• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

О программе

Миссия программы

Магистерская программа «Современный социальный анализ» ориентирована на самые высокие международные стандарты и является одним из лидеров в области постдипломного социологического образования. Основной приоритет программы — включение в мировую исследовательскую практику.  Студенты программы получают все условия для развития собственной академической карьеры: принимают участие в международных исследовательских проектах, зарубежных конференциях. К работе в программе привлечены пять преподавателей со степенью PhD.

Актуальность подготовки и преимущества программы

  • Поступать на программу могут бакалавры и специалисты с любым базовым образованием. Успешными студентами нашей магистратуры становились менеджеры и культурологи, инженеры и маркетологи, программисты и журналисты. 
  • Различие образовательного бэкграунда, профессионального и жизненного опыта магистрантов делают образовательный процесс еще более творческим, позволяют студентам также учиться и друг у друга, являются залогом подготовки по-настоящему уникальных специалистов. 
  • Магистрантам преподают ведущие зарубежные специалисты. Пятеро преподавателей программы имеют степени PhD, их число будет постоянно увеличиваться. 
  • Возможность работать и проводить свое исследование в одном из пяти научных подразделений: Лаборатории социологии образования и науки, Центре молодежных исследований, Лаборатории сравнительных социальных исследований, Лаборатории интернет-исследований, а также в научно-учебных группах.
  • Возможность самому выстраивать свой учебный план, в котором только 5 дисциплин являются обязательными, а остальные магистрант выбирает самостоятельно из 27 курсов по выбору. 
  • Доступ к тысячам научных журналов и книг со всего мира в электронной библиотеке НИУ ВШЭ, одной из самых богатых в России.
  • Разнообразие возможных тем диссертаций: сравнительные социальные исследования, социальная антропология, молодежные исследования, исследования миграционных процессов, социология образования, исследования религии, интернет-исследования, urban studies.
  • Возможность получать гранты для поездки за рубеж для учебы или исследовательской работы, участвовать в международных научных мероприятиях. Зарубежными партнерами программы являются: University of Michigan (USA), Aleksanteri Institute (F), University of Warwick (UK), Glasgow University (UK), University of Groningen (NL), Maastricht University (NL). 
  • Занятия проводятся по будням после 18 часов.

 

Знания, умения и навыки

Обучаясь на МП ССА студенты формируют и развивают компетенции в сферах:

 анализа и интерпретации текущих процессов и тенденций в различных секторах общественной жизни

 социологической рефлексии социально значимых проблем

 использования современных социологических критических теорий и их операционализации в проводимых исследованиях

 постановки проблем, организации и проведения социологических исследований в русле количественной и качественной методологии:

-    работы с большими массивами данных

- использования современных методов анализа количественной и качественной информации 

 публичной презентации результатов исследований острых социально значимых проблем путем создания текстов в жанре социологически компетентной журналистики

 экспертного анализа ситуаций в сферах социальной и корпоративной политики, межкультурного и межсекторного взаимодействия

 проведения межстрановых исследований в сравнительной парадигме 

 эффективной коммуникации с представителями различных социальных групп, разрешения спорных ситуаций, урегулирования конфликтов

 организации социологических конференций, дискуссионных клубов и других публичных мероприятий

 подготовки и редактирования информационных сообщений и аналитических текстов для широких групп общественности, представителей органов власти, науки и бизнеса

Магистранты углубленно изучают одновременно качественные и количественные методологические инструменты, которые смогут применить в академических исследованиях или многочисленных прикладных сферах. Основным приоритетом программы является не только знакомство, но и прямое включение в мировую исследовательскую практику путем участия в конкретных исследовательских проектах, реализуемых  исследовательскими лабораториями и центрами Департамента социологии. Преподавателями на программе работают высоко профессиональные исследователи с широкой международной известностью. Студенты программы получают все условия для развития собственной академической карьеры: принимают участие в международных исследовательских проектах, научных семинарах, российских и зарубежных конференциях.


О преподавателях программы

Преподаватели программы — ведущие специалисты в различных исследовательских направлениях: от межстрановых количественных исследований до городской этнографии, от сетевых исследований до социологии культуры и искусства.

Программа построена на авторских курсах, разработчиками которых являются преподаватели-исследователи, хорошо владеющие своим предметом, как с точки зрения теоретической перспективы, так и с точки зрения методологии исследований и практических приложений.


   
Омельченко Елена Леонидовна - академический руководитель программы

Директор Центра молодежных исследований Санкт-Петербургского филиала НИУ ВШЭ, директор научно-исследовательского центра "Регион", автор более 80 научных статей и монографий, посвященных актуальным вопросам социологии молодежи: от истории "молодежного вопроса" до проблем употребления молодыми людьми психоактивных веществ. Признана одним из 30 самых влиятельных российских экономистов и социологов 2000—2010 гг. в области исследования субкультур. Осуществила руководство более чем 80 исследовательскими социологическими проектами, в том числе международными.В1997 году ей присвоили имя Почетного исследователя Центра Русских и Восточно-Европейских Исследований (Бирмингемский Университет, Великобритания). В НИУ ВШЭ Е.О. Омельченко неоднократно получила благодарности, грамоты, и поощрения.

Получил университетское образование как биолог, а затем занимался историей науки, защитив кандидатскую диссертацию по истории науки. Преподавал в СПбГУ в 1981-1988 гг., затем десять лет работал в Институте истории естествознания и техники РАН. С 1996 г. По 2007 он преподавал на факультете политических наук и социологии Европейского университета в Санкт-Петербурге, где, в частности, руководил программой «Развитие социальных исследований образования в России». В 2007 г. стал директором фонда поддержки социальных исследований «Хамовники», финансирующего полевые социологические исследования. В 2007 г. стал заместителем директора по науке в НИУ ВШЭ и возглавил факультет социологии, а в 2014 возглавил факультет Санкт-Петербургская школа социальных и гуманитарных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Д.А. Александров неоднократно стажировался за рубежом и участвовал в российских и зарубежных проектах, исследованиях, и грантовых программах. Он является автором более 100 научных работ и членом редколлегии научных журналов. Д.А. Александров неоднократно был победителем конкурса Лучший преподаватель и другие благодарности и поощрения в НИУ ВШЭ и за его пределами.

 

Посмотреть всех преподавателей

 

 

Получил степень PhD по социологии в Мичиганском университете США. Он много лет преподавал в Европейском университете в Санкт-Петербурге, а с 2007 года работает в НИУ ВШЭ и возглавляет Лабораторию сравнительных социальных исследований. За свои исследования в области национализма, религии, социальной психологии, и статистическом анализе, Э.Д. Понарин получил несколько благодарностей и поощрений, в том числе в 2014 году ему был присвоен статус ординарного профессора ВШЭ. Он является автором многочисленных публикаций на русском, английском и французском языках, членом правления АссоциацииВсемирного Исследования Ценностей, членом редколлегииJournal of Post-Soviet Power Institutions, а также участником несколких международных проектов (University of Helsinki Carnegie Foundation of New York, Georgetown University).

 

Была признана Лучшим преподавателем НИУ ВШЗ в 2011 году. Является автором многих публикаций российских и зарубежных изданий в области религии, социологии, паломничества, обрядами жизненного цикла, трезвенническим движением в России, за которые получила несколько поощрений НИУ ВШЭ. Имеет значительный опыт полевых исследований на русском северо-западе (Новгородская, Псковская, Ленинградская области). Является одним из организаторов конференций «Полевые методы в социальных науках» и «Исследования по народной религиозности: современное состояние и перспективы развития».

 

Выдающийся ученый-социолог,профессор Мичиганского университета (США), руководитель лаборатории сравнительных социальных исследований в НИУ ВШЭ. Получил известность в научных кругах, как руководитель проекта Всемирного исследования ценностей World Values Survey. Опросы и интервью в рамках проекта проходят с пятилетней периодичностью в 78 странах мира и с привлечением многих организаций. Приглашенный исследователь в 12 странах, консультирует ЕС и Госдеп США. В 2011 году получил премию Юхана Шютте за достижения в области политических наук, самую престижную академическую награду для политологов.

 

Изучает социальные процессы и явления в образовании, школе, социологии миграции, и анализа социальных сетей.  Является автором книг, глав в книгах и журнальных публикаций, членом Международной сети анализа социальных сетей, организатором ежегодной международной летней школы НИУ ВШЭ, посвященную сетевому анализу данных.

 

Под его научным руководством защищены насколько диссертаций на соискание степени кандидата социологических наук. Участвовал в проектах Института социологии РАН, грантах Института социологии РАН, грантах Института «Открытое общество»; разработал насколько учебных курсов; перевел работы британского учёного Лари Рэя «Классические социологические теории» совместно с Н.В. Каминской, В.В. Клименко, Е.Е. Кутявиной в рамках Инновационного проекта развития образования Национального фонда подготовки кадров Международного банка реконструкции и развития. Проходил научные стажировки в университете Эссена (Германия) и в университете Уорвика (Великобритания).

 

Является автором многих публикаций российских и зарубежных изданий в области социологии интернета, массовой коммуникации, рекламы; политической коммуникации. С 2001 года - член редколлегии журнала «Journal of Eurasian Studies». Награждена за академические успехи и вклад в научную репутацию ГУ-ВШЭ (2008-2010). Декан факультета социологии НИУ ВШЭ СПб (2008-2012), участник многих исследовательских проектов, включая «Гражданские медиа как форма гражданского общества», «Разработка методики и организационный механизм мониторинга содержания продукции средств массовой информации» по выявлению интолерантности в печати, «Научно-методическое обеспечение акций и кампаний по пропаганде толерантного поведения, проводимых в средствах массовой информации». С 2011 года является  заведующей лабораторией интернет-исследований НИУ.

 

Директор по исследованиям «Исследовательская группа «ЭКРО» (2001-2010), Научный сотрудник НУЛ "Социология образования и науки (2010). Участвовала в таких научных проектах, как Антикапитализм в посткоммунистических странах (2011-2012); Благополучное старение. Субъективное благополучие в поздний жизненный период: кросс - национальное исследование (2011-2012); Нелегальная трудовая миграция в

Ленинградской области» (2008-2009). Проходила стажировки в университетах Хельсинки (Финляндия) и Ганновера (Германия), а также Мичиганском университете (США). Автор публикаций на русском и английском языке, включая «Стареющая Европа: демография, политика, социология». СПб. : НОРМА (2014).

 

Получил PhD в университете Эссекса, Великобритании, и работал более 10 лет в Юниверсити Колледж, Лондон, на факультете Славянских и Восточно-Европейских Исследований. Его главным исследовательским интересом является пересечения темы здоровья, уровня жизни и неравенства. Директор и со-директор многих исследовательских и профессиональных проектов, в том числе Head of Teaching Resources at UCL SSEES, MESS Masters Consortium, 3-year Open Society Foundation project; автор публикаций в лучших журналах мира. С 2014 года – Академический руководитель факультета Санкт-Петербургская школа социальных и гуманитарных наукНационального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

 

Состояла в группе высокого профессионального потенциала НИУ ВШЭ (2009-2010), признана Лучшим преподавателем (2011); дважды поощрялась за академические успехи и вклад в репутацию НИУ ВШЭ (2011-2016). Участвовала в российских и зарубежных конференциях и проекта, включая "Статусные группы, карьерные траектории и идентичности школьных учителей", «Факторы миграции и этничность в школе» "Языковая лояльность группы, конструирование этничности и проблема сохранения миноритарных языков на постсоветском пространстве". Автор публикаций на русском и английском языке, включая книгу Язык, общество и школа . М. : Новое литературное обозрение, 2012.

 

Начала работать в НИУ ВШЭ в 2010 году.  Активный участник российских и зарубежных конференций, включая Апрельская конференция НИУ ВШЭ, Международная конференция "Культурные и экономические изменения в сравнительной перспективе", Москва, конференция Европейской Социологической Ассоциации в Турине, Италия, Международная конференция Европейского социального обследования, Дублин, Ирландия. Участник и организатор летних школ (Международная летняя школа ЛССИ "Многоуровневый конфирматорный факторный анализ и многоуровневое моделирование структурными уравнениями", Санкт-Петербург, Россия); стажировалась в Летней школе Мичиганского университета и Утрехтской летней школе, курс "Многомерный анализ данных", Утрехт, Нидерланды. Автор публикаций на русском и английском языке, включая книгу Мобильность пенсий в рамках Евразийского экономического союза и СНГ Вып. 24. СПб. : Колорит, 2014.

 

Состоит в группе высокого профессионального потенциала НИУ ВШЭ (2014); преподает дисциплины в магистратуре. Автор и со-автор публикаций на русском и английском языке, включая книгу Russian elite-2020. M. : Valdai Discussion Club, 2013. и Российская элита-2020. Аналитический доклад грантополучателей Международного дискуссионного клуба «Валдай» / Пер. с англ. М. : Международный Дискуссионный клуб "Валдай", 2013.

 

Получила степень магистра и PhD в Институте Технологий Джорджии (США). Автор публикаций на тему социологии организаций и социологии науки. В 2013 году получила ACM History Fellowship.

 

Признан Лучшим преподавателем НИУ ВШЭ в 2014 году. Участник исследовательских проектов "Картезианский скептицизм и радикальная интерпретация" и "Философский скептицизм и проблема обоснования знания". Автор публикаций на русском и английском языке на темы эпистемология, философия языка, и философия неопрагматизма, за которые он получил поощрения НИУ ВШЭ.


Трудоустройство

·        Аналитические и управленческие позиции в российских и международных компаниях;

·        зарубежные и ведущие российские исследовательские университеты;

·        академические и общественные исследовательские центры.

"По мере того, как наше общество взрослеет и все больше задумывается о самом себе, профессия социолога становится все более востребованной. Без понимания устройства окружающего нас социального мира в наше время очень сложно ориентироваться в обществе, а тем более им управлять. Поэтому социологическая экспертиза сейчас используется для принятия государственных решений, законов, управления бизнесом. Без нее не обходятся журналистика и реклама, общественные и правозащитные организации. Конечно, много где решения и сейчас принимаются наобум, но такие организации (или страны) со временем отстают от своих соседей и конкурентов".

 Олеся КОЛЬЦОВА,

кандидат социологических наук,
НИУ ВШЭ - Санк-Петербург