• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

О социологии



Непосвященным людям социолог часто представляется так: весьма назойливое существо с анкетой, которое пристает к честным людям с дурацкими вопросами, а потом выдает какие-то проценты. Распространенность такого мнения не удивительна: других аспектов работы социолога мы обычно не видим.


Что изучает социолог?


Опрос – всего лишь один из методов работы социолога, так же, как молоток – лишь один из инструментов в руках плотника. А общественное мнение – только один из объектов интереса социальных ученых.

Помимо изучения того, чтo люди думают по разным поводам, социолог задается вопросами: а как эти люди действуют в разных социальных ситуациях? Где и почему между ними возникают противоречия и конфликты, и как их устранять? Например, за что фанаты разных футбольных команд бьют друг друга? Почему мы вообще делим людей на «своих» и «чужих»?

Иными словами, социолог изучает, как устроено общество и его части – от крупных корпораций и высших органов власти до школьного класса и семьи, - и как все это функционирует и изменяется.


Где востребовано такое знание?

Без понимания устройства окружающего нас социального мира в наше время очень сложно ориентироваться в обществе, а тем более им управлять. Поэтому социологическая экспертиза сейчас используется для принятия государственных решений, законов, управления бизнесом. Без нее не обходятся журналистика и реклама, общественные и правозащитные организации. Конечно, много где решения и сейчас принимаются наобум, но такие организации (или страны) со временем отстают от своих соседей и конкурентов.


Кто за это платит?

Конкретные прикладные исследования и консультирование по управлению организациями обычно заказывают социологам коммерческие фирмы. Государство, как правило, оплачивает такие исследования, которые помогли бы ему проводить задуманные реформы. Но есть еще третий вид исследований - академические; у которых нет сиюминутного заказчика.

Например, непредвзятое исследование мафии не решатся вам оплатить ни бизнес-структуры, ни государственные органы, ни тем более сама мафия. Им всем есть чего бояться: могут вскрыться и детали преступлений, и связь бизнесменов с мафиози, и неэффективность работы госструктур. Но общественности знать о таких вещах полезно. Поэтому подобные исследования обычно оплачиваются общественными или частными некоммерческими фондами. Такая работа требует от социолога определенного гражданского мужества.


Как работает социолог?

Итак, социолог использует не только опросы – те же фанаты или бандиты, скорее всего, просто не захотят разбираться в анкете. В зависимости от ситуации, социолог может прибегать:

- к интервью (как журналист) – формальному, с записью на диктофон, или в форме доверительной беседы;

- к фокус-группам (беседа с несколькими людьми, как в ток-шоу);

- к анализу документов и других письменных источников (как историк);

- к наблюдению (почти как разведчик).

Если учесть, что помимо сбора данных социолог еще должен читать специальную литературу, анализировать данные с помощью компьютерных программ, обсуждать свое исследование с коллегами на совещаниях и конференциях, писать отчеты и публиковать результаты своего труда - то мы увидим, что его работа весьма разнообразна и требует очень разных навыков.


Как социолог мыслит?

Что прежде всего отличает социолога от всех остальных – это определенный стиль мышления. Даже просто проходя по улице, социолог видит мир особыми глазами. Для него новый русский в золотых цепях – не просто бритый мужик, а образец демонстративного потребления; дети, дразнящие своего одноклассника – пример коллективного исключения из группы; просьба нищего дать денег на операцию – попытка мобилизовать определенные представления общества о социальной справедливости. Иногда даже отношения с членами своей семьи социолог невзначай начинает выяснять в социологических терминах.

Вместе с тем, узнавая о разных сообществах людей, их верованиях и законах, социолог понимает, что жизнь может быть устроена совершенно по-разному и становится терпимее к мнениям и действиям других.


Что он должен уметь?

Знания:
статистика и социальная теория, компьютер, некоторые отрасли права, экономики, политологии, истории, социальной политики, психологии.


Навыки и качества:

- аналитическое, критическое мышление;

- умение искать информацию, самостоятельно ставить и разрешать задачи;

- коммуникативные навыки;

- навыки написания связных текстов;

- способность примерять на себя чужие социальные роли.


По мере того, как наше общество взрослеет и все больше задумывается о самом себе, профессия социолога становится все более востребованной.


Олеся КОЛЬЦОВА,
кандидат социологических наук,
зав. лабораторией интернет-исследований НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург


Социолог на рынке труда

Социология как наука об обществе, вопреки распространенному представлению – это не только опросы общественного мнения. Опрос – всего лишь один из методов работы социолога, так же, как тромбон – лишь один из инструментов в руках музыканта. А общественное мнение – только один из объектов интереса социальных ученых. 

Помимо изучения того, чтo люди думают по разным поводам, социолог задается вопросами: как эти люди действуют в разных социальных ситуациях? Какие действия типичны для разных категорий людей? Как складываются эти категории, каким образом и почему люди объединяются в группы, сообщества, организации, а организации – в сложные социальные системы? Как все эти части общества устроены, как они развиваются и взаимодействуют друг с другом? Где и почему между ними возникают противоречия и конфликты?

Следующий вопрос – как устранить эти противоречия и конфликты – уже скорее дело как раз социальных работников, специалистов по государственному и муниципальному управлению и по консультированию организаций.

Это не значит, что социологу запрещено заниматься решением таких задач. Наоборот, деятельность государственных структур и консалтинговых фирм становится эффективнее, если в них работают люди с социологическим образованием: их знания дополняют навыки профессиональных управленцев. Кроме того, социологи востребованы в маректинговых и PR-агентствах, средствах массовой коммуникации и пресс-службах, избирательных кампаниях, правозащитных организациях и общественных движениях.

И, конечно, социологи работают в собственно научных центрах и институтах, ведущих как прикладные, так и академические исследования. В настоящее время количество таких центров, в том числе и негосударственных, возросло, и многие из них успешно действуют на рынке научной продукции. Увеличивается количество рабочих мест и для преподавателей социологии самых разных уровней – от средней школы до поствузовских курсов: понимать, как устроено общество, в котором мы живем, становится все более нужно отнюдь не только профессионалам.

В целом, по мере того, как наше общество развивается и осознает само себя, потребность в социологическом знании будет и дальше возрастать. Хотите ли Вы занять эту нишу рынка труда – решать Вам.


Олеся КОЛЬЦОВА,
кандидат социологических наук,
зав. лабораторией интернет-исследований НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург