исследователей. Деятельность лабораторий не пересекается, что позволяет исследовательским структурам кооперироваться и привлекать магистрантов с разными научными интересами».

Однако, чтобы попробовать себя в роли исследователя, не обязательно идти стажером в лабораторию. В рамках проекта НИУ ВШЭ «Открываем Россию заново» студенты программы могут отправиться в экспедиции вместе с другими преподавателями и учащимися кампуса. Участники экспедиций изучают регионы России и проводят полевые исследования.

В 2019 году магистранты трека «Социальный анализ молодежи» побывали в Хельсинки в рамках образовательной поездки «Молодежь и устойчивое развитие: опыт Финляндии». Экспедиционная команда магистратуры в 2020 году ездила в Воркуту и Владивосток. По результатам исследований в Воркуте участники проекта создали фотовыставку для корпуса Питерской Вышки на Кантемировской ул., а итоги изучения молодежных культур во Владивостоке магистранты оформили в электронном буклете. В 2022 году в рамках работы проекта Зеркальные лаборатории студенты отправились в экспедицию в Казань: проводили walking-интервью, собирали ментальные карты Казани и писали исследовательские дневники.

О формате обучения

Студенты программы «Современный социальный анализ» учатся два года очно, при этом многие совмещают работу и учебу. Пары проходят вечером, примерно с 18 часов в среднем пять раз в неделю в корпусе на Промышленной, а научно-исследовательские семинары — в корпусе научных лабораторий на ул. Седова. Обучение ведется на русском и английском языках.

Задать вопрос по технической стороне поступления вы всегда можете приемной комиссии ВШЭ СПб по телефону +7 (812) 644-62-12 или по электронной почте abitur-spb@hse.ru, а также в группе МП «Современный социальный анализ» во «ВКонтакте» или Телеграм.

Удачного поступления!