• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

О программе

Миссия программы

Магистерская программа «Современный социальный анализ» дает возможность бакалавру любой специальности за 2 года стать магистром социологии международного уровня. Мы учим видеть структуру в повседневной жизни, анализировать то, что происходит вокруг, опираясь на научные подходы, а не на интуицию или предрассудки. Мы показываем, что привычный взгляд на общества часто неверен, разрушаем стереотипы, учим не обманываться и не обманывать, когда вы читаете или пишете об общественных процессах. 

Наша программа – это 2 трека (направления обучения): «Социальный анализ молодежи» и «Аналитика социальных данных». 

В первом семестре для обоих треков большинство курсов общие – это базовые количественные и качественные методы социологического анализа, организация прикладного исследования (от переговоров с заказчиком до расчета смет) и исследовательская коммуникация (это про этику, которой мы уделяем много внимания, а также про визуализацию данных, качественные интересные презентации и умение писать тексты). 

Социальная теория есть в обоих треках, и она направлена на знакомство с самой современной литературой (классические старые тексты студенты могут освоить сами по списку, который мы вывешиваем на сайте). 
Для тех, кому английский преподавали недостаточно, мы даем адаптационный курс. Это важно, потому что со второго семестра многие дисциплины идут на английском. 
В мотивационном письме мы просим указать, на какой трек вы хотите поступать, но даем полтора месяца, чтобы поменять решение.  Со второго семестра все курсы по выбору. 

На треке «Социальный анализ молодежи» упор делается на разработку актуальной повестки молодежных исследований: это поколенческие трансформации в эпоху digital, вкусы, мода, телесность, гендер, идентичность, субкультуры, солидарности, молодежные сцены. Помимо осмысления современных трендов в жизни молодежи, студенты учатся качественной методологии: от подробного разбора проблем полевых этапов исследования и этнографии до кодирования в NVivo и QDA Miner и анализа больших массивов качественных данных. На программе учат снимать социологическое кино, анализировать последствия социальной политики и искать необычное в повседневном.  
Большинство преподавателей трека работают в Центре молодежных исследований (ЦМИ) – одном из ключевых центров по качественным методам, гендерной повестке и youth studies в России. 

Трек «Аналитика социальных данных» нацелен на тех, кто хочет изучать социальные процессы с помощью цифр. Мы учим использовать интернет-данные, материалы опросов, социальные сети для того, чтобы рассказывать об обществе увлекательно и с опорой на факты. На треке изучают, как создавать и тестировать опросники, как исследовать социальные сети, анализировать гендерные и этнические неравенства. Студенты осваивают несколько языков программирования: SQL (для баз данных), Python (для машинного обучения) и R (для статистического анализа), причем все они даются с нуля; предварительного знания математики не предполагается. На втором курсе читаются дисциплины, которые только что стали появляться в ведущих мировых вузах: agent-based modeling и социальная физика. 

Ядром учебного процесса и самой напряженной его частью на обоих треках являются научно-исследовательские семинары, где студенты каждую неделю обсуждают свои курсовые, консультируются с преподавателями и друг с другом и знакомятся с аналогичными исследованиями в лучших современных журналах. Кроме того, много часов отведено на проектную деятельность, то есть на исследование, которое делают группы студентов помимо своих основных работ. Многие студенты участвуют в конференциях и ездят на стажировки в зарубежные университеты.

Высшая школа экономики вошла в топ-100 мировых вузов по социологии, и знания, которые здесь получают, очень востребованы и в международной академической среде, и в бизнесе, особенно в бизнес-аналитике. Умение интерпретировать актуальные события, опираясь на сложные данные – это главный навык, которым студенты овладевают в совершенстве и могут применить в самых разных сферах. 

Преподаватели программы – ведущие специалисты в различных исследовательских направлениях: от межстрановых количественных исследований до городской этнографии, от сетевых исследований до социологии культуры и искусства.



О преподавателях программы

Преподаватели программы — ведущие специалисты в различных исследовательских направлениях: от межстрановых количественных исследований до городской этнографии, от сетевых исследований до социологии культуры и искусства.

Программа построена на авторских курсах, разработчиками которых являются преподаватели-исследователи, хорошо владеющие своим предметом, как с точки зрения теоретической перспективы, так и с точки зрения методологии исследований и практических приложений.


   
Омельченко Елена Леонидовна - академический руководитель программы

Директор Центра молодежных исследований Санкт-Петербургского филиала НИУ ВШЭ, директор научно-исследовательского центра «Регион», автор более 80 научных статей и монографий, посвященных актуальным вопросам социологии молодежи: от истории «молодежного вопроса» до проблем употребления молодыми людьми психоактивных веществ. Признана одним из 30 самых влиятельных российских экономистов и социологов 2000–2010 гг. в области исследования субкультур. Осуществила руководство более чем 80 исследовательскими социологическими проектами, в том числе международными. В1997 году ей присвоили имя Почетного исследователя Центра Русских и Восточно-Европейских Исследований (Бирмингемский Университет, Великобритания). В НИУ ВШЭ Е.О. Омельченко неоднократно получила благодарности, грамоты, и поощрения.