• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Интервью с академическим руководителем


Елена Омельченко:  Сегодня социология вбирает в себя все самое интересное, что  происходит в других науках

  Елена Леонидовна Омельченко,
академический руководитель магистерской программы «Современный социальный анализ»,  директор Центра молодежных исследований, рассказала  о возможностях и перспективах  обучения на магистерской программе, а также  востребованности выпускников социологов и  перспективах трудоустройства.

 

На кого ориентирована магистерская программа «Современный социальный анализ» и кому она может быть полезна?

Я думаю, что здесь можно выделить несколько групп потенциальных абитуриентов, кому может быть интересна программа. Первая группа -  выпускники бакалавриата и специалитета по социологии или каким-то близким к ней дисциплинам, например культурологии, психологии, социальной работе. Это те, кто хочет продолжить профессиональное образование, стать более продвинутым специалистом в своей области.  Таким людям «Вышка» дает хорошую теоретическую и практическую базу для дальнейшей профессионализации, построения академической или прикладной карьеры именно в социологическом поле.

Вторая группа - это те, кто никогда не занимался социологией, но им интересно понять, как и почему люди себя ведут таким, а не иным образом, что происходит у нас в обществе.  Это такой особый род любопытства, когда человеку интересно и важно то, что происходит вокруг. И здесь, конечно, социология, как дисциплина, сфокусированная на обществе и коммуникации между людьми, помогает найти ответы на вопросы, которые волнуют тебя в повседневной жизни.  Социология, пожалуй, одна из самых современных наук, она вбирает в себя все самое интересное и новое, что появляется в других, не только социальных дисциплинах. Поэтому она может быть интересна даже тем, кто ей никогда не занимался. Социология позволяет юноше или девушке, выбравшим этот путь, стать более критичными и осмысленными не только в отношении происходящего вокруг, но и в отношении собственной жизни.   

Третья группа потенциальных абитуриентов — это те, кого в первую очередь интересует прикладная сторона социологии, кто хочет получить в магистратуре практические навыки.

Наша магистратура предоставляет всем студентам возможности для развития как аналитических, так и практических навыков проведения исследований и анализа полученной информации, как в количественной (он- и оффлайн опросы, фокус-группы, работа со статистикой), так и в качественной традициях (глубинные и биографические интервью, включенное наблюдение, видеозапись). Здесь учат работать с большими массивами информации, проводить полевые исследования, взаимодействовать с разными людьми. Магистратура позволяет приобрести как общие, так и специфические профессиональные навыки, которые могут пригодиться в дальнейшем, в какой бы сфере выпускник не работал.

Поговорим о научно-исследовательской работе в рамках программы: расскажите, пожалуйста, как магистранты выбирают темы и направления для своих исследований? Сами, исходя из того, что им интересно, или же они должны встраиваться в текущие исследовательские проекты центров и лабораторий?

Чаще всего, конечно, тематически курсовые работы и магистерские диссертации привязаны к интересам научных руководителей, но в целом мы, как правило, поддерживаем инициативы магистрантов в этом отношении. На программе есть большая свобода для выбора темы в рамках своих исследовательских интересов. Если человек приходит с темой и стремлением изучать то, что выбрал сам, это всячески поддерживается и поощряется. При этом спектр научно-исследовательской работы студентов очень широк, и в этом особая прелесть социологии: магистранты могут выбрать то, что им самим интересно и в течение двух лет обучения развивать эту тему. Это могут быть проекты, выполняемые в количественной  и/или качественной парадигмах,  связанные с полевой работой, а могут быть ориентированные на анализ виртуальных данных. Преподаватели программы это еще и ученые-практики, поэтому часто они помогают с выбором темы и способствуют дальнейшему исследовательскому поиску магистранта.

Особый фокус  программы - это научно-исследовательская деятельность магистрантов. Начиная с первого курса все магистранты выбирают научно-исследовательский семинар, который в большей степени соответствует их интересам. Эти семинары проходят каждую неделю, на них магистранты делятся своими исследовательскими вопросами и получают необходимую обратную связь от преподавателей, что помогает дальше развивать свой научно-исследовательский поиск.

В чем, на Ваш взгляд, заключается ключевое преимущество программы?

Один из плюсов программы - это возможность работать в исследовательских структурах департамента социологии Высшей школы экономики, где можно приобрести практические навыки и провести свое собственное исследование. Многие наши успешные выпускники начинали свою исследовательскую и академическую карьеру, работая в лабораториях департамента социологии. В распоряжении студента магистерской программы «Современный социальный анализ» четыре исследовательских структуры, которые занимаются совершенно разными проектами - от качественного кейс-стади до анализа массива интернет данных, от межстрановых исследований до городских исследований и исследований образования и науки. 

Возможно ли, обучаясь в магистратуре, совмещать учебу с работой или подработкой?

Так как большинство занятий проходит во второй половине дня, вечером, то многие студенты успешно совмещают работу и учебу. Например, многие наши выпускники успевали за два года обучения приобрести не только теоретические знания и практические навыки в рамках программы, но и получить профессиональные компетенции уже на своих рабочих местах, что помогло им значительно продвинуться вверх по карьерной лестнице.

Что необходимо для успешного поступления на программу?

Надо просто собрать очень хорошее портфолио. То есть успешное поступление зависит от самого абитуриента. Накопленный ранее багаж сильно помогает при поступлении. При рассмотрении кандидатуры абитуриента учитываются результаты, полученные во время обучения, публикации, выступления на конференциях, высокие оценки, факт окончания языковых программ и курсов. Конечно, есть конкурс, но сама процедура подготовки к поступлению достаточно простая – она не требует дополнительной подготовки. Вы просто предоставляете документы о всех ваших учебных и научных достижениях. 

Где могут быть востребованы выпускники магистерской программы «Современный социальный анализ»?

Учитывая специфику нашего современного рынка труда, можно сказать, что неважно, какую программу специалист заканчивает, так как всегда существует большая вероятность, что он не будет работать по специальности. Я бы советовала при оценке того, насколько учеба в той или иной магистратуре поможет повысить ваши шансы на рынке труда, обращать внимание, прежде всего, на то, какие навыки дает образовательная программа.

Классические траектории выпускников нашей магистратуры выглядят следующим образом. Во-первых, они включаются в серьезную научную работу, например, остаются работать в исследовательских структурах  Высшей школы экономики. Во-вторых, выпускники занимают такие рабочие места, где предполагается использование социального анализа. Это могут быть и социологические исследовательские центры, и маркетинговые компании, а также HR-агентства и даже разные государственные учреждения.

Во время обучения на магистратуре есть возможность специализироваться на определенных методах анализа данных и можно выбрать то, что вас больше привлекает – анализ больших массивов данных с помощью статистических методов или анализ текстов с использованием методик дискурс-анализа, нарративного или биографического анализа. 

У нас учат работать с программами статистического анализа данных R или SPSS, а также знакомят с программами анализа материалов Интернет-форумов или социальных сетей.

Елена Леонидовна, помимо того, что Вы руководите магистерской программой «Современный социальный анализ», Вы еще и директор Центра молодёжных исследований. Расскажите о Вашем центре и проектах.

Центр молодежных исследований существует с 2009 года.  Тематика исследовательских проектов центра обширна. Безусловно, так или иначе, проекты Центра связаны с изучением современной молодежи, однако при этом существует большое разнообразие исследовательской фокусировки. Мы используем самые разные методики, начиная от включенных наблюдений и кейс-стади, когда мы становимся инсайдерами и как бы изнутри изучаем самые разные молодежные группы - от анархистов и готов  до молодых членов партий и гражданских активистов. Проводим мы массовые количественные опросы и глубинные интервью.  Одно из направлений Центра - изучение молодежных культур и субкультур, молодежных солидарностей и всего, что связанно с молодежным активизмом и молодежными сообществами.  Другое направление, которое развивается в нашем Центре, это изучение миграции и этничности. Сейчас у нас идет большой проект, подержанный Российским научным фондом, посвященный изучению межкультурного взаимодействия на молодежных культурных сценах. Мы ищем поля позитивного взаимодействия молодежи. Проект достаточно масштабный и проводится в четырех городах России: Казань, Махачкала, Санкт-Петербург, Ульяновск.  Кроме того,  еще одно динамично развивающееся исследовательское направление нашего Центра - это социальные исследования тела, в рамках которого было реализовано несколько проектов, посвященных изучению конструирования телесности и конструированию возраста. Последние несколько лет мы также достаточно плотно занимались изучением труда и потребления городской и сельской молодежи с акцентом на ценностях и культурных выборах современных юношей и девушек. Продолжаем заниматься темой тюрьмы и опыта заключенных, как женщин, так и мужчин. Мы также изучаем женщин, включенных в сети поддержки заключенных.

Расскажите о международных проектах ЦМИ и международной мобильности.

У нас достаточно много коллег и партнеров за рубежом. В прошлом году у нас закончился многолетний международный проект «Память, молодежь, политическое наследие и гражданское участие», в котором принимали участие исследовательские команды из 14 стран и который финансировался Европейской Комиссией. С этого года мы включились в новый такой сетевой европейский проект «PROMISE» ("Продвижение молодежного участия и социального включения: возможности и вызовы для "конфликтной" молодежи в Европе»).  Он реализуется в рамках программы HORIZONT 2020, но наше участие в проекте стало возможным благодаря поддержке Программы фундаментальных исследований Высшей школы экономики. Главная цель проекта - изучение путей вовлечения молодежи в социальные преобразования. 

Интересным был тоже наш последний опыт сотрудничества с коллегами из шведского университета города Седеторн. Мы провели анкетирование более 2000 старшеклассников Санкт-Петербурга на предмет изучения того, какие факторы влияют на успеваемость учеников. Результаты будут сравниваться с ответами шведских школьников. В прошлом месяце мы на семинаре с нашими финскими коллегами в Хельсинки дали старт новому проекту, который будет проводиться параллельно в двух странах.  Мы будем исследовать то, как молодежь осваивает метро и районы вокруг метро, как производятся и поддерживаются локальные идентичности, и какие смыслы в этом контексте обретает мобильность. Особым фокусом нашей работы будет использование молодежью новых медиа технологий в разных местах и ситуациях.

Мы также сотрудничаем с крупными университетами и исследовательскими центрами Великобритании, Финляндии, Германии, Франции, Грузии, Эстонии, Казахстана и Киргизии, а также с российскими университетами в Москве, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге. На протяжении последних 10 лет ежегодно Университет Глазго предоставляет нам уникальную возможность отправить одного из наших сотрудников на месячную стажировку.

Ваши пожелания абитуриентам программы «Современный социальный анализ»?

Приходите к нам, попробуйте себя, учиться будет непросто, но интересно и результативно. Мы заинтересованы в сильных и мотивированных студентах, которые смогут стать в будущем конкурентоспособными специалистами.