• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Открываем Россию заново»: итоги экспедиционного сезона 2019

25-го ноября в НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург прошла конференция по итогам экспедиционного сезона «Открываем Россию заново» 2019. Студенты и преподаватели презентовали результаты восьми экспедиций, рассказали, как ездили изучать Исламское образование, чувашский диалект, историческую память затопленных городов на Волге и многое другое. Докладчики поделились не только новыми эмпирическими данными, но и дальнейшими планами исследований, а также обсудили насущные организационные моменты.

«Открываем Россию заново»—  конкурс студенческих экспедиций, запущенный НИУ ВШЭ в 2017 году. Проект работает на постоянной основе, и каждый год исследовательские группы выезжают в разные уголки России. Студенты под руководством преподавателей пробуют себя в поле: проводят сложные интервью, занимаются наблюдением, ведут исследовательские дневники. Полученная эмпирика часто становится основой научных статей и ВКР. В проекте могут участвовать студенты и преподаватели любых образовательных программ кампуса, изучающие Россию в различных областях знаний.

Проект в цифрах

Общекампусовский экспедиционный проект зародился в 2017 году, но для НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург наиболее активным временем его развития стали 2018 и 2019 годы. Всего за два года в проекте поучаствовали 184 человека. В основном, это студенты бакалавриата, чаще всего социологи (29 чел.), филологи (22 чел.) и историки (16 чел.). Однако открывать мир прикладных исследований также ездят экономисты, менеджеры и студенты программы УАГС.

Экспедиции 2019 года отличились своим географическим разбросом. Студенты посетили 9 регионов России — в том числе Приморский край и республику Дагестан — и объездили территорию, суммарно сравнимую с площадью Южной Кореи. В экспедициях этого года побывало 94 студента с 12 образовательных программ и 26 преподавателей и научных сотрудников.

Исследования учебных заведений

Образование и учебные заведения стали темой сразу двух экспедиций 2019 года. Студенты под руководством Евгения Ильича Зеленева— главы Департамента востоковедения и африканистики – посетили семь населенных пунктов республики Дагестан, чтобы понять место Исламского образования в общероссийской системе. Группу особенно интересовала специфика обучения, методики преподавания и современные трудности, связанные с реализацией исламских образовательных инициатив. При поддержке местных властей им удалось встретиться с ректорами и преподавателями всех исламских вузов Дагестана. Но особенно ценной для студентов в этой экспедиции стала встреча с новым культурным кодом. Подробнее о ходе и результатах экспедиции можно прочитать в материале.

Совсем с иной стороны учебную жизнь исследовали студенты лаборатории СЛОН («Социология образования и науки»). Вместе с ее руководителем, ординарным профессором Даниилом Александровичем Александровым и заместителем заведующего Светланой Сергеевной Савельевой группа посетила школы Калужской области. Участники экспедиции изучали климат школьных отношений между учениками, их доверие учителям, интервьюировали завучей и директоров, а также проверяли, совпадают ли предварительно собранные количественные данные и статистика с действительностью. Все результаты студенты оформили в содержательный отчет для министра образования Калужской области и передали отдельные отчеты каждой из школ. Дневниковые заметки о каждом экспедиционном дне можно найти в Instagram профиле СЛОНа.

Изучение молодежи

Центр молодежных исследований добрался до Приморского края и Республики Коми (почитайте материалы про экспедиции во Владивосток и в Воркуту). Студенческая экспедиция с заместителем руководителя ЦМИ Яной Николаевной Крупец знакомилась с молодежными культурами Владивостока. 400 часов наблюдений и 41 интервью провели ребята, чтобы создать карту молодежных культур и сообществ, окунуться в музыкальный андерграунд, узнать, какую карьеру выбирает себе приморская молодежь, а также понять взаимодействие жителей Приморья с культурами Азии. По итогу шести экспедиционных дней группа сделала информационный буклет, где описала все стороны и этапы исследования.

Вторая группа вместе с руководителем ЦМИ Еленой Леонидовной Омельченко и старшим научным сотрудником Надеждой Андреевной Нартовой отправилась с экспедицией в Воркуту. Их цель состояла в описании идентичности молодых людей современной Воркуты. Участники хотели узнать, о чем молодежь думает, чем занимается и к чему стремится. С докладами по экспедиции студенты выступили на международной конференции «Молодежь в XXI веке: множественность и различие», и еще посвятили исследованию целую фотовыставку. Послушать о результатах и посмотреть фотографии приезжал советник мэра Воркуты Александр Литвинов. Вы тоже можете увидеть выставку ребят на третьем этаже корпуса на Кантемировской. Она продлится до 10-го декабря.

Культурно-исторические особенности и развитие регионов

Филологи продолжили изучение говора села Малое Карачкино в Чувашии, куда уже отправлялись группы в 2017 и 2018 году. В 2019-м студенты дважды совершили экспедицию со старшим преподавателем Марией Александровной Холодиловой а сейчас участвуют в грантовом конкурсе РФФИ с темой «Грамматические особенности тюркских языков Поволжья». Для того чтобы разобраться в особенностях диалекта исследователи не только общались с жителями деревни, но решали сканворды на чувашском языке, проводили экспедиционный «Книжный клуб» и разучивали песни с носителями языка. Еще студенты поддерживают целый лингвистический корпус по чувашскому языку и уже вновь собираются в поле ближайшим летом.

Две экспедиционные группы под руководством Богуславской Светланы Борисовны – аналитика Центра прикладных исследований и разработок – отправились на Север России. Одна группа занималась изучением особенностей электроснабжения в Карелии. Студенты посетили несколько частных и государственных ГЭС, поговорили с их руководством, проанализировали зеленую энергетику региона. Вторая группа изучала развитие малых территорий Архангельской области. Посещение основных туристических мест и встречи с местными жителями помогли составить картину социокультурной деятельности территорий Севера, оценить траекторию развития региона. В Instagram по хэштегу #архоблрисёрч студенты делились собственными впечатлениями и дневниковыми заметками экспедиции.

Тема культурного наследия и исторической памяти также отразилась в экспедиции по городам на Верхней Волге. Краеведческий анализ городов, пострадавших от Волжских наводнений после строения водохранилищ проводился вместе с Адрианом Александровичем Селиным – академическим руководителем ОП «История». Студенты занялись вопросами исторической репрезентации событий наводнений и конструирования прошлого городов. Маршрут экспедиции состоял из девяти пунктов – это были и живые города, и места, затопленные Рыбинским водохранилищем.

Фидбэк и обновления проекта

Для участников экспедиции стали возможностью почувствовать себя одновременно туристами и исследователями. Многие поехали для расширения собственного кругозора, а вернулись с опытом настоящих полей и с идеями для статей и ВКР. Но, что более важно, экспедиция оказалась еще и групповой психологической работой: ежедневное заполнение дневников исследований и вечерние собрания создали ощущение большого эмоционального объединения и почву для обмена переживаниями. Для многих эти моменты стали возможностью преодолеть негатив от трудности научной работы и наполниться новыми силами.

Побывать в экспедиции может любой студент Петербургского кампуса. Для этого желающим нужно подать заявку через "Ярмарку проектов". При этом студент может выбирать и другие интересные проекты, и за них за все получить кредиты. Кроме этого, для экспедиционных групп 2019-2020 года есть возможность поучаствовать в конкурсе на пост-продакшн, который проводит «Фонд образовательных инноваций». Фонд предлагает победителям свою помощь в репрезентации результатов экспедиций за пределами НИУ ВШЭ. Это может быть, например, подготовка и издание книги, организация выставок, создание и поддержка соответствующих сайтов и т.п.

Если вы хотите стать участником или организатором экспедиции, то разобраться в тонкостях подачи заявок или записи на проект вам поможет сайт Управления образовательных программ.

Дария Трапезникова

менеджер отдела организации учебного процесса

«В 2020 году Фонд образовательных инноваций готов поддержать около 100 заявок на экспедиции. Не менее 10 заявок мы ожидаем от Петербургского кампуса. Серьезных изменений в условиях конкурса в следующем году не будет, но стали более понятными следующие ограничения: один руководитель может организовать не более двух экспедиций в год, а один студент может съездить не более чем в три экспедиции за период обучения.

Мы надеемся, что будет расти количество заявок на проведение экспедиций и число студентов, желающих отправиться в экспедицию. Ведь студенческие экспедиции — это поистине уникальная возможность для студентов «открыть Россию заново», побывать в отдаленных уголках страны и посмотреть, как и чем там живут люди. Ездить в экспедиции надо, чтобы получить не только исследовательский, но и жизненный опыт, чтобы научиться эффективно работать в команде и преодолевать свои страхи».