Архив
На этой отдельной странице представлен архив со всей деятельностью научно-учебной группы «Языки описания другого в Европе Раннего Нового времени: социальные контексты и репертуары интерпретации».
Презентации с аннотациями выступлений
1) Fyodorov S. Levin F. ‘Native tradition and the limits of collective identity of the Insular Celts’ - 04.02.2021 конференция "Лояльность, подданство, гражданство: между империей и нацией" Санкт-Петербургский государственный университет/Высшая Школа Экономики, Санкт-Петербург
The paper focuses on the specifics of the research into the phenomenon of the collective identities in preindustrial Celtic societies or in so-called pre-modern era. We will attempt to demonstrate that the current understanding of this phenomenon is in need of considerable revision. The contemporary perception of this issue, essential for the humanities and social sciences, is characterized by a certain teleological approach: contemporary historians tend to look upon collective identities of medieval Europe through the lens of practices and realities which determined the functionality of this phenomenon in the modernized societies in the 19th-20th centuries.
We define “native” institutions as a set of practices originating from pan-Celtic, and in some aspects – from Indo-European, tradition which regulated daily activities of insular or Western Celts, and which remained intact throughout the whole mediaeval period until their abolition in the epoch of conquests and assimilation in the Early Modern time.
Native tradition and the limits of collective identity of the Insular Celts
2) Levin F. Aristotelian and Ciceronian theory of politics and Geoffrey Keating: challenging the discourse of English domination in Ireland – 01.03.2021 Colloquium of the project 'Classical Influences and Irish culture’, Aarhus University, Denmark
The paper is concerned with direct and indirect influences of Classical authorities mediated by medieval and early modern commentators on the system of argumentation which empowered both proponents of English domination in Ireland and its native opponents including Geoffrey Keating. It discusses Keating’s text in the same vein as contemporary historians examine how discovery of the Classical texts in the Renaissance, particularly Aristotle and Cicero, modified the modes of political thinking in Europe, and demonstrates how Aristotelian and Ciceronian ideas reflected in the writings of some authors with whom Geoffrey Keating entered into polemics contributed to the English discourse of domination in Ireland.
Aristotelian and Ciceronian theory of politics and Geoffrey Keating
3) Fyodorov S. Levin F. Cultural practices and local identities in early modern Britain’ – 20.05.2021, "National figurations and personifications in early modern Europe”, German Historical Institute, Paris
This paper contributes to the debate about the influence of the ‘state’ and ‘acculturation’ on the process of formation of early modern protonational identities as exemplified by early modern Britain. Historiography agrees that British composite monarchy was able to buttress self-esteem of each of the constituent nationalities, fixing their territorial and cultural identities [B.Bradshaw]. At the same time, it still considers the development of identity processes in early modern Britain as an internal conflict between epochalism (discourse consolidating collective identities, socially deprovincializing but psychologically forced) and essentialism (focused on cultivation of local culture and distinctions, socially isolating), from the perspective of Geertzian terminology. In this context, British identity was regarded as epochalist, whereas other ethnocultural identities as essentialist. In our opinion, the traditional concept of essentialism in historiography, which treats the emerging territorial Irish, Scottish and Welsh identities as separatist and conflictual [B.Bradshaw, N. Canny, C. Kidd], cannot fully explain the development of identity processes in early modern Britain. There is a need to reconsider the relationship between epochalism and essentialism in early modern Britain and to regard the emergence of essentialist identities as a form of integration into British composite monarchy. In our paper we are going to concentrate on expressions of British and Irish identity in late Tudor-early Stuart period.
Cultural practices and local identities in early modern Britain
4) Яковлева Ирина. Возвращение Античности в «Британии» Уильяма Кемдена – 29.04.2021, заседание НУГ «Языки описания другого в Европе Раннего Нового времени: социальные контексты и репертуары интерпретации»
Из доклада слушатели семинара узнали, в чём и почему Гальфрид Монмутский был не прав, как один из ведущих английских антикваров XVII века определял «варварство» и как антикварное знание осваивало британское пространство.
Возвращение Античности в «Британии» Уильяма Кемдена
5) Яковлева Ирина. Шотландская знать в «Британии» Уильяма Кэмдена – 17.09.2021, конференция «Языки описания социального в Средневековье и раннее Новое время» (НИУ ВШЭ СПб)
Анализ конструирования образов Ирландии и Шотландии позволяет сделать вывод, что «Британия» Кэмдена предлагает нарратив, объединяющий британские композиты, но при этом сохраняющий их локальные особенности. Издание 1607 года и его перевод на английский язык 1610 года, кроме того, контекстуально связаны с политическим проектом Якова I по созданию композитарной монархии: объединение под властью одного монарха нескольких композитов. Кэмден поддерживает идею союза Англии и Шотландии, что влияет на конструирование им образа Шотландии: при описании прошлого подчеркивает объединяющие, а не разъединяющие сюжеты. Подобную стратегию по объединению Шотландии и Англии можно проследить в изображении шотландской знати, что и является главной темой этого доклада. Кэмден изображает шотландскую знать как включенную в британскую систему титулов и лояльную королю «Великой Британии» Якову I. Представители шотландской знати выступают как акторы и британской, и местной истории. Кэмден не идеализирует отношения знати и короля как в прошлом, так и в настоящем, упоминая заговоры, среди которых самым недавним был заговор графа Гоури, но и не преувеличивает конфликты, которые заслонили бы собой миротворческую функцию Якова I.
Шотландская знать в «Британии» Уильяма Кэмдена
6) Яковлева Ирина. «Iam cuncti gens una sumus»: образ Шотландии в «Британии» Уильяма Кэмдена – 23.10.2021, конференция «Шотландия в новое и новейшее время: политическая культура, идеи, конфликты» (МГУ)
Раздел Шотландии, образ которой рассмотрен в данном докладе, был существенно трансформирован после недовольства шотландских интеллектуалов первым изданием «Британии» 1586 г.; но значительнее на издания 1607 и 1610 гг. повлияло восшествие на престол Якова I. Рассмотрение образа Шотландии в труде Уильяма Кэмдена демонстрирует, как английские интеллектуалы отвечали на политический проект Якова I по объединению королевств Англии и Шотландии, как и в каких понятиях представляли историю и географию Шотландии.
«Iam cuncti gens una sumus»: образ Шотландии в «Британии» Уильяма Кэмдена
7) Малиновский Никита. Частные социально-экономические отношения с ганзейскими купцами в Новгороде в конце XV — начале XVI вв.: проблематика и обзор источников – 29.04.2021, заседание НУГ «Языки описания другого в Европе Раннего Нового времени: социальные контексты и репертуары интерпретации»
В докладе рассматриваются социально-экономические события на Немецком дворе св. Петра в Новгороде в конце XV — первой четверти XVI вв., которые отражены в материалах съездов ганзейских городов, в ганзейской корреспонденции, а также в визуальном материале. Анализ проводится для иллюстрации социальных процессов, произошедших в Новгороде после вмешательства Московского государства в балтийский «мир-экономику», состоявший из треугольника «Новгород-Псков-Ливония». Автор приводит краткий контекст событий с XIII в. по последнюю треть XV в. для репрезентации постепенного развития новгородско-ганзейских отношений, а после рассматривает социально-экономические события до закрытия двора св. Петра в 1494 г. и после его открытия в 1514 г. В докладе особое внимание уделено теме столкновения правовой новгородско-ганзейской «старины» и зарождающейся документальной правовой традиции XVI в., которая характерна для формирующихся политических образований, а точнее централизованных государств.
Проблематика и обзор источников
8) Малиновский Никита. Частные социально-экономические отношения с ганзейскими купцами в Новгороде в конце XV — начале XVI вв.: особенности письменного языка описания – 28.06. 2021, заседание НУГ «Языки описания другого в Европе Раннего Нового времени: социальные контексты и репертуары интерпретации»
В докладе подробно рассматриваются особенности письменного языка конца XV в. и первой четверти XVI в., который ганзейские купцы использовали для описания отношений с русскими. Автор приводит опубликованные оригинальные тексты с переводом на русский язык и на основе анализа этих фрагментов формулирует гипотезы, которые будут развиты в ходе будущей исследовательской работы в Научно-учебной группе.
Особенности письменного языка описания
9) Малиновский Никита. Частные социально-экономические отношения с ганзейскими купцами в Новгороде в конце XV — начале XVI вв. – 17.09.2021, конференция «Языки описания социального в Средневековье и раннее Новое время» НИУ ВШЭ -- Санкт-Петербург
В докладе рассматривается динамика изменений социальных процессов, произошедших в Новгороде после вмешательства Московского государства в балтийский «мир-экономику». Для этого автор анализирует социально-экономические события на Немецком дворе св. Петра в Новгороде в конце XV — первой четверти XVI вв., которые отражены в материалах съездов ганзейских городов, ганзейской корреспонденции, а также визуальном материале. Анализ источников, который проходил в рамках тематики научно-учебной группы «Языки описания другого в Европе Раннего Нового времени: социальные контексты и репертуары интерпретации» позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, в первой половине XVI в. уже достаточно сложно определить, с кем именно торговали ганзейцы – с новгородцами или московитами, которые уже долгое время прожили в Новгороде, в связи с чем ганзейцы стали разделять правовые практики по региональному типу (так, появляется термин «московитское право»). Во-вторых, зарождающаяся документальная правовая традиция XVI в., которая характерна для формирующихся политических образований, а точнее централизованных государств, внесла коррективы в понимание ганзейской торговли по «старине», основанной на устном обычае, что часто вызывало конфликты.
Частные социально-экономические отношения с ганзейскими купцами в Новгороде
10) Анастасия Новикова, январь - выступление на заседании НУГ
Доклад об образе Московии в франкоязычных источниках XVII века представит студентка 4 курса департамента истории НИУ ВШЭ СПб Анастасия Новикова. В докладе будут освещены несколько источников о Московии во Франции XVII века, с помощью которых можно опровергнуть распространенное мнение, согласно которому французская Россика берет начало только в XVIII веке, так как до этого интерес к Московии во Франции отсутствовал.Через анализ периодических изданий, дипломатических записок, дневников путешественников и работ кабинетных ученых, выложенных на сайте Французской национальной библиотеки BNF-Gallica, Новикова хочет продемонстрировать, что французская Россика (Московитика - согласно М. По) берет начало уже в XVII веке. В докладе будут рассмотрены образ Московии, определенные особенности языка описания (обусловленные спецификой жанра), механизмы включения Московии в консолидированную в военном отношении Европу. Наконец, будет показана определенная эволюция образа во французских текстах.
Образ Московии во французских источниках XVII века
11) Анастасия Новикова, "образ Московии во франкоязычных источниках XVII века" – 17.09.2021, конференция «Языки описания социального в Средневековье и раннее Новое время» НИУ ВШЭ -- Санкт-Петербург
В историографии преобладает мнение о том, что образ Московии во франкоязычных источниках XVII века опирается на несколько переводов иностранных книг и дневников Маржерета и Невилля. Исследователи утверждают, что Франция и Московия очень мало интересовались друг другом до XVIII века, но я утверждаю, что их взаимный интерес начался раньше. Анализируя периодические издания, дневники дипломатов и путешественников, а также работы кабинетных ученых, размещенные на сайте BNF-Gallica, я утверждаю, что французская Россика (Московитика) существовала уже в начале XVII века: образ Московии был полным, информация о ней была обширной. В целом я определила определенный общий образ Московии и особенности языка описания, исходящие из специфики каждого выбранного жанра, изучила механизмы включения Московии в консолидированную в военном отношении Европу. В частности, в работе анализируются каналы коммуникации, по которым информация о Московии поступала во Францию, и устанавливается роль Польши и Амстердама как одних из ведущих мест-трансляторов знаний о Московии.
Образ Московии
12) Анастасия Афанасьева, "Роль virtus и fortuna в сочинении 'Historiae florentini populi' Леонардо Бруни" – 17.09.2021, конференция «Языки описания социального в Средневековье и раннее Новое время» НИУ ВШЭ -- Санкт-Петербург
Роль virtus и fortuna в сочинении 'Historiae florentini populi'
13) Сергей Байгушев, Александра Шистерова, Ирина Яковлева – 18.09.2020, девятое заседание научно-учебной группы «Языки описания другого в Европе Раннего Нового времени: социальные контексты и репертуары интерпретации»
Группа ознакомила других участников научно-учебной группы с изображением ирландского народа в источниках эпохи поздних Тюдоров и ранних Стюартов. Весь английский дискурс названного периода обосновывал необходимость инкорпорации Ирландии в британское имперское пространство, но авторами источников предлагались кардинально разные способы осуществления этого. Финес Морисон, потомственный дворянин и свидетель подавления ирландского восстания Хью О' Нила, продвигал исключительно силовой метод решения проблемы. Джон Дэвис, юрист, во главу угла ставил включение ирландцев в английское бытие при помощи законов. Барнаби Рич, солдат-протестант, думал над религиозным путем. Все тексты изображают ирландцев как варваров, склонных к бунту и вероломству, а местную схему управления характеризуют как тиранию.
Обзор источников: Ирландия (PDF, 130 Кб)
14) Александра Шистерова, Ирина Яковлева – 15.04.2020, четвертое заседание научно-учебной группы «Языки описания другого в Европе Раннего Нового времени: социальные контексты и репертуары интерпретации»
Выступление группы было посвящено различиям и сходствам в описании ирланцев в данных работах. В ходе обсуждения было подчеркнуто, что Морисон апеллирует к “природному” варварству местного населения и приводит доводы в пользу насильственноего подавления ирландцев, в то время как Дэвис объясняет «варварство» неправильными обычаями и законами и доказывает, что цивилизирование ирландцев возможно посредством распространения общего права. Помимо этого, участники затронули проблему религиозной идентичности авторов и их образования.
Образ ирландцев в раннестюартовских источниках (PDF, 198 Кб)
15) Дарья Зубкова, Алена Кузнецова, Максим Шкиль – 18.09.2020, девятое заседание научно-учебной группы «Языки описания другого в Европе Раннего Нового времени: социальные контексты и репертуары интерпретации»
Балканская группа выявила сходства и кардинальные различия между текстами на основании анализа источников. Им удалось определить параллели между Полом Райкотом и Петером Манди: они чаще ссылаются на современные им труды о турках и, в отличие от Пьетро Коппо и Пьетро делла Валле, не аппелируют к античному прошлому описываемых территорий.
Поул Райкот, Петро делла Валле и Пьетро Коппо
Заседания научно-учебной группы
- Проект запущен!
- "Этничность без групп"?
- Образ ирландцев в раннестюартовских источниках
- Образ "Другого" в псковском летописании
- Особенности образа московитов в XVII в. на примере текстов Петра Петрея и Юхана Спарвенфельда.
- Путешественники Балканского полуострова
- Влияние образовательных практик на этнографические тексты Раннего Нового времени
- Обсуждение отчётов и распределение по препринт-группам
- Обсуждение черновых вариантов препринтов
- "Пруссия как нация: стратегии репрезентации происхождения в прусском историописании XVI-пер. пол. XVII веков"
- Образ "Другого" на примере французской периодики и английских колонизационных "травелогов"
- "Образы "Другого" в поэмах Георгия Писида"
- «"Свой среди чужих, чужой среди своих": Переводчик Посольского приказа Кристоф Боуш (ум. в 1667 г.) и его дневник»
Научно-практические семинары
- "Самоуправление и организация иноземных полков на русской службе в 1630 - 1634 гг."
- "Трансформация понятия «варвар» в греческой культуре от Гомера до Аристотеля".
- «Как не быть варваром? Языки идентичности в Древнем Риме»
- "Городская коммуна средневекового Пскова: XIV — начало XVI вв.". Обсуждение книги А.А. Вовина.
- "Война сынов света против сынов тьмы: "другой" в авраамической религии античности".
- "Проблема индивидуальности в эпоху Ренессанса и Раннего Нового времени на примере текстов Л. М. Баткина и С. Гринблатта".
- "Образ ирландцев в раннестюартовских источниках на примере текстов Финеса Морисона и Джона Дэвиса".
- "Образ «иного» в псковском летописании".
- "Особенности образа московитов в XVII в. на примере текстов Петра Петрея и Юхана Спарвенфельда".
- ««Латыши» в Ливонии, Ингерманландии и Карелии: описание разнообразия в раннем Новом времени»
- «"Свой среди чужих, чужой среди своих": Переводчик Посольского приказа Кристоф Боуш (ум. в 1667 г.) и его дневник»
- "Ирландия и ирландцы в имперском проекте поздних Тюдоров: мифологема, практики описания и пути инкорпорации"
- "Пруссия как нация: стратегии репрезентации происхождения в прусском историописании XVI-пер. пол. XVII веков"
- Образ Другого в Японии и "цивилизационная политика" в Англии XVI-XVII вв.
- "Тарту под властью русского царя (1656-1660): границы лояльности"
- "Образы "Другого" в поэмах Георгия Писида"
- "Зачем и как переводить записки иностранцев о России Нового времени (на примере сочинений Петра Петрея)"
- «Что читали читатели травелогов XVII века?»
Семинары "Актуальное Европейское Средневековье и Раннее Новое время"
- «Источниковедческие проблемы и характер раннесредневекового историописания». 17.09.2019.
- «Средневековая этнокультурная и политическая проблематика». 09.10.2019.
- «Миф и сказка: возможности функционального анализа». 27.11.2019.
- «Средневековые суды: тяжбы над животными». 18.12.2019.
- «Феномен ведовства: трактовки различных правовых традиций». 22.01.2020.
- "The Byzantine Republic: people and power". Обсуждение книги Э. Калделлиса. 11.03.2020.
- Феномен демонологии в текстах Западной и Восточной Европы в Раннее Новое время. 08.04.2020.
- "Медиевализм в современной литературе или "public history" на примере романа Джозефин Тей "Дочь Времени"". 22.04.2020.
- ""Возвращение Мартина Герра": обсуждение фильма и книги Натали Земон Дэвис". 06.05.2020.
- Проблема индивидуальности в эпоху Ренессанса и Раннего Нового времени на примере текстов Л. М. Баткина и С. Гринблатта. 20.05.2020.
- "Ричард III" (реж. Ричард Лонкрейн): обсуждение киноэкранизации по одноименной пьесе У. Шекспира". 10.06.2020.
- Обсуждение книги Р. Бартлетта "Королевская кровь: династическая политика в средневековой Европе". 29.09.2020.
- Обсуждение сборника Н. Детеринг, К. Марсико, И. Валсер-Бюрглер "Contesting Europe: comparative perspectives on early modern discourses on Europe, 1400-1800". 10.11.2020.
- Обсуждение сериала "Пустая корона" (реж. Руперт Гулд, Ричард Эйр, Теа Шеррок, Доминик Кук) как экранизации пьес У. Шекспира ("Ричард II", "Генрих IV", "Генрих V", "Генрих VI", "Ричард III"). 15.12.2020
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.