Интервью с академическим руководителем
Магистерская программа «Современный социальный анализ» готовит специалистов, которые умеют анализировать общество разными методами. Все ее студенты изучат минимум один язык программирования и научатся брать интервью, остальные навыки зависят от трека и прикладных проектов. Какие личные качества помогают социологам в работе и как программа помогает в развитии карьеры — в интервью с академическим руководителем Надеждой Нартовой.
— Как по-вашему, что значит быть социологом? И какими качествами должен обладать человек такой профессии?
— Быть социологом — значит фиксировать, анализировать и интерпретировать происходящее вокруг нас. А чтобы иметь возможность что-то понять и объяснить, важно быть рефлексивным, критичным и обоснованным в своих суждениях. Для этого необходимо знать социальную теорию, владеть методами сбора и анализа данных, аккуратно представлять результаты.
Мне кажется, хороший социолог обладает некоторой долей подозрительности. Речь не о тотальном недоверии, просто нельзя слепо верить чужим интерпретациям. Наоборот, надо задаваться вопросами, откуда они взялись, как их можно обосновать и какие еще объяснения могут существовать.
Ну и, конечно, социологу важно быть эмпатичным. Все-таки мы изучаем общество, а общество состоит из людей. Если исследователь не умеет открываться другим точкам зрения, образам жизни, взглядам, ему будет очень тяжело.
— А интуиция важна?
— Она не рождается сама по себе, только вместе с профессиональными навыками. Чем лучше у тебя развито аналитическое мышление, тем легче ухватить какие-то тенденции в обществе. Просто так замечать их очень сложно. Однако это не только у социологов бывает. Вот, допустим, что первично в мастерстве художника — талант или труд? Конечно, когда есть талант — это прекрасно, но раскроется он только через постоянную работу.
— Как вы считаете, почему люди приходят в социологию?
— Я думаю, социологами становятся те, кому интересно, как устроено общество, почему люди живут так, а не иначе, как они сосуществуют друг с другом, по каким правилам они взаимодействуют. Этот интерес выливается и в фундаментальные научные исследования, и в конкретные прикладные. Потому что, понимая процессы, способы действия и взаимодействия людей, можно и улучшить игру для пользователя, и увеличить прибыль компании.
Моя любовь к социологии началась буквально с первой лекции в университете, когда вдруг оказалось, что можно сделать шаг в сторону и понаблюдать словно со стороны за нашей реальностью. Но нужно помнить: социолог — тоже часть этой реальности, поэтому к любым своим наблюдениям нужно относиться с большой долей критичности и рефлексии, даже если они завораживают.
— Поговорим о программе «Современный социальный анализ». Чему и как на ней можно научиться?
— Для начала стоит сказать, что у нас на программе два трека — «Социальный анализ молодежи» и «Аналитика социальных данных». Первый преимущественно сфокусирован на использовании качественной методологии. Мы учим проводить интервью различного типа, вести этнографическое наблюдение, делать анализ текстов и медиаконтента. На втором, количественном, студенты изучают анализ данных, языки программирования R и Python, многоуровневое моделирование. Студенты обоих треков учатся разрабатывать программу исследования, собирать материал и интерпретировать его разными способами. Академические дисциплины у нас читают преподаватели из четырех социологических лабораторий, которые вовлечены в исследовательский процесс на международном уровне.
Однако мы хотим, чтобы студенты получали и другие профессиональные навыки. На программе есть курс по креативному письму, курс по управлению исследованиями и аналитикой в организации. В следующем году на треке по качественным методам мы запустим курс по UX-аналитике, потому что наши выпускники часто выбирают для себя эту сферу. Вести эти предметы приглашены профессионалы, занятые в этих областях, — журналисты, аналитики, руководители маркетинговых и аналитических структур.
— Есть дурацкий стереотип о том, что социологи вечно изучают что-то мрачное. Но так ли это?
— И так, и не так. Вопрос в том, что считать мрачным. Обычно нормы и ценности в обществе диктует средний класс, но его представления о мире ограничены. А мир очень богат, важно понимать, что происходит на разных общественных уровнях, в разных группах и стратах. Если же избегать сложных тем, наше представление о мире, в котором мы живем, будет ограничено нашим восприятием, и мы ничего дальше своего круга не узнаем.
Конечно, если студенту захочется изучать стигматизированные или маргинализованные группы, мы его поддержим. Научим работать со сложными полями и темами. Главное, чтобы он шел в поле с социологической оптикой, а не своим представлением о «правильном и неправильном».
Но далеко не все социологи изучают какие-то особые социальные группы, некоторые исследуют горожан, молодежь, средний класс, мужчин и женщин — просто ищут новые перспективы. Возьмем, например, такую тему, как взросление. Этот период жизни проходит каждый человек, но у каждого этот этап складывается по-разному, по-своему. На характер взросления может влиять и территория проживания, особенности региона, социальная принадлежность юноши или девушки, особенности семейного капитала и так далее. Социологических вопросов, на которые пока нет ответов, огромное количество, поэтому репертуар тем очень широкий. Каждый студент может выбрать то, что задевает и интригует именно его.
— Мы уже начали немного это обсуждать, но все же — кем смогут работать выпускники программы?
— Спектр занятости наших выпускников очень широк, но в первую очередь — это позиции, связанные с аналитикой, исследованиями и управлением проектами. Кто-то из выпускников выбирает маркетинг, кто-то — HR-отделы, кто-то UX-аналитику, а кто-то — НКО. Наши магистры востребованы, поскольку владеют не только методами, но и навыками организации исследования и интерпретации данных. При этом мы готовим как специалистов в количественном анализе, так и профессиональных исследователей-качественников, которых на рынке мало.
Ну и часть наших выпускников идет в науку. Началом такого пути может стать аспирантура и стажерская позиция в одной из четырех социологических лабораторий факультета — Центре молодежных исследований, Лаборатории социальной и когнитивной информатики, Лаборатории сравнительных социальных исследований или Лаборатории социологии образования и науки. В феврале обычно стартует набор на позиции стажеров-исследователей в лабораториях и центрах Вышки. С наиболее мотивированными и профессионально ориентированными кандидатами заключают трудовой договор. Лаборатории и научные центры обеспечивают новыми знакомствами, дают опыт полевой работы и участия в экспедициях, помогают увидеть разнообразие исследовательских задач. На мой взгляд, академическая карьера социолога — невероятно интересная, хотя и далеко не простая…
— Что еще на программе помогает с профессиональным развитием?
— Участие в проектной деятельности. Как правило, сами проекты инициируют и ведут специалисты лабораторий и центров. Проектная работа развивается в нескольких направлениях. Первое — задачи внутри больших исследовательских проектов, которые идут прямо сейчас. Это, например, проект про включение приезжей молодежи в жизнь Петербурга. Второе — инициативные проекты преподавателей или сотрудников лабораторий. Они обычно строятся вокруг новой темы, которую нужно разработать или углубить. Один из таких проектов в этом году — как раз от Центра молодежных исследований, там изучают жизнь в петербургских «человейниках». Третье — когда НКО или культурные институции просят провести для них исследования.
Конечно, такие исследовательские проекты сильно увеличивают нагрузку на магистрантов, потому что на них реально нужно работать. Зато они дают понимание процесса исследования, учат работать в команде и чувствовать личную ответственность за выполнение поставленных в проекте задач. Дисциплина, ответственность, профессионализм — качества, которые нужны не только в академической карьере, но и в любой корпоративной работе.
Помимо этого, проекты — возможность попробовать что-то, что тебе интересно, но при этом не связано с курсовой работой. Иногда студенты-количественники берут проекты с задачами на интервью или включенное наблюдение — просто потому что им это в кайф. Почему бы и нет, это развивает профессиональные навыки, а значит, улучшает шансы на рынке труда.
— Какие международные возможности предлагает программа?
— Прежде всего, у нас по-прежнему есть трек двойного диплома с университетом Тренто. Вот как он работает: мотивированный студент с хорошей успеваемостью может провести второй курс в Италии. Дипломную работу магистрант будет защищать на общей комиссии из представителей университета Тренто и Вышки на английском языке. В этом году двое ребят учатся в Тренто: одна студентка — с качественного, один студент — с количественного. Еще можно участвовать в международной академической мобильности с вузами из числа партнеров Вышки. Главное — соотнести учебные планы между нашим университетом и зарубежным, пройти отбор, но это не так сложно.
— И последнее — что дает магистратура по социологии?
— Магистратура в целом улучшает шансы кандидата на трудоустройство и нормальную стартовую зарплату. Бонус социологии еще и в том, что она дает аналитические навыки — а они пригодятся в любой сфере: и в IT, и в маркетинге, и в социальной сфере. Поступление в магистратуру — это осознанный выбор, студенты, как правило, знают, каких навыков им не хватает, что им хотелось бы развить и чему научиться. Дополнительный плюс конкретно нашей программы — не очень большой набор, а значит, индивидуальная работа с каждым студентом. Да и обстановка у нас творческая и демократичная: мы разрешаем студентам исследовать то, что им нравится, и стараемся прислушиваться к их мнению.
И конечно, не менее важным становится вот этот отстраненный взгляд на то, как устроен мир. Социологи знакомятся с очень разными исследованиями: как классическими, так и самыми новыми, в которых затронуты важные и острые вопросы современности. После знакомства с такими работами смотреть на мир через розовые очки уже не получится… Конечно, иногда это немного угнетает, но, с другой стороны, — и освобождает. Потому что когда знаешь, как что-то устроено и как оно работает, — можешь что-то изменить.
Академический руководитель образовательной программы